Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-02-13 15:14:19
Статью разместил(а):
Олифир Евгения Александровна

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Автор: Олифир Евгения Александровна

ГБДОУ "Детский сад № 28 Василеостровского района"

 

Какова же роль фонематических процессов в развитии речи?

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи.

Как проявляется нарушения фонематического восприятия у дошкольников?

Нарушение фонематического восприятия проявляется в том, что ребёнок:

- Не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.

- Затрудняется: определить место и последовательность звуков в слове; определить количество  звуков и слогов в слове; подобрать слово с определённым звуком или количеством  звуков или слогов; в воспроизведении слов сложной слоговой структуры; определить количество и последовательность слов в предложении.

Словарь ребёнка  не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать в развитии. По той же причине недостаточно формируется и грамматический строй речи. При недостаточно развитом фонематическом восприятии  многие предлоги, безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Нередко при логопедическом обследовании дошкольников (6-7 лет) выявляются дети, которые при относительно сохранном звукопроизношении и по возрасту развитом   лексико–грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие.

В силу того, что описанные выше нарушения «не бросаются в глаза», а, следовательно, и не беспокоят родителей дошкольников, дети остаются без своевременно оказанной помощи. Если у  ребенка выявлены хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то вероятен риск, возникновения  затруднений в овладении чтением и письмом в школьном возрасте.

При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

- трудности слияния звуков в слоги и слогов в слова;

- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих)

- побуквенное чтение (К, А, Ш, А)

- искажение слоговой структуры слов;

- слишком медленный темп чтения;

- нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма относятся: замены букв, пропуски гласных, пропуски согласных в их стечении, слияние слов на письме, раздельное написание частей одного слова, пропуски, перестановки слогов в слове.

Работу по формированию фонетического восприятия  осуществляют по следующим направлениям:

1. Развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие простых форм фонематического анализа.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа.

4. Развитие фонематического синтеза. 

5. Развитие фонематических представлений.

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

Расскажу подробней о каждом направлении:

1. Развитие слухового внимания и памяти. С этим направлением вы можете ознакомиться в моей предыдущей статье «Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста».

2. Развитие простых форм фонематического анализа.                                                                           

ГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ.

Определение гласного звука (на слух):

- если услышишь звук [А], хлопни в ладоши

- в ряду других гласных 

- в начале слова (в ударной позиции, в безударной позиции).

Вычленение заданного гласного звука (на слух):

- из ряда гласных (в начальной позиции УИА – АИО – ОИУ - АУЭ) 

- из серии слогов (с повторяющимся гласным звуком УП – УС - УК)

- из слова (в начальной позиции под ударением)

- из слова (гласный в середине слова под ударением).

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ 

Определение согласного звука (на слух): \если услышишь звук [М]  хлопни в ладоши\ - начального звука в слове

- последнего согласного в слове

- согласного в середине слова.

Определение согласного звука на слух в начальной позиции

- из серии слогов (ОП – АП – УП;  ТА – ТО – ТУ)

- из слова.

Определение последнего согласного в слове. На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный звук», «согласный звук».  Дети усваивают основные характеристики согласных звуков (твердый - мягкий, звонкий - глухой), слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схемах: красный - гласный звук, синий - твердый согласный звук, зеленый - мягкий согласный звук (согласные звуки для фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь вызванные и автоматизированные). 

3. Развитие сложных форм фонематического анализа.

Развитие навыка определять количество звуков в слове:

- определение количества звуков в слове;

- обозначение количества звуков в слове \фишками, на звуковой линейке и т. д;

- отбор картинок с заданным количеством звуков;

- отстукивание  количество звуков в слове; 

- определение количества согласных (гласных) звуков в слове.

Развитие навыка определять последовательность звуков в слове.

Развитие навыка определять место звука в слове:

- определение позиции звука (начало, середина, конец слова)

- определение позиции звука на схеме

- определение «соседей» заданного звука справа и слева

- определение порядкового номера заданного звука

- составление звуковых схем слова

- подбор картинок (слов) к звуковым схемам.

4. Развитие фонематического синтеза                                                                                                          

Составление слов из звуков:

- предъявленных по порядку,

- в разнобой, 

- составление слов из предъявленных звуков с помехами (хлопки, временный перерыв, каким-либо словом). Пример: С, затем О, потом К, назови слово (СОК). 

Составление слов из первых звуков названий картинок. Пример: картинки: лодка, утка, капуста - ЛУК.

5. Развитие фонематических представлений.

Подбор слов на определённый заданный звук. (Придумай слова со звуком ....)

Подбор слов с заданным количеством звуков 3,4,5 ...

Подбор картинок с определённым количеством звуков.

Подбор слов со звуком в заданной позиции (начало, середина, конец слова).

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа       

Подбор картинок с заданным звуком с  определение количества звуков  в слове.

Подбор слов с определённым количеством звуков и заданной позицией звука (начало, середина, конец слова)

Добавление различного количества звуков к заданному слогу ПА-ПАР\, слову ПАР-ПАРК.

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, суффиксы, приставки, выделяют предлоги в предложении и т.д. Это очень важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего звука, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важной предпосылкой для правильного обучения грамоте. Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и тормозит развитие связной речи. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому необходима система поэтапного формирования фонематической стороны речи  дошкольников.

Известно, что отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь