Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Сказка "Украшение отваги"

Дата публикации: 2018-04-12 11:15:06
Статью разместил(а):
Ломова Анастасия Сергеевна

Украшение отваги

(сказка)

Автор: Анастасия Сергеевна Ломова

 

Посвящаю СВВ.

 

Я не могу точно сказать, где и когда произошла эта история. Да и так ли это важно? В конце концов события, подобные тем, о которых я хочу рассказать могли произойти в любое время и в любом провинциальном городке. А потому, обойдясь без уточнения времени и места событий и полагаясь в этом вопросе более на фантазию читателя, нежели на память автора, я приступаю к своему рассказу.

Итак, вообразите: в старом, ленивом провинциальном городишке, где время в сравнении со своей обычной скоростью течет раз в пять медленнее, старый – престарый деревянный дом о двух этажах, с чердаком, подвалом, шаткими лесенками и множеством дверей, всевозможных входов и выходов, в которых без чуткого руководства хозяев дома легко запутаться. Впрочем, если же, запутавшись в дверях, вы случайно откроете ту из них, что ведет в сад, то за неприятности, связанные с тщетным поиском верного маршрута по старому дому, вы будете щедро вознаграждены удовольствием от прогулки по чудесному саду. Отнюдь, не ухоженному, а скорее очень запущенному. Но эта то запущенность и придавала саду особое очарование.

Когда бы и в каком бы настроении вы не вошли в этот прекрасный и таинственный сад – у вас непременно появится ощущение близких приключений, радостных перемен и самого настоящего и очень доброго волшебства. 

А еще все кто хоть раз бывал в этом саду, вспоминали ощущавшийся там непривычно явственно запах моря. Что было тем более необычно, учитывая, что никакого моря вокруг не было, только река и два небольших озерца.  Гости возможно пожимали бы плечами и приписывали странный морской запах цветам, изобильно и пышно произраставшим в саду. И каких только цветов здесь не было! Розы, с годами дичавшие и превратившиеся в простые заросли красного и белого шиповника, рыжие снопы тигровых лилий и несколько кустов странных цветов, напоминающих с первого взгляда пионы нежно сиреневого оттенка, но при ближайшем рассмотрении становилось ясно, что это не пионы.  Названия этих пышных и ароматных цветов никто не знал. И было совершенно не понятно, каким образом эти цветы разрастались по саду. Цветы увядали раньше, чем успевали вызреть семена, черенки не приживались ни у кого из, пытавшихся перенести частичку этого чуда в свой сад.  Стену старого дома, прилегающую к саду полностью покрывала живая сеть из хмеля и душистого вьюна маленькие граммофончики  цветов которого жемчужно-розовыми звездами виднелись тут и там в густой зелени хмеля.  Самого дома со стороны сада почти не было видно, (да про него никто обычно уже и не вспоминал). 

А теперь представьте, что вы спустились немного вниз по каменистой тропинке, то здесь вашему взору представится среди старых  яблонь и кустов сирени - изрядно облезшая, но все еще очень уютная беседка, из которой был виден берег реки, кусочек леса и древняя церквушка. Если же вы не пожелаете предаваться думам, сидя в беседке, и отгоняя веточкой на редкость крупных местных комаров, то можете обойти кусты сирени, и тогда вашим глазам откроется совершенно иная картина: остатки роз украшавших некогда замысловатую по форме клумбу. Разросшиеся и одичавшие цветы окружают гигантскую раскидистую иву, своими размерами более напоминающую какой ни будь легендарный дуб из народных сказаний.

Вот возле этой то ивы все и началось. Это если считать началом нашей истории тот день, когда хозяйка дома, срезая розы для букета, случайно нашла в траве небольшой ключик из желтого, почти не тронутого патиной металла. Нашла, обтерла краем подола платья и сунула в карман, подумав, что его потерял кто-то из домочадцев или гостей. Авось, хозяин и найдется. Так, еще несколько месяцев ключик пролежал в кармане хозяйкиного платья. Владелец его так и не нашелся. В старом доме был, еще в незапамятные времена, заведен обычай никогда и ничего не выбрасывать.

Ключик  привязали к связке ржавых ключей служивших запасными к разным замкам и бросили на чердак, который был, по сути, складом для вещей, которыми давно никто не пользовался. Да, тут черт не то чтобы сломал бы ногу, на этом чердаке он мог бы получить куда более серьезную травму! Из одной только сломанной и просто устаревшей мебели можно было бы составить пять полноценных мебельных гарнитуров, не говоря об остальных вещах годами и десятилетиями лежавших здесь без всякой надежды, когда-либо покинуть это гиблое, для всякого старья, место. Прохудившиеся чайники, чашки с отбитыми ручками, пара шкатулок без крышек, мешок пуговиц, десятка полтора керосиновых ламп, несколько различных чугунных  утюгов, разного вида и степени неисправности будильники, сломанный электрокипятильник, детские санки, баррикады коробок с книгами на иностранном языке и ящик с какими-то микстурами, этикетки которых настолько выцвели и пожелтели, что разобрать было ничего нельзя, да никто и не собирался этого делать. Так все эти вещи и пылились на темном чердаке иногда становясь жилищами для пауков или лежанками для пробравшихся сюда с улицы бродячих кошек.

Однако, самая завалящая маленькая пуговичка с самого дна пуговичного мешка ужасно бы оскорбилась если б услышала что кто то называет ее или ее соседей по чердаку хламом! Хламом, мусором, ненужной вещью себя здесь решительно никто не считал! Чердак, втайне от дома и его хозяев жил своей жизнью. И жил по ночам, было важно сохранить чердачную жизнь вещей в секрете, поэтому днем все вели себя очень тихо и помалкивали, а вот когда дом засыпал, на чердаке начиналось действо…

Брошенные всеми вещички развлекались как могли, ходили друг к другу в гости, беседовали, причем утюги и чайники славились горячим нравом, с ними в споры мог вступать разве что кипятильник, впрочем, победы в дискуссии он никогда не одерживал, но и до драки не доходило. Чайники не дрались с ним из чувства собственного достоинства. Они считали, что не пристало уважающему себя чайнику драться с каким-то там кипятильником, посмевшим нарушить все традиции правильного кипячения воды, а утюги больше по религиозным соображениям, так эти почтенные господа были преимущественно угольные. Они с большим трепетом относились к огню, обожествляли его. Утюги считали угли позволявшие им нагреваться некой божественной субстанцией, а воду же напротив средой нечистой, и потому как, кипятильник был неоднократно погружаемым ранее в воду (к слову сказать, чайники в глазах утюгов могли быть оправданы лишь тем, что вода внутри них нагревалась посредством огня снаружи) ими дружно презирался. Что, в сущности, не мешало и утюгам и чайникам целыми днями спорить с кипятильником на разные темы.

Керосиновые лампы считали себя аристократками. Они любили тихонько беседовать между собой о ярком прошлом, о сортах керосина, перемывать кости иным осветительным приборам, например, двум подсвечникам, чугунному и бронзовому хранившимся здесь же, на чердаке. Но более всего керосинки любили посекретничать об утюгах. Каждой из них втайне нравился один из утюгов. Дамы считали, что лучшей партии для керосиновой лампы чем надежный чугунный утюг не сыскать. Но как девушки из высшего общества они держали свои чувства в секрете, дожидаясь знаков внимания со стороны утюгов и сожалея о том, что с тех пор как в них не наливают керосин, они не имеют возможности хотя бы подмигнуть возлюбленному утюгу.

О, да, здесь бывали романтические истории и даже с драматическим финалом! Например, все знали, что лампа Carl holy была обручена с утюгом номер 5, тем что с узорчатой крышкой. Но перед самой свадьбой приблудная кошка забежала на чердак, уронила лампу, в результате чего у нее лопнуло стекло, и свадьба была расстроена. А утюг женился на большой красной пуговице, жившей в самом верху пуговичного мешка. Она считалась завидной невестой, и в нее был влюблен скрипичный смычок. Но он лежал так далеко от пуговичного мешка, что не имел возможности объясниться с красной пуговицей и, в общем-то, считал себя недостойным такой яркой особы. Но, будучи натурой нервной и тонкой, тихо страдал в своем углу за ящиком с книгами. Мудрые книги прекрасно понимали эту любовную драму, сочувствовали смычку и даже пытались давать советы, но смычок их не понимал, ведь книги то были на иностранном языке!

И вот, в ночь свадьбы утюга и пуговицы смычок бесследно пропал. Никто не знал, куда он мог подеваться. Многие надеялись, что он вернется, особенно нотная тетрадь и латунная педаль от фортепьяно, они ценили его за интеллигентность и кроткий нрав, к тому же, смычок был единственным персонажем, с кем они могли поговорить о музыке. И конечно, ни педаль, ни тетрадь совершенно не понимали, что смычок мог найти в такой плоской и вульгарной особе как красная пуговица.

Связку ржавых ключей вместе с маленьким золотистым ключиком хозяйка бросила на старый табурет без одной ножки что стоял у чердачного окна возле покрытого густым слоем пыли сундука. Пожалуй, это было самое спокойное место на всем чердаке, здесь хранилась в основном старая мебель, или, точнее, то, что от нее осталось. Табурет, правда, часто жаловался на сквозняки, ревматизм и фантомные боли в отломленной ножке которые усиливались в дождливую погоду, а еще на надоедливых кошек, что шастали туда и назад через окно каждый раз прыгая прямо на табурет, отчего бедняге казалось, что он вот-вот развалится на куски. Но неожиданному приятному соседству со связкой ключей табурет был очень рад, так как прежние соседи давно уже не обращали внимания на его ворчливые жалобы, скучные воспоминания о прошлой жизни на хозяйской кухне и надрывное скрипение в дождливые дни. А ржавым ключам скрипение табурета напомнило давно забытый, столь им приятный скрип дверей, потому они сразу почувствовали к нему нечто вроде симпатии. Только маленький ключик чувствовал здесь себя не очень уютно, больше молчал (точнее молчала, ибо это была она) и наблюдала за происходившим вокруг.

Она старалась вести себя как можно скромнее чтоб не привлекать ненужного внимания, но, тем не менее, ее быстро заметили. Медный ковш с погнутой ручкой и чайное ситечко, лежавшие на крышке сундука, сразу же вступили в борьбу за благосклонное внимание ключика.

- Какая красавица! - сказал ковш - Блестит в лунном свете огненными искрами, точно начищенная медь! Она, верно, создана для меня! Эх, как я в молодые годы сиял, когда меня только что принесли с базара! Она напомнила мне лучшее время в моей жизни, я словно опять помолодел, и будто даже моя ручка снова стала прямой. Не зря судьба привела этот очаровательный ключик именно в наш уголок! Но как юна! Патины совсем и не видно!

  Чайное ситечко рассмеялось металлическим звоном:

 - Друг мой! Иллюзия и самообман! Ваша ручка в таком же плачевном состоянии как раньше. Нужно реально смотреть на вещи. Вы ей не пара, посмотрите на себя! Вы слишком стары для этой прелестной крошки. Слишком примитивны и неуклюжи. О чем вам с ней разговаривать? Вы ж только и можете, что переливать из пустого в порожнее. Другое дело я. То, что я здесь - это просто недоразумение, дурацкое стечение обстоятельств. Вот вы, что вы видели в своей жизни кроме кухни? Ничего. А я вращался в светском обществе, ни один пышный обед или торжество с угощением без меня не обходились! Я знаю толк в самых изысканных сортах чая, разбираюсь в тонкостях этикета и конечно, я надолго не останусь на этом пыльном чердаке. Если бы не эти интриги с чайными пакетиками ни я, ни заварочный чайник здесь бы не оказались. Но ничего, скоро хозяйка поймет, как она ошиблась и вернет нас на прежнее место. Пффф… Разве заварка в чайном пакетике может сравниться с хорошим настоем крупнолистового цейлонского чая??? Бред! Конечно, я вернусь, и по всей видимости с молодой женой. Посмотрите на этот изящный ключик, я уверен, это ключ от шкатулки с чаем! Мы созданы друг для друга. Полагаю, нам с ней будет, о чем поговорить, и чем вместе заняться!

Ключик, конечно, все слышала, но не подала вида и промолчала.

Прошли дни, недели, Ключик не могла привыкнуть к чердачной жизни. Она часто вспоминала старый сад, заросли роз и огромную иву, возле которой ее нашла хозяйка. Трудно было привыкнуть к почти постоянной темноте и пустой болтовне соседей. Какие красивые волшебные сказки знала старая ива в саду! Какие прекрасные дриады жили на ее ветвях! Иногда они спускались поздороваться и побеседовать с Ключиком, а порой пели дивные песни. (Правда людям песни дриад обычно не слышны, они принимают это пение за шум ветра, шелест листьев и скрип ветвей).  

Летом из далеких южных стран прилетали птицы, и сад наполнялся их щебетанием. Птицы рассказывали о путешествии, о странах в которых побывали, о необычных животных и экзотических растениях, о смуглых людях в ярких одеждах, о красивых каменных дворцах и хранящихся в них сокровищах. Ключик всегда ждала появления птиц, в их рассказах ей чудилось, что-то смутно знакомое и родное и в то же время необычное и волнительное.

Да-а-а, здесь, на чердаке не было ни роз, ни птиц, ни дриад. Был ворчливый табурет, любопытные ржавые ключи, надоедливый ковш и самовлюбленное ситечко. Еще был пыльный сундук, но он, как и сама Ключик, больше отмалчивался. Хотя, поговаривали, что приехал он в давние времена издалека и наверняка знает очень много интересного. Но какие на самом деле секреты хранил в себе, закрытый наглухо, сундук никто не знал. А поскольку каждого в большей степени интересовала лишь собственная персона, то о запертых в глубине сундука секретах никто и не пытался ни разузнать или хотя бы предположить. А если бы и попытались, то ничего бы не вышло, слишком уж много лет сундук стоял закрытым, даже сама хозяйка не могла его открыть. Ключ от сундучного замка был давно потерян, а ломать замок или сам сундук ради неизвестной содержимой хозяйки не хотелось. А вдруг сундучок то пустым окажется?

Сундук был индийской работы, красного дерева с инкрустацией из золотистого металла образующей на крышке затейливый узор, походивший на таинственные письмена. Хозяйка все собиралась найти хорошего мастера, который бы мог вскрыть замок не повредив его, да так и не нашла, а потом и забыла о сундуке. Так он и стоял уж  много лет, покрываясь пылью. И даже золотистые письмена на крышке казалось, потускнели и почти были теперь не видны в чердачной тьме. Разве иногда, когда свет полной луны через оконце освещал ненадолго сундук, крышка его начинала слегка мерцать в темноте.

Однажды, со скуки ржавые ключи завели разговор о сундуке. Оказывается, многие из них были с сундуком коротко знакомы прежде. Когда хозяйка своими силами пыталась отпереть сложный замок, она перепробовала все ключи, имевшиеся в доме. Но не подошел ни один. Конечно, каждый ключ считал, что в этом вина исключительно самого сундука, который по вредности характера и редкой силы упрямству не желает открываться.

- Зазнайка. Подумаешь, железяки на крышке. А, в общем-то, ничего особенного, и было бы что скрывать! Наверняка ведь пустой. А к чему хранить пустой сундук? Ишь, только место занимает. - Говорила Ключ с семью зубцами снизу и одним сверху (так ее звали и она, надо сказать, гордилась таким длинным и редким именем).

- Ой, и не говорите! - вторила ей Ключ с Узорчиком - помню, когда я пыталась открыть этот несносный сундучище, я чуть не сломалась надвое! Это ж надо! Нет, ну может, конечно, он и не совсем пустой, но стоящего там точно ничего нет. Наверняка, кучка какой ни будь рваной бумаги и горстка луковой шелухи.

Ключ от двери в чулан добавила.

- Вот я в своей жизни помимо двери в чулан сумела открыть сотни других замков. У меня талант отмычки. Мастер, сделавший меня, был истинным художником в своем деле. Не было ни одного замка, который бы не покорился моему таланту. Но это! Это не сундук с замком, это недоразумение какое-то.

А сундук хотя и все слышал, не обижался на треп ржавых ключей. Пожалуй, если б сундуки умели улыбаться, он бы улыбнулся, но так как улыбаться он не умел, то просто промолчал. Ключик тоже молчала. Ей не понравилось, что ржавые ключи говорили о сундуке такие неприятные вещи, к тому же сундук был ей чем-то симпатичен, ей даже казалось что инкрустация на его крышке сделана из того же металла что и сама Ключик.

Когда все уснули, и чердак затих, Ключик решилась потихоньку заговорить с сундуком.

- Эээ… Господин Сундук…  Позвольте мне извиниться за моих соседок, они в общем-то девушки хорошие. Просто из некачественного металла. Но они в этом не виноваты, уж из какого сделаны, из такого сделаны. А он, этот металл ржавеет быстро и вот от этого то все и…  Ну, в общем и разговоры у них ржавые получаются. Думаю, если б не ржавчина они бы никогда так о вас не могли бы сказать. Вероятно, они не хотели этого, понимаете, все дело в этой ржавчине…

- А я и не обижаюсь. С тех пор как меня все подряд открывают, открывают, и не могут открыть, мне много чего выслушать довелось, только это не для ваших ушей, Ключик. Я уже привык. – Сказал сундук, и, Ключику показалось, что он все же умеет улыбаться, так задорно вдруг блеснул узор на его крышке, что это очень было похоже на улыбку.

- Ой, господин Сундук, а что написано на вашей крышке? – осмелела Ключик и задала вопрос, который давно уже ее интересовал.

-Хм, а кто тебе сказал, что это письмена? Все считают, что это орнамент.

- Никто не сказал. Просто мне так показалось. Какой-то текст будто бы…

- А ведь ты права. Это, и, правда текст. Язык, на котором он написан - называется санскрит. Это очень древний язык и сейчас на нем не говорят даже у меня на родине. Ключик, только не называй меня ради всех богов Индии «Господин Сундук»!

- а как же мне вас называть? – опешила Ключик.

- ну, скажем, зови меня Ларчик. И можно, на ты. Это будет наш секрет. Мастер, сделавший меня, называл меня… А, впрочем, не важно, как это будет на хинди, но в переводе будет Ларчик.

- Хорошо. Я попробую. Ларчик. А скажите, ой, в смысле, скажи Ларчик, что написано этим санскритом? Что означают эти письмена?

- Пока не скажу. Скажу только, что здесь только первая часть фразы, а где вторая я и сам не знаю.

- Даа… Жаль. - Расстроилась ключик - А кто может это знать?

- Думаю, тот индийский мастер, что назвал меня Ларчиком. Но это было так давно, около двухсот лет назад. Люди не живут так долго, как сделанные ими, с душой, вещи и дела. Его, конечно, давно нет в живых.

- Все понятно. Значит, ты Ларчик, и сам не знаешь толком, что написано на твоей крышке?

- Вообще-то знаю, но не полностью. Здесь одно древнее изречение, в нем не хватает лишь одного слова. Но слово это ключ к смыслу фразы и к моему замку. А что это за слово я и сам не знаю.

- Ну, хоть то, что известно скажи. Возможно, мы вместе сможем догадаться, что это за слово?

- Ну, хорошо. Сверху над ручкой крышки фраза такая: «Поборов гордость, человек становится приятным. Поборов гнев, он становится веселым. Поборов страсть, он становится преуспевающим. Поборов алчность, он становится счастливым». - произнес Ларчик - Вот здесь все понятно и все слова на месте. А снизу ручки написано вот это: «Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — ….» Как видишь, главного слова нет!

- Да уж… Ларчик, а ты бы хотел узнать, что это за слово, то самое украшение отваги?

- Если честно очень хотел бы. Вот совсем откровенно сказать, то двести лет быть закрытым кому хочешь надоест. Конечно, с одной стороны я вроде бы привык и ко мне закрытому все привыкли. А с другой стороны хочется быть открытым, я иногда чувствую, что там, внутри есть что-то важное, что может быть кому-то очень и очень нужно. Хотя…

- Что?

- Хотя страшно.

- Это почему же? - удивилась Ключик.

- так ведь я и сам не знаю, что у меня внутри. А что если… Вот как твоя соседка сказала, вдруг там одна луковая шелуха или еще хуже?

- Хм,- задумалась Ключик - Насколько я знаю, луковая шелуха тоже совсем не бесполезная вещь. А если что похуже… Конечно, маловероятно, что в такой красивый предмет как ты, Ларчик, кто ни будь, додумался натолкать всякой ерунды, да еще и запереть на секретный замок!

  Письмена на крышке сундука вдруг заблестели так, точно он рассмеялся.

- Ключик, милая! Кто тебе сказал, что красота внешняя гарантирует такое же содержание? Вон погляди в углу напротив стоит расписной фарфоровый ночной горшок. Красивый. А ты спроси у него, что в него обычно складывали!

И потом, с чего ты решила, будто я красивый? Сундук как сундук. Еще и пыльный к тому же.

 Тут Ключик внезапно засмущалась и ее золотистый металл тоже заискрился.

- Ну… мне правда показалось, ларчик, что ты красивый… Я никогда не видела таких сундуков.

- Да? – заинтересовался ЛарчикА – а сколько ты видела сундуков?

- Если честно ни одного. Но мне почему-то кажется, что остальные сундуки должны быть не такие… Не такие красивые.

- А знаешь, Ключик, почему-то именно твоим словам хочется верить. Вот сказала бы об этом «Ключ От Двери В Чулан» я б не поверил. Хотя она, наверное, этих сундуков видела сотни… А может вообще ничего не видела кроме замка в чулане. Но все равно я б ей не поверил. А тебе верю Ключик. – И Ларчик снова слегка заблестел письменами.

- Все-таки, ты сказал, что хотел бы знать то слово. Я теперь буду думать и может быть смогу догадаться, что такое это самое украшение отваги. А ты сам то пробовал догадаться?

- Да, пробовал. Мне тогда еще и ста лет не было. Разные слова подбирал: скромность, совершенство, сила, красота, упрямство, скорость, победа, смирение… Ничего не подходит.

- Ну, ничего. Может не сразу, но найдем мы это слово. Может книги из ящика его знают?

Но тут наступил вечер, в окне появилась луна, и чердак потихоньку стал просыпаться.

Всю ночь Ключик и ларчик молчали. Но молчать было уже не грустно, ведь, на сей раз, они молчали вместе. А когда из-за туч выходила луна, они улыбались друг другу блеском золотистого металла, и, пожалуй, эта ночь ничуть не меньше наполненная гомоном соседей по чердаку, которого они теперь словно не слышали, показалась им самой короткой из всех ночей в жизни.

А наутро на чердаке неожиданно появилась хозяйка дома. Чайное ситечко со звоном упало на пол. Ему и подуматься не могло, что хозяйка может придти сюда за чем-то иным кроме него. «Вот он сладкий миг победы над чайными пакетиками!» - хотелось кричать ситечку, но хозяйка только подняла его с пола, и положив на прежнее место, направилась прямо к сундуку.

- Даа…- задумчиво произнесла хозяйка - Одной мне конечно не справиться. Слишком тяжелый для меня. Ну что ж, в конце концов, владелец сундука теперь Алексей Николаевич. Вот пусть сам на себе его с чердака и выносит, если сможет! - постановила хозяйка и ушла.

