Интерактивная песочница в работе воспитателя
Интерактивная песочница в работе воспитателя
Автор: Успенская Лидия Геннадьевна
ГБДОУ Детский сад № 32 Калининского района Санкт Петербурга
Аннотация: В последнее время во всём мире происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определённый отпечаток на педагогическую деятельность, направленную на развитие современного ребёнка. Здесь интерактивная песочница может стать развивающим средством данной среды.
Ключевые слова: герой - черепашка, путешествие, использованием разных видов песочниц.
«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противополож-ностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» (Карл Густав Юнг).
Интерактивная песочница – комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озерами и горами, вулканами и долинами, может быть преобразована в интерактивный стол за счёт дополнительной панели для превращения пространства над песком в интерактивную поверхность или программного комплекса с играми и занятиями для стола.
В жизни ребенка фантазия играет ключевую роль. Достаточно сказать, что на воображении полностью построена детская игра, а это ведущий вид деятельности дошкольника. В игре ребенок учится, через игру получает основы взаимодействия, познает окружающий мир.
Я, как воспитатель, открываю маленькому человеку дверцу в удивительный мир песочных фантазий, воспитываю в нем с помощью чудесной силы песка добрые и высокие чувства. Песок становится для детей доступным средством развития воображения, выражения своих фантазий. Возможно, ни один другой материал не сможет сравниться с песком по силе влияния на умственное и физическое развитие ребенка. Песок развивает, расслабляет, успокаивает. В нашем учреждении созданы условия для проведения с детьми занятий и игр с песком с помощью разных видов песочниц, это помогает не только эмоциональному развитию ребенка, но и оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков.
Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Он часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Песочная терапия позволяет совместить все это в одном процессе: пока ребенок строит что-то на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки.
Проведение таких занятий реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Наша цель - обеспечить удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка - быть здоровым, эмоционально благополучным.
Интерактивная песочница – современное игровое оборудование, включающее в себя обычный песок и интерактивные технологии. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную. С использованием песочницы выстраиваются увлекательные занятия, соответствующие календарно-тематическому планированию и ФГОС ДО.
Такие занятия помогают формировать у детей целостную картину мира, расширять кругозор, развивать познавательно-исследовательскую деятельность, память, улучшать коммуникативные навыки и речь, улучшать социальную адаптацию. Игры развивают мелкую моторику, снимают психоэмоциональное напряжение, способствуют концентрации внимания.
Наблюдая за детьми в процессе игр с песком, я увидела, что гипер-активных детей песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает.
Мы отметили преимущества игр с песком:
- С помощью песочницы может проводиться педагогическая диагностика;
- Игра с песком позволяет быстро установить доверие со стороны ребенка к взрослому;
- Дети проявляют интерес и получают удовольствие от занятий;
- Песок производит эффект релаксации на ребенка;
- Улучшается общее эмоциональное состояние ребенка.
Особенности проведения занятий с песком.
Начало и окончание занятия обладают исключительной важностью как для педагога, так и для детей. Именно ритуал входа создает нужную атмосферу и успокаивает, благодаря чему ребенку легче сконцентрироваться и включиться в работу. В начале занятия мы с детьми всегда здороваемся с песком, проводим пальчиковую гимнастику, делимся своими ощущениями. В песочнице живет наш герой- Черепашка, она нас встречает. При работе в песочнице важно соблюдать правила и меры предосторожности. Дети их знают и не нарушают! Мы обязательно повторяем наши правила:
- не разбрасывать песок из песочница;
- не трогать руками глаза, рот;
- не смотреть на проектор.
Ритуал прощания в конце позволяет закрепить положительные эмоции, которые были получены во время занятия, и проанализировать его эффективность. Мы с детьми в конце занятия благодарим Черепашку, прощаемся с ней и песком, моем руки.
Игры с песком развивают воображение и фантазию детей, что благоприятно сказывается на их психоэмоциональном состоянии, а значит, способствует сохранению и укрепления здоровья дошкольников.
Литература:
1. Ковба М.В., Утёмов В.В. Интерактивная песочница в работе воспитателя: Познавательное развитие. ФГОС дошкольного образования: Методическое пособие. Киров: Изд-во МЦИТО, 2017.
2. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет/ авт. -сост. М. А. Федосеева. Волгоград: Учитель, 2016.
2. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия/ сост. Т.В. Селищева. Волгоград: Учитель. - 192 с.
3. Песочная терапия в развитии дошкольников. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. М.: ТЦ Сфера, 2017.
4. Педагогическая песочница. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников. Воробьева Н.А., Сапожникова О.Б. Москва: Интеллект-Центр, 2016.