Бережём зрение детей
Бережём зрение детей
Автор: Санжеева Людмила Юрьевна
ГБДОУ "Детский сад № 80 Красносельского района Санкт-Петербурга"
Зрение играет большую роль в развитии ребенка дошкольного возраста. При формировании наглядно-действенного мышления без зрительного восприятия педагогический процесс значительно осложняется. Нарушение зрения у детей дошкольного возраста может привести к изменению мотивации образовательной деятельности, снижению их творческой активности, замедлению физического и психического развития, вызвать отклонения в социальном поведении.
Ни для кого не секрет, что с каждым годом абсолютно здоровых детей в стране рождается всё меньше. И, пройдя жизненный путь от детского сада и до периода взросления, человек не становится здоровее. Поэтому для сегодняшнего образования так важен вопрос сохранения здоровья ребёнка.
За последние годы увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к отклонениям в формировании зрительной системы, слабовидению, остаточному зрению или к полной слепоте.
В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. На сегодняшний день наблюдается очень досадная тенденция, когда у населения нашей страны стремительно ухудшается зрение.
Зрение детей подвергается все большим опасностям как раз в то время, когда идет интенсивное развитие органов зрения, дети проводят время за просмотром телевизора, за экраном компьютера, с планшетами и телефонами в руках.
Нарушения зрения бывают врожденные и приобретенные. К возникновению приобретённых форм зрительных расстройств приводят не только игры в компьютеры, но и острые инфекции (грипп, корь, дифтерия). Резкое снижение зрения нередко может быть вызвано заболеваниями ЦНС: менингитами, энцефалитами, опухолями мозга, травмами черепа.
С первых дней жизни начинается знакомство ребенка с окружающим миром. Дети в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы. У детей дошкольного возраста процесс восприятия окружающего мира начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослого. Развитие представления об окружающем мире, во многом зависит от того на сколько правильно работают органы чувств. Вся работа по ознакомлению детей с окружающим миром базируется на формирование анализирующего наблюдения, обучению способом анализа, обобщению, сравнению, классификации, группировки, формированию умений на основе продуктивных видов деятельности и развитию связанной монологической речи. Основными методами и средствами являются наблюдение, обследование, дидактические игры, упражнения с натуральными объектами, экскурсии, просмотр диафильмов, презентаций, рассматривание различных видов наглядности (картинки, муляжи, игрушки) слушание грамзаписей.
Один из компонентов образовательных областей ФГОС — физическое развитие, которое предусматривает становление ценностей здорового образа жизни. В детском саду в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребёнка, задача воспитателя построить так свою работу, чтобы зрение детей не только не ухудшилось, а по возможности и восстановилось. Воспитателю необходимо овладеть знаниями о гигиене, охране, коррекции отклонений в развитии органов зрения. Однако это не значит, что воспитатель должен уметь ставить диагноз. Он должен:
1. Знать физиологические и возрастные особенности его развития.
2. Уметь видеть отдельные признаки (симптомы) отклонений зрительного восприятия.
На базе дошкольных образовательных учреждений должны создаваться условия для сохранения здоровья детей.
На сегодняшний день есть методики, которые позволят успешно решать следующие задачи:
1. Содействовать нормальному и естественному функционированию глаз путём снятия психических и физических напряжений.
2. Тренировать глаза с помощью упражнений.
3. Развивать дистантную остроту зрения, а также зрительную память, быстроту реакции.
Одним из главных результатов работы воспитателя можно считать осознанное отношение детей к вопросам сохранения своего здоровья, в частности зрения. Этому могут способствовать проводимые в виде игры досуговые мероприятия в детском саду - «Где прячется здоровье?», где дети получают представления о строении человеческого тела, о пользе витаминов, о соблюдении правил личной гигиены.
Обязательной частью любого занятия с детьми является проведение физкультминуток, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз (дети часто моргают веками, не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх). Физкультминутки рекомендуется проводить в игровой форме и с музыкальным сопровождением.
Вместе с детьми можно выполнять и упражнения для тренировки глаз по методике профессора Э.С. Аветисова:
1. Сидя: крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть глаза на 5 сек. Повторить 8-10 раз.
2. Сидя: быстро моргать глазами 1-2 минуты.
3. Сидя: массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев в течение 1 минуты.
4. Сидя: тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. снять пальцы с века. Повторить 3-7 раз.
Эти упражнения направлены на улучшение функций цилиарной мышцы, так как существенно улучшают региональное кровообращение.
Ежедневное выполнение точечного массажа после сна способствует не только сохранению остроты зрения, но и улучшению общего состояния организма ребёнка, снижению уровня заболеваний простудного характера.
Основная цель гимнастики для глаз для детей дошкольного возраста - тренировка мышц органов зрения. Именно от них зависит, насколько хорошо будет видеть ребёнок в дальнейшем и не будет ли у него проблем с глазками в школе. Специально разработанные комплексы упражнений призваны: успокоить нервную систему ребёнка; помочь мозгу переработать информацию, полученную через органы зрения; облегчить глазкам нагрузку, снять усталость, дать им отдохнуть; замедлить и даже вовсе остановить падение зрения или развитие астигматизма. Данные функции способна выполнять как гимнастика для глаз для детей 2–3 лет, так и комплексы упражнений для ребят постарше. Ежедневные занятия, рекомендованные офтальмологами, принесут заметную, ощутимую пользу дошкольникам. Тем более, если учесть тот факт, что зрение формируется вплоть до 12 лет.
Кому показана такая гимнастика?
Не нужно думать, что если у вашего малыша нет никаких проблем со зрением, то он находится вне зоны риска, а значит — и гимнастика ему эта не нужна. Её назначают даже для детей 5–6 лет, у которых нет никаких жалоб, только чтобы подготовить глазки к школе, где нагрузки на них увеличатся в несколько раз.
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к современным здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
- предупреждение утомления,
- укрепление глазных мышц,
- снятие напряжения,
- общее оздоровление зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Для проведения гимнастики для глаз не требуется специальных условий. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.
При проведении очень важен наглядный показ действий педагога.
Гимнастику для глаз очень просто делать вместе с детьми: просто читайте стих и повторяйте движения глазами, которые описаны в тексте.
Упражнение для профилактики нарушений зрения “Снежки” (Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
“Нарисуйте” круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.
“Золотая хохлома”
Глаза крепко закрываем,
Широко их открываем.
Все умеем мы моргать
И глазами “рисовать” (Поднять глаза вверх, сделать ими круговое вращение по часовой стрелке и против часовой стрелки).
Ветка влево повернулась (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове).
И в колечко завернулась (Согнуть левую руку в локтевом суставе).
Изогнулась мило вправо (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове.
Получился лист на славу! (Согнуть правую руку в локтевом суставе).
Рядом с листиком трёхпалым (Присесть).
Земляника цветом алым (Обхватить колени руками, посмотреть вниз)
Засияла, поднялась (Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки)
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома (Наклоны туловища в стороны)
Золотая хохлома! (Опустить руки вниз)
“Как мы Мишке помогали”
Долго мы в лесу гуляли, (Руки на поясе, ходьба на месте)
Наши ноги не устали.
Руки тоже не устали (Вытянуть руки в стороны на уровне плеч)
Хоть немного рисовали (Согнуть в локтевом суставе)
Будем руки поднимать (Поднять руки вверх и посмотреть на ладошки)
Силу крепкую качать (Опустить руки вниз и посмотреть на носочки)
Сильна левая рука (Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)
Сильна правая рука (Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо)
Сильна левая нога (Сделать шаг вперёд левой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги)
Сильна правая нога (Сделать шаг вперёд правой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги)
Кулаки крепко сжимаем (Выполнять в соответствии со словами)
Руки мы в локтях сгибаем.
Раз, два, три, четыре
Глазки мы откроем шире.
Мишка, прыгай вместе с нами,
Силушку тебе собрали (Прыжки на месте)
Сладко ты в берлоге спи (Присесть, закрыть глаза ладошками)
“Зрительная гимнастика” (Гимнастика для глаз выполняется сидя, без очков, в соответствии со словами педагога)
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками
“У компьютера”
Мы с компьютером играли (Сидя, потереть ладонями лицо)
Ох, глаза наши устали (Слегка прикрыть глаза веками)
Надо глазкам отдых дать,
Будем быстро мы моргать (Быстро моргать)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем быстро мы моргать.