Ключик и Ларчик моментально все поняли. Завтра должен явиться некий Алексей Николаевич и забрать сундук. Навсегда. А ключик останется здесь.

- Ключик, я на этом чердаке «бог знает сколько времени» стою, а друга обрел только вчера. Знаешь, мне хочется сделать для тебя что-то приятное. Хочешь я расскажу тебе старые-старые сказки, которые рассказывали на моей родине?

- Да, Ларчик. Я буду запоминать каждое слово, а потом потихоньку рассказывать их сама себе, когда… ну, когда… останусь здесь без тебя.

- Тогда слушай:  Жил в городе Раджигриха брахман по имени Девашарман. Жена его сильно печалилась, видя соседских детей, что нет у них с мужем наследника. И однажды брахман сказал «довольно печали! Сегодня, когда я приносил жертву богам чей-то голос отчетливо сказал мне, что у меня будет сын, более всех одаренный красотой, богатством и счастьем» Вскоре после этого брахманка забеременела и родила в положенный срок, но не мальчика, а змея. Увидев вместо ребенка змея, все родичи сказали женщине, что следует его унести в лес и там оставить. Но счастливая мать никого не послушала. Она вымыла его с любовью и нежностью и положила в чистую и просторную корзинку. Брахманка ухаживала за змеем так, словно бы он был маленьким человеком – поила его молоком, кормила самой лучшей пищей. Вскоре змей вырос. И тогда его мать со слезами на глазах, увидев, как справляется свадьба соседского сына, сказала мужу: «Совсем у тебя нет ко мне уважения! Ты и не думаешь готовить для моего сына свадебное торжество!» На что брахман ответил, что никто на свете не отдаст свою дочь за змея. Но увидев огорченное лицо жены решил все ж попытаться найти для сына невесту. Собрал ся в дорогу и отправился в путь. Долго шел он и через несколько месяцев оказался в городе под названием Куткутанагара. Там, остановившись в доме одного дальнего родственника, он провел ночь.

Наутро брахман спросил своего родича, не знает ли он хорошей девушки сосватать за его сына. Услышав это, родственник брахмана сказал «Если так, то у меня есть очень красивая дочь, и я с радостью отдам ее за твоего сына». После этого брахман с будущей невесткой и ее свитой возвратился в свой родной город. Когда соседи увидели красавицу невесту, они стали говорить «Как вы можете отдавать такое сокровище змею?» И старшие родственники девушки тогда хотели было уже забрать ее назад расторгнув помолвку, но девушка сказала: «Довольно! Однажды говорят цари, однажды говорят добродетельные и однажды девушки выдаются замуж. Эти три вещи совершаются однажды! Я принимаю участь – уготованную мне богами. И ни у кого не будет возможности упрекнуть моего отца в лживости его дочери!» После сказанного, она, получив согласие окружающих, вышла замуж за змея.

После свадьбы корзинку со змеем поставили в спальню девушки. И однажды ночью она, проснувшись, увидела у себя на ложе незнакомого мужчину. Испугавшись, девушка хотела бежать, но мужчина сказал: «Останься, милая. Я твой муж» И в доказательство своих слов он снова вошел в змеиную шкурку и вышел обратно. Тогда девушка, увидев, что этот красивый молодой мужчина и правда ее муж, упала к его ногам. После этого они вкусили любовного наслаждения и уснули вместе на ложе. Вставший рано утром отец змея увидел лежащего с невесткой мужчину и змеиную шкурку в корзинке. Брахман сразу все понял и бросил змеиную шкурку в огонь, сказав «пусть он снова сюда не войдет». А наутро он с великой радостью показал соседям своего красавца сына предавшегося любви с женой и ставшего прекрасным юношей.

- Ларчик, скажи, а вещи могут превращаться в людей, также как превратился этот змей в человека? – задумчиво спросила Ключик.

- Думаю, нет. Это ведь только сказка. Но зато в каждой вещи сделанной с любовью человеческими руками живет частичка человеческой души. Мастер сделавший меня подарил мне частичку своей души, а мастер сделавший тебя подарил тебе часть своей. И эти частички души человека стали нашими душами.

- А что станет с нашими душами, когда мы развалимся, истлеем от времени?

- Я думаю, Ключик, то же самое, что с душами людей, создавших нас. Впрочем, в любом случае это произойдет еще не скоро. Возможно, несколько сотен лет пройдет и сменится не одно поколение людей. Металл, из которого ты сделана, не ржавеет! Послушай, еще одну сказку, скоро ночь. А потом день…

- Лучше бы мне заржаветь… - тихонько сказала Ключик, вспомнив об Алексее Николаевиче, который в скорости должен придти и унести сундук.

- Не печалься, Ключик, чему быть – тому быть. Слушай же, я расскажу тебе еще одну сказку, сказку о мышке, которая, выбирая жениха, отвергла солнце, облако, ветер и гору, а выбрала себе подобного: На берегу Ганга была обитель отшельников. Главу обители звали Яджнавалкья. Когда он, омывшись в Ганге начал полоскать рот, на ладонь ему упала мышка, выпавшая из клюва сокола. Яджнавалкья положил ее на лист баньяна. Совершив покаяние и некоторые другие обряды, силой своей святости превратил мышку в девочку, взяв ее, пришел в свой ашрам и сказал своей бездетной жене «Дорогая, она досталась нам как дочь, возьми ее и заботливо расти». Жена Яджнавалкьи взяла девочку и лелеяла ее, пока той не исполнилось двенадцать лет. Настало время выдать ее замуж. Поскольку в писаниях сказано, что браки заключать следует только меж равными, а дочь отшельника обладала множеством достоинств,  Яджнавалкья решил выдать девушку за солнце. Решив так, он стал звать солнце. Солнце не замедлило явиться и сказало: «Блаженный, зачем ты звал меня?»

- Возьми в жены мою дочь! – Сказал Яджнавалкья и обратился к девушке:

- Дитя, хочешь ли замуж за солнце, освещающее три мира?

-Отец, он очень жгуч и горяч. Я не хочу его. Позови кого ни будь получше. - Ответила дочь.

Тогда блаженный мудрец спросил у солнца:

- а есть ли кто лучше тебя?

-Лучше меня – облако! – ответило солнце.

Тогда отец позвал облако и сказал:

- Дочь, я выдам тебя за него!

- оно черное и холодное – отвечала дочь – Позови, кого ни будь получше!

- Кто есть на свете лучше тебя? – Спросил Яджнавалкья у облака

- Лучше меня – ветер! – сказало облако.

Тогда он позвал ветер.

- Дочка, я выдам тебя за него!

-Он слишком ветреный, найди, кого ни будь получше, отец!

- Ветер, есть ли кто-нибудь сильнее тебя?

- Сильнее меня гора – сказал ветер

Тогда отшельник позвал гору и сказал

- дочь, я выдам тебя за него!

- нет, отвечала дочь, - он твердый и застывший, найди, кого ни будь посильнее и получше него.

- Хорошо, - сказал отец – кто есть сильнее тебя, о, царь гор?

- Сильнее меня мышь – ответил утес.

Тогда отец, позвав мышь, спросил дочь

- Нравится ли тебе этот мышонок? Хочешь, я выдам тебя за него?

Дочь же увидев своего родича, обрадовалась и сказала

- Да, отец, он мне нравится, преврати же скорей меня в мышку и выдай за него!

 И отшельнику пришлось снова превратить девушку в мышку силой своей святости и выдать замуж за мышонка.

Едва успел Ларчик закончить рассказывать сказку, как проснулся сначала старый табурет, потом ржавые ключи и ковш, а вскоре и все вещи на чердаке проснулись и начали свои обычные разговоры и споры. Ключику с Ларчиком пришлось замолчать.  Снова промелькнула короткая ночь, а наутро  появился Алексей Николаевич.

Алексей Николаевич поднялся на пыльный чердак старого дома вместе с хозяйкой и мальчиком лет десяти, своим внуком Сашей.

- Вот, - сказала хозяйка, показывая на сундук, - вот та самая вещь, которую вы приобрели. Я, конечно, была удивлена, что вы купили этот сундук, даже не посмотрев, но, если он представляет для вас какую-то ценность – ради бога, забирайте его хоть прямо сейчас.

- Анна Витальевна, мне достаточно было знать, что этот сундук привез из Индии ваш прапрадед в середине девятнадцатого века. Я ведь всю жизнь занимался изучением ювелирного искусства Востока, а потому столько повидал сундуков и шкатулок, что мне не составило труда представить себе в общих чертах, что это за вещь. Я, знаете ли, для своего удовольствия уже много лет собираю коллекцию индийских древностей, статуэтки, предметы быта, а потому меня столь заинтересовал этот сундучок. О, да я вижу здесь надпись на санскрите!  Сейчас поглядим что у нас тут… - Алексей Николаевич надел очки и склонился над сундуком.

- Значит, говорите, не открывается? Здесь замок с секретом. Видите, фраза на санскрите: « Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — ….» Не хватает иероглифа  завершающего фразу. Предполагается, что зубцы ключа представляют собой этот недостающий иероглиф, а замок устроен таким образом, что открыть его при помощи какой либо отмычки или даже такого же ключа, но  изготовленного другим мастером не представляется возможным. Так что, если вы уверены, что ключик утерян, сундук не удастся вскрыть, не испортив его.

