Проект «Дальневосточные писатели – детям»
Проект «Дальневосточные писатели – детям»
Автор: Щербакова Лариса Алексеевна
Хорошая Книга – это ручеёк, по которому
в человеческую душу втекает добро.
Ф. Абрамов
Актуальность:
Современные дети с самого раннего возраста легко умеют обращаться с разными электронными гаджетами, и в то же время интерес к литературным произведениям ушёл на второй план. Современные дети перед сном смотрят мультфильмы или играют в игры на планшете. И уже крайне редко можно увидеть маму, сидящую в очереди в детской поликлинике с книжкой в руках, читающую поучительную сказку или забавные стихи. Детей трудно заинтересовать не только повествованием истории, описанной в книге, но и рассматриванием иллюстраций, какими бы красочными они не были - это не шоу со спецэффектами.
Книгу называют живительным родником познания. Именно с помощью литературы формируется нравственная сторона личности ребенка. Чтение пробуждает и формирует моральные качества личности, помогает определить социально ценностные ориентиры и устанавливать на их основе взаимоотношения в социуме. Формирование нравственно-патриотических чувств невозможно без приобщения к литературе. И уже давно не аксиома - без книги нет хорошего образования. И отсюда возникает еще одна проблема - не знание авторов детских произведений родного края. На Дальнем Востоке много замечательных писателей и поэтов, создавших яркие колоритные произведения, отличающиеся особым «дальневосточным» характером. Пронизанные чувством восхищения и глубокой любви к родному краю, его уникальной природе, его мужественными и трудолюбивыми жителями. Стихи, сказки, рассказы П. Комарова, Н Наволочкина ,Д. Нагишкина,Е. Кохана, Е. Шульжика, и других находят эмоциональный отклик в детском сердце.
Реализация данного педагогического проекта направлена на:
- формирование будущего читателя;
- внедрение новых образовательных технологий в педагогическую практику;
- организацию различных видов деятельности, воздействующих на формирование у детей интереса к произведениям детских писателей;
- создание условий для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.
Цель проекта: Знакомство дошкольников с литературным наследием Хабаровского края.
Задачи:
1. Способствовать формированию чувства любви к «малой Родине» через знакомство с творчеством дальневосточных писателей.
2. Развивать речевые коммуникативные компетенции дошкольников: умение слушать и понимать литературные произведения дальневосточных писателей, эмоционально откликаться на них, пересказывать содержание.
3. Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи на основе произведений детских писателей.
4. Организовать партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе ДВ.
5. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи, драматизировать, инсценировать небольшие произведения.
6. Развивать творческие способности: желание создавать по литературным произведениям различные поделки, рисунки, коллективные работы.
Участники проекта: старший дошкольный возраст, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, социальные партнеры МБДОУ.
Тип проекта: долгосрочный.
Вид: информационно – практико-ориентированный.
Срок реализации: учебный год - 7 месяцев.
Формы реализации проекта:
- Чтение художественной литературы;
- Беседы, ситуативные разговоры;
- Экскурсия, рассматривание иллюстраций, книг, просмотр мультимедийных презентаций;
- Творческие продукты деятельности.
Ожидаемый результат:
- Повысится интерес детей к творчеству дальневосточных писателей;
- Значительно пополнится активный словарь;
- Расширится кругозор;
- Сформируется умение непринужденно декламировать стихи на сцене;
- Сформируется устойчивый интерес к чтению, посещению библиотек, участию в литературных конкурса;.
- Родители осознают необходимость иметь в домашней библиотеке произведения дальневосточных писателей и читать их детям;
- Методический кабинет пополнится перспективным планом работы со старшими дошкольниками по ознакомлению с дальневосточными писателями.
Продукт деятельности: презентация проекта через творческие и поэтические конкурсы.
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровые: воспитатели, музыкальный руководитель, библиотекарь
Учебно-методические ресурсы - фонд методического кабинета:
- библиотека;
- медиатека.
Содержание и этапы реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана с сентября по март текущего учебного года.
1 этап: Предварительно- проектировочный : сентябрь
Подбор материала и ознакомление с творчеством детских писателей.
Разработка плана мероприятий с детьми по ознакомлению с творчеством детских писателей, планирование выставок.
Составления сценариев мероприятий с детьми, родителями.
Оформление папки-передвижки и альбома по теме проекта для родителей
Подборка книг, альбомов с иллюстрациями произведений детских писателей дальнего востока
Анкетирование родителей. «Писатели и поэты ДВ»
2 этап: Практический: сентябрь-март.
Литературные гостиные «Прочитаю-расскажу».
Оформление библиотеки книг дальневосточников в группе.
Чтение книг детям в детском саду.
Семейные чтения «Читаем всей семьей».
Посещение сельской библиотеки.
3 этап: Заключительный: март.
1. Повторное анкетирование родителей. «Писатели и поэты ДВ».
2. Круглый стол «Поделимся впечатлениями».
План мероприятий по реализации проекта:
|
С детьми |
С родителями |
сентябрь |
1. Подбор материала по дальневосточным писателям. 2. Создание библиотеки из книг дальневосточных писателей. 3. Знакомство с творчеством В. Морозова, В. Шульжика 4. Чтение и заучивание стихов веселых стихов |
Рекомендации по содержанию домашнего чтения «Читаем вместе с детьми». привлечение родителей к оформлению выставки произведений дальневосточных писателей |
октябрь |
1. Чтение, разучивание стихотворений дальневосточных писателей ко дню рождения Хабаровского края. 2. Экскурсия в библиотеку « Мой родной край» 3. Конкурс чтецов « Моя Родина» (по произведениям поэтов ДВ) |
Привлечение родителей к организации и оцениванию конкурса чтецов |
ноябрь |
1. Знакомство с творчеством Е. К. Кохан. Чтение произведений, заучивание, рассматривание иллюстраций. 2. Знакомство с творчеством В. С. Рыбина. Чтение произведений, заучивание 3. Конкурс рисунков « Милый сердцу край» |
«Памятка для родителей» (как привлечь внимание ребёнка к художественной литературе). |
декабрь |
1 Знакомство с творчеством Н. Д. Нагишкина. «Амурские сказки» 2. Иллюстратор- дальневосточник Г.Д. Павлишин |
Консультация для родителей «Сказка как средство воспитания любви к Родине |
январь |
1. Знакомство с творчеством . Д. Наволочкина. 2. Знакомство с книгой «Лукошко» Иллюстратор - Чешкин С.А. 3. Творческий конкурс « Я рисую сказку» |
Привлечение родителей к оформлению выставки «Творчество юных иллюстраторов сказки» |
февраль |
1. Знакомство с творчеством П. Комарова Чтение произведений, заучивание 2. Знакомство с книгой В. Ф. Захарова. «Я живу на границе» |
Консультация для родителей «Учим стихи наизусть с использованием приемов мнемотехники». |
март |
1. Знакомство с творчеством А. Пассара - стихи и сказки коренного народа ДВ 2. Литературная викторина по произведениям дальневосточных писателей. |
Привлечение родителей к подготовке литературной викторины |