А теперь глаза закроем (Выполнять упражнения в соответствии с указанием)
Широко опять откроем.
Раз – закроем, два – откроем,
Три – закроем, на четыре вновь откроем.
Раз, два, три, четыре, пять
Не устанем закрывать.
И ладошками глаза
Мы закроем не спеша,
Посидим в темноте.
Краска чёрная везде.
А теперь представим сразу,
Чёрную от сажи вазу.
Всё черным-черно кругом:
Чёрно небо, чёрен дом.
Снова мы глаза откроем,
На работу их настроим.
“Кружева”
Кружевницы ниткой кружева плетут (Имитируют плетение)
Там цветы и птицы дивные живут.
Их иголочка “рисует” тут и там (Отводят руки в стороны попеременно и нитка тянется за нею по пятам, прослеживают взглядом)
Но и мы умеем, кружева вязать (Имитируют рисование кистью)
Будем кисточкой узоры рисовать.
Нарисуем мы узоры наверху (Поднять голову, посмотреть вверх)
Завитушками листочки есть внизу (Опустить голову, посмотреть вниз)
Слева можем мы бутоны положить (Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)
Справа инеем пушистым всё покрыть (Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо)
Мы волшебные получим кружева (Поднять руки вверх)
Будут радовать они нас, детвора (Улыбаясь, опустить руки через стороны вниз)
“Ёжик”
Ходил ёжик по полянке (Ходьба на месте)
Он искал грибы опятки (Повороты головы вправо и влево)
Глазки щурил и моргал (Сильно прищуриться и широко открыть глаза)
Но грибов не увидал (Развести руки в стороны)
Вверх смотрел он (Поднять голову, посмотреть вверх)
Вниз глядел (Опустить голову, посмотреть вниз)
Сам тихонечко пыхтел (Произнести “пых”, “пых”, “пых”)
Смотрел влево (Голова неподвижна, посмотреть влево)
Смотрел вправо (Голова неподвижна, посмотреть вправо)
Вдруг увидел гриб на славу (Плотно закрыть и широко открыть глаза)
Оглянулся он ещё (Руки спрятать за спину)
Через левое плечо (Повернуть голову влево, посмотреть назад)
Через правое ещё (Повернуть голову вправо, посмотреть назад)
Ёж затопал по тропинке (Ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
И грибок унёс на спинке.
"Дождик"
Дождик, дождик, пуще лей.
Смотрят вверх.
Капай, капель не жалей.
Смотрят вниз.
Только нас не замочи.
Делают круговые движения глазами.
Зря в окошко не стучи
"Ветер"
Ветер дует нам в лицо.
Часто моргают веками.
Закачалось дepевцо.
Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише ...
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше.
Встают и глаза поднимают вверх.
"Рисование носом"
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
Закрываем мы глаза
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо-влево.
Заниматься вновь начнем.
"Снежинки"
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал …
Дети смотрят вверх и вниз.
Все на землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
1. «Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
2. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
3. Глазами напишите цифры от 0 до 9.
4. Глазами напишите свое имя и фамилия.
5. Глазами напишите число, месяц и год рождения.
6. Глазами нарисуй пружинки.
7. Глазами нарисуйте 6 горизонтальных восьмёрок и 6 вертикальных восьмерок.
8. Глазами нарисуйте 6 треугольников по часовой стрелке, затем 6 треугольников против часовой стрелки.
9. Зажмурив левый глаз, правым напишите нечётные числа от 1 до 9. Зажмурив правый глаз, левым напишите четные числа от 2 до 10.
10. Нарисуйте глазами пружинку из 12 витков слева на право и наоборот.
11. Нарисуйте глазами геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки.
Лёгкие, весёлые, ненавязчивые, эти упражнения помогут родителям и ребёнку не знать проблем со зрением ни до, ни после школы. Конечно, при астигматизме, дальнозоркости или близорукости гимнастика будет несколько иная, более специфическая. И, тем не менее, даже она будет вполне выполнимая.
Достоинство гимнастики для глаз заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.
Литература:
1. Данилова М. Д. Школа Хорошего Зрения / ЛитРес, 2017, 290 с.
2. Гейден К. Рецепты для улучшения зрения. 2016 126 стр.
3. Храмова Е. Тренинги и игры для глаз Ростов. Феникс, 2016 127 с.