Внук Алексея Николаевича, Саша, тем временем с удовольствием перебирал найденные тут же, на чердаке мелочи: Обломок расписного кувшина, несколько медных монет, химический карандаш, фигурный флакон из-под духов с серебристой пробкой. Эти вещи представляли в глазах мальчика не меньшую ценность, чем сундучок с секретом для его дедушки. Саша никогда не видел таких таинственных чердаков, доверху наполненных разными загадочными вещами, назначения некоторых он даже и не знал. Ой, а какой смешной ковшик с погнутой ручкой! А это еще что? О, целая связка ржавых ключей и один красивый маленький ключик!

- Дедушка, смотри, что я нашел! – закричал мальчик. – Смотри сколько ключей!

- Да, - сказала хозяйка, старые ключи от дверей дома. А этот, желтый я нашла в саду. Думала, потерял кто-то из гостей, да так никто его и не признал.

 Алексей Николаевич взял из рук Саши связку ключей и отсоединив маленький ключик внимательно его рассмотрел. И вдруг лицо его просияло.

- Ну, Анна Витальевна, как же так! Вы только что говорили мне, что ключ от этого сундучка утерян, а между тем, я готов поспорить на что угодно – похоже, будто бы это он и есть!

- Быть не может! Я этот сундук с детства помню, но ключа от него никогда не видела!

- А вот поглядите-ка! Видите, в этом месте зубцы образовывают иероглиф, означающий «мягкость». Он завершает фразу, вплетенную в орнамент на крышке сундука. Вот что получается: «Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — мягкость»! Давайте убедимся, что это так – с этими словами Алексей Николаевич вставил ключик в замочную скважину сундука. Ключ вошел и с удивительной мягкостью повернулся на два оборота. После чего Алексей Николаевич поднял крышку сундука. Внутри Ларчик оказался инкрустирован еще более щедро, чем снаружи. Замысловатый цветочный узор украшал его стенки, а на внутренней стороне крышки узор образовывался еще одним сплетением иероглифов.

- «Мягкость побеждает мягких, мягкость побеждает суровых. Нет ничего недостижимого для мягкости. Мягкость сильнее всего» - прочел  Алексей Николаевич.

- Ну, вот те раз – разочарованно протянула Анна Витальевна. - А где ж сокровища то?

 На дне сундука лежал небольшой сверток и книга в скромном лиловом переплете. Алексей Николаевич взял сверток и начал аккуратно разворачивать необычно прозрачную и почти не пожелтевшую от времени бумагу. Внутри оказалась горсть семян.

Сундук вместе с ключиком и содержимым Алексей Николаевич забрал к экспертам, в свой институт, пообещав позвонить хозяйке и отчитаться о результатах экспертизы.

 

            P.S.  Ларчик и Ключик больше не расставались. Новый хозяин сундука почти никогда не извлекал неожиданно нашедшийся ключ из замочной скважины. И, надо сказать, эта привычка Алексея Николаевича очень радовала и Ключик и Ларчик, которые до сих пор не могли поверить в такой удивительно счастливый поворот событий.  Они теперь были муж и жена. Впрочем, они всегда ими были, как выяснилось.  Сундук из красного дерева инкрустированный металлом (представляющим собой уникальный сплав золота, метеоритного железа и третьего компонента, определить который пока не удалось, но над этим работали химики из института Алексея Николаевича) и ключ из того же металла были сделаны в начале девятнадцатого века на севере Индии, мастером по имени Шуддхапата. Изделия этого мастера, славившегося виртуозным исполнением сложных замков, хотя и не слишком древние, были огромной редкостью и в самой Индии, ввиду чего Музей Востока уже четвертую неделю вел переговоры с Алексеем Николаевичем о возможности передачи сундучка (вместе с ключиком, разумеется!) в фонды музея. Книга на языке пали найденная в сундуке оказалась чуть более поздним переложением очень древнего трактата «О Красоте», а семена принадлежали тем чудесным, бледно сиреневым цветам из сада Анны Витальевны, которые она безуспешно пыталась размножить. Что любопытно, пролежав в закрытом сундуке чуть более ста лет, семена не испортились и дали всходы!

  Алексей Николаевич с Сашей сидели у окна и рассматривали лиловый переплет трактата «О Красоте». На гладкой поверхности похожей на плотную кожу при помощи тиснения был сделан рисунок, изображавший двух птиц.

- Дедушка, а почему в сундучке не было сокровищ?- спросил мальчик?

- Ты, правда, считаешь, что их не было? – Удивился ученый.

- А где они? Где золото и драгоценности?

-  Знаешь, Саша, золото и драгоценности ничего не стоят в сравнении с сокровищами этого сундучка. В нем долгое время хранились мудрость в виде этой книги и красота в виде семян прекрасных цветов. Да… - глубокомысленно произнес Алексей Николаевич. Он, наконец решился передать сундучок с ключиком Музею Востока.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь