Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Использование ИКТ в процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников 5-6 лет

Дата публикации: 2023-02-07 01:48:12
Статью разместил(а):
Горбатюк Кристина Александровна

Использование ИКТ в процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников 5-6 лет

Автор: Горбатюк Кристина Александровна

ГБДОУ "Детский сад № 28 Василеостровского района"

 

По словам известного педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой, развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы образования, начиная с детского сада.

ФГОС ДО выделяет следующие компоненты речевого развития:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Мы, педагоги дошкольных образовательных учреждений, должны создавать нашим воспитанникам условия для полноценного развития у них всех сторон речи.

Сегодня вопрос речевого развития детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Наблюдения показали, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами.

Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем: все эти умения формируются у детей медленно, лексико-грамматические ошибки очень часто допускают дети и без сложной речевой патологии, посещающие массовые детские сады.

А ведь, как известно, чем богаче и правильнее словарь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем полноценнее его отношения со сверстниками и со взрослыми. Поэтому своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для его полноценного речевого и общего психического развития.

Для решения проблемы формирования лексико-грамматического строя речи неоспорима роль стимулирования взрослым повседневного активного общения ребёнка со взрослыми и сверстниками как в процессе специально организованного обучения (по всем образовательным областям), так и в процессе живого человеческого общения.

Эффективным методом стимулирования речевой активности, закрепления грамматических навыков, уточнения словаря, упражнения в составлении связных высказываний являются специальные дидактические (обучающие) игры. 

Но тут очень важно уметь не только правильно подобрать, гармонично ввести в общую игру-занятие, но и интересно провести эти дидактические игры. Ведь, по словам Е.И. Тихеевой, эффективность дидактических игр зависит от того, насколько они интересны ребёнку, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.

Одним из способов решения этих задач является использование нетрадиционных методов и приёмов, внедрение современных средств обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Это, например, театрализованные игры, песочная игротерапия, игры с природным материалом, пластилинотерапия, а также информационно-компьютерные технологии (ИКТ).

Для этой цели в своей работе я использую специализированные компьютерные логопедические программы, например:

- программно–методический комплекс «Развитие речи»,

- специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», а также свои авторские программы по развитию речи.

Свои дидактические игры по формированию лексико-грамматического строя у старших дошкольников я оформляю в виде медиатеки мультимедийных презентаций. Для удобства презентации я распределяю по изучаемым лексическим темам. Сюда входят как статические, так и анимационные игры.  

Особый интерес вызывает у детей игры-презентации, созданные на основе результатов их детского творчества: рисунков, поделок.

Таким образом, опыт использования ИКТ в формировании лексико-грамматического строя речи позволил определить его следующую практическую значимость:

- позволяет сделать занятия более привлекательными для детей, тем самым предотвращая их утомление;

- повысить мотивацию дошкольников, усилить желание узнать что-то новое;

- стимулировать речевую активность детей, желание вступить в диалог;

- помогает сделать более результативным развивающий процесс;

- обеспечивает наглядность образовательного процесса;

- позволяет сэкономить время педагога.

В то же время, используя ИКТ в своей педагогической деятельности, мы не должны забывать и о следующих моментах:

- должны быть учтены риски интернет-ресурсов;

- должна быть учтена психолого-педагогическая экспертиза компьютерных игр;

- контроль непрерывного времени работы с экраном и проектором;

- должны быть учтены возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, интересы детей;

- чередовать и виды, и формы работы;

- следить за темпом работы (не должен быть быстрым);

- исключить принуждение и подавление желания ребёнка;

- следовать действующим санитарным правилам и нормам СанПиН. Диалог с компьютером не должен заменять живое диалогическое общение участников образовательного процесса: педагога и воспитанников, воспитанников между собой.

  

Литература:

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь