Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Музыкальный портрет, посвященный творчеству отца и сына Штраусов «Король вальса ...»

Дата публикации: 2018-10-09 08:57:53
Статью разместил(а):
Беляева Алевтина Евгеньевна

Музыкальный портрет, посвященный творчеству отца и сына Штраусов

«Король вальса ...»

Автор: Беляева Алевтина Евгеньевна

 

Слайд 1

ВЕДУЩИЙ 1 

 Вальс устарел, говорит кое-кто смеясь,

Век усмотрел в нем отсталость и старость,

Робок, несмел, наплывает мой первый вальс,

Почему не могу я забыть этот вальс?

ВЕДУЩИЙ 2 

 Смеется вальс над всеми модами века,

И с нами вновь танцует старая Вена,

И Штраус где-то тут сидит, наверно,

И кружкой в такт стучит,

На нас не ворчит, не ворчит.

Слайд 2

ВЕДУЩИЙ 1

Австрийского композитора И. Штрауса называют "королем вальса". Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней любовью к танцу.

ВЕДУЩИЙ 2

Неиссякаемое вдохновение в соединении с высочайшим мастерством сделало Штрауса подлинным классиком танцевальной музыки. Благодаря ему венский вальс вышел за пределы XIX в. и стал частью сегодняшней музыкальной жизни.

ВЕДУЩИЙ 1

Иоганн Штраус родился 25 октября 1825 года в Вене, в семье богатой музыкальными традициями.

Слайд 3

ВЕДУЩИЙ 2

Его отец, тоже Иоганн Штраус, австрийский композитор, скрипач и дирижёр, в год рождения сына организовал собственный оркестр и своими вальсами, польками, маршами завоевал известность во всей Европе.. Его по праву считают родоначальником музыкальной династии Штраусов. Трое его сыновей — Иоганн, Йозеф и Эдуард — тоже стали известными композиторами. Наследие композитора насчитывает 251 творение (в том числе 152 вальса!).

ВЕДУЩИЙ 1

 Самое известное произведение Штрауса-отца - Марш Радецкого. Он был написан Иоганном Штраусом-старшим в качестве приветствия войскам фельдмаршала Иоганна Йозефа Венцеля Радецкого, возвращавшимся после подавления восстания в Италии, и был впервые исполнен 31 августа 1848 года на улицах Вены перед проходящими войсками.  первое исполнение марша произвело такое сильное впечатление на присутствовавших на нём австрийских офицеров и других официальных лиц, что те стали невольно притоптывать ногами в такт. В марше отражена радость и восторг победы.

Слайд 4, 5. Фрагмент Марша Радецкого в исполнении Венского филармонического оркестра.

ВЕДУЩИЙ 2 

Давайте вместе со зрителями из Золотого зала аплодисментами встретим эту гениальную музыку. 

ВЕДУЩИЙ 1

Отец не хотел, чтобы жизнь сына была такой же беспокойной, как его собственная, и определил юного Иоганна в коммерческое училище, мечтая, что тот сделает карьеру банкира.

ВЕДУЩИЙ 2

Однако Штраус сын, пользуясь долгими отлучками отца (его жизнь проходила в постоянных гастрольных поездках), тайком брал уроки игры на фортепиано и скрипке.

ВЕДУЩИЙ 1

В «заговоре» участвовала и мать будущего композитора Анна Штраус, поддерживавшая в сыне его стремление к музыке. Долго так продолжаться не могло — в один прекрасный день Штраус-отец сделал сразу три пренеприятных для себя открытия:

ВЕДУЩИЙ 2

Во-первых, жена тайком купила маленькому Иоганну скрипку. Во-вторых, мальчик уже играет на ней настолько уверенно, что дает уроки сыну портного. И, в-третьих, у Анны, оказывается, в глубоком секрете хранится первый вальс ее любимчика, который тот написал в шестилетнем возрасте.

ВЕДУЩИЙ 1

Штраус -отец в ярости отобрал у своего отпрыска скрипку.

ВЕДУЩИЙ 2

Но любовь к музыке оказалась в Иоганне сильнее страха отцовского гнева. Он бросил изучение коммерции и, уже не таясь от главы семьи, стал заниматься композицией у Йозефа Дрекслера.

Слайд 6

ВЕДУЩИЙ 1

В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации (для получения лицензии на профессию). Штраусу удаётся набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений.

Слайд 7 

ВЕДУЩИЙ 2

Музыка Штрауса на первом же выступлении поразила публику, а заключительный вальс Иоганн повторил девятнадцать раз , а перед тем, как сойти со сцены на руки поющей, кричащей, зашедшейся в самозабвенном восторге толпы, он исполнил один из лучших вальсов своего отца. Его оценили. И как композитора, и как человека.

ВЕДУЩИЙ 1

За два часа Иоганн покорил Вену.

ВЕДУЩИЙ 2

Утром мальчишки, размахивая газетой «Весенние новости», кричали сенсационную новость: «Добрый вечер, Штраус — отец! Доброе утро, Штраус — сын!».

ВЕДУЩИЙ 1

С этого дня началось восхождение к «олимпу славы» Штрауса – сына. Его по праву стали называть королём вальсов.

Слайд 8

ВЕДУЩИЙ 2

1849: Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединённый оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии. Всюду он имел огромный успех.

ВЕДУЩИЙ 1

Чтобы наладить отношения с новым императором Францем-Иосифом I, Штраус-сын посвящает ему два марша. Вскоре ему передают все отцовские полномочия на придворных балах и концертах (1852). Приглашений так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».

ВЕДУЩИЙ 2

За свою бурную жизнь Штраус создал огромное количество произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт, комическую оперу и балет. Несмотря на то, что вся музыка сочинялась для того, чтобы под нее танцевали, уже давно превратилась в символ праздника и любви.

ВЕДУЩИЙ 1

Слава композитора постепенно росла и выходила за пределы Австрии. В 1847 г. он гастролирует в Сербии и Румынии, в 1851 — в Германии, Чехии и Польше.

ВЕДУЩИЙ 2

В 1855 году Штраус получает приглашение дирижировать концертами в Павловске под Петербургом. Ему сулят фантастический гонорар в 22 тысячи рублей за сезон! Причем, контракт предполагается долгосрочный…

Слайд 9

ВЕДУЩИЙ 1

Весной 1856 года российские газеты известили о прибытии знаменитого маэстро Иоганна Штрауса. Мог ли он тогда предположить, что с тех пор ни одна страна, где он станет желанным гостем, не будет его так властно манить к себе, как Россия?

ВЕДУЩИЙ 2

И живя здесь по полгода, почти десять лет подряд, он будет отказываться от выгодных гастролей, чтобы снова и снова окунуться в колдовство белых петербургских ночей, бродить тропинками маленького живописного Павловска, играть под сводами его вокзала.

Слайд 10

ВЕДУЩИЙ 1

Штрауса приглашают ко двору играть на балах его величества, его хвалят и одаривают высочайшие особы. Восторженный композитор посвящал членам русской императорской фамилии марши и вальсы.

ВЕДУЩИЙ 2

Но была еще одна причина преклонения перед Россией и имя ей — Ольга. Ольга Смирнитская.

ВЕДУЩИЙ 1

Однажды в артистической, после концерта Штраус увидел букет алых роз. В нем была записка: «Мэтру Жану в знак восхищения от незнакомки». На этот раз его сердце, привыкшее не принимать всерьез милые, но ни к чему не обязывающие знаки внимания многочисленных поклонниц, тревожно дрогнуло.

ВЕДУЩИЙ 2

Выходя на бесчисленные поклоны, он теперь внимательно вглядывался в нарядный ералаш из шляпок, локонов и лент. Где она? Какая она?

ВЕДУЩИЙ 1

Однажды, прогуливаясь по парку, Иоганн взглянул на одну из девушек и еще не слыша имени, сказал себе: «Это она». — девушка с тонким бледным лицом и огромными серьезными глазами. Они потянулись друг к другу, будто ждали этой встречи всю жизнь …

ВЕДУЩИЙ 2

Иоганн полюбил впервые. Все, что окружало его, откуда добывал он сказочной красоты мелодии, теперь в его глазах имело лишь одну цену: здесь жила Ольга.

ВЕДУЩИЙ 1

Он создает один шедевр за другим: «Русская деревня», «Нева», «Петербургская кадриль», «В Павловском лесу», «Воспоминание о Павловске». Нет, это не музыка для танцев. Это сердце Штрауса изобрело тайнопись и пишет ею на пяти нотных линейках гимн своей возлюбленной …

ВЕДУЩИЙ 2

Понимая безнадежность затеи, Штраус не решается на беседу с отцом любимой. Неприязнь семьи Смирнитских — аристократов — к Штраусу была очевидна: он не дворянин, он принадлежал к "странствующему народу", и талант композитора не имеет для Смирнитских абсолютно никакого значения.

ВЕДУЩИЙ 1

Вопреки рассудку Штраус все же надеется на то, что Ольга станет его женой. Они планируют свадьбу, клянутся в вечной любви. Штраус с упоением работает и счастлив, получая и посылая Ольге письма.

ВЕДУЩИЙ 2

Но по воле родителей в 1862 году Ольга вышла замуж за за Александра Лозинского, военного юриста ... и, разумеется, дворянина, с которым прожила в браке более 60 лет.

ВЕДУЩИЙ 1

Воспоминание о Смирнитской запечатлелось и в лучшем произведении Штрауса о России, – в вальсе «Прощание с Петербургом». В этом вальсе звучит печаль об утерянной  любви и светлые воспоминания о ней.

Слайд 11 Звучит фрагмент вальса «Прощание с Пербургом»

Слайд 12

ВЕДУЩИЙ 2

В 1862 году Штраус, после сообщения Ольги о своей свадьбе с русским офицером, женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом «Трефц».  Биографы отмечают, что Йетти была внешне похожа на Ольгу Смирнитскую. Йетти была старше Штрауса на 7 лет и к тому же имела семерых внебрачных детей от разных отцов. Тем не менее, брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа.

ВЕДУЩИЙ 1

С 1863-70 гг. Штраус — дирижер придворных балов в Вене. В эти годы были созданы лучшие его вальсы: "На прекрасном голубом Дунае", "Жизнь артиста", "Радуйтесь жизни", "Сказки венского леса"

Слайд 13

ВЕДУЩИЙ 2

«Сказки венского леса»—прообраз венской весны, властно вступающей в свои права; это сотни журча­щих ручейков, стаи ласточек, возвращающихся из дальних стран строить гнезда под обжитыми старыми крышами; это радость пробуждающейся природы и че­ловек, жадно вдыхающий весенние запахи; это весе­лые толпы горожан, направляющиеся после зимних холодов на первую загородную прогулку; это их танцы и песни, в которые вплетаются и пение птиц, и шелест молодой листвы, и теплый весенний ветер. На зеленой поляне под сенью вековых дубов весело танцуют влюб­ленные пары. Звенит радостный смех, острая шутка, льется молодое искрящееся вино. Из старого кабачка доносятся негромкие танцевальные наигрыши.

ВЕДУЩИЙ 1

Насту­пает вечер. Пора возвращаться в город. Вечер такой теплый, благоухающий, хочется его продлить хотя бы на несколько мгновений. То тут, то там опять звучит музыка, опять возникают танцы, но наступающая тем­нота прекращает их. Ночь входит в свои права.

ВЕДУЩИЙ 2

А теперь посмотрите фрагмент фильма. «Большой вальс» — музыкальный кинофильм 1938 года, поставленный режиссёром Жюльеном Дювивье. В «Большом вальсе» много танцев и музыки Штрауса в обработке Дмитрия Тёмкина. Главную музыкальную роль сыграла и спела Милица Корьюс, также эмигрировавшая из СССР. В роли Штрауса Фернан Граве – актер бельгийско-французского происхождения. В этом фрагменте вы увидите, как могли родиться мелодии вальса «Сказки Венского леса»

Как возникает музыка? В отрывке из фильма «Большой вальс» представлен возможный вариант появления вальса «Сказки Венского леса». Да, на самом деле Штраус создал свой вальс в совершенно другой ситуации, но ведь могло быть и так…

Слайд 14

ВЕДУЩИЙ 1

Но особенно интересна история поэтичнейшего вальса Штрауса – «Голубой Дунай» («На прекрасном голубом Дунае»). Наряду с «Маршем Радецкого» Штрауса-отца он стал неформальным гимном Австрии. А ведь славу ему принесла вовсе не родная земля…Дело в том, что руководитель Венского хорового общества упросил Штрауса написать пьесу для его коллектива. И коллектив был, надо сказать, так себе, и стихи некий поэт сочинил совершенно бездарные… Даже музыка Штрауса не спасла эту пьесу от более чем прохладного приема у взыскательной венской публики.

ВЕДУЩИЙ 2

Возвращаясь с премьеры вальса, Штраус признался, что вещь проходная, по-настоящему удалась только концовка.

ВЕДУЩИЙ 1

Но вот в 1867 году открылась Всемирная выставка в Париже. Среди прочих произведений Штраус решил исполнить здесь и «Голубой Дунай». Уже первую часть пьесы покрыла буря аплодисментов. Вальс приняли на ура. На следующий день знаменитый поэт Жюль Барбье написал новый текст. При обычном тираже популярной музыкальной пьесы в 5–10 тысяч экземпляров «Голубой Дунай» в короткий срок был издан… миллионным тиражом!

Парижский триумф Штрауса-сына затмил успех здесь его отца. Иоганна Штрауса приветствуют Флобер, Теофиль Готье, Дюма-сын, Абруаз Тома, Иван Сергеевич Тургенев. Из Парижа слава «Голубого Дуная» докатилась, наконец, и до неблагодарной Вены.

ВЕДУЩИЙ 2

Льется Дунай, вначале — небольшая река, которая на пути с запада на восток постепенно ширится, де­лается полноводной, принимая бесчисленные притоки. Она течет все дальше и дальше, в ней отражаются леса и горы, поля и села, жизнь которых без Дуная кажется немыслимой. Здесь люди рождаются, трудятся, любят под мерный шум вечно текущих вод. На пути встре­чаются пороги. Исчезает плавное размеренное течение. Дунай шумит и пенится. Его воды устремляются вниз, покрываясь серебристой пылью в веренице небольших водопадов.

ВЕДУЩИЙ 1

Вдали виднеется красавица Вена, окружен­ная садами, виноградниками, лесами. В столицу Дунай входит чинно, спокойно. Легкая зыбь колышет притих­шие, согретые солнцем воды. Иногда небольшие волны весело гонятся друг за другом и плещутся у берегов, словно приветствуя венцев.

ВЕДУЩИЙ 2

Дунай покидает столицу, он течет все быстрее и быстрее, бурлит и рокочет могучим потоком. В ответ ему раздаются мелодии вальсов. Вначале плавные и спокойные, они все убыстряются, словно спеша за ре­кой. Вот они уже догнали дунайские волны, слились с ними в едином всплеске, они кружатся вместе, в бы­стром, нескончаемом водовороте.

Вальс «На прекрасном голубом Дунае прозвучит в исполнении Венского филармонического оркестра.

ВЕДУЩИЙ 1

Композитор был на пике славы. В 1872г. Он получает приглашение дать несколько концертов в США. Концерты были организованы с американским размахом. Слушала Штрауса вся Америка. А оркестры, которыми он здесь дирижировал, вполне могли составить население небольшого городка. Так в Бостоне вальс «На голубом Дунае» исполнил оркестр из двух тысяч музыкантов.

Слайд 15, 16, 17

ВЕДУЩИЙ 2

Одной из известнейших оперетт стала «Летучая мышь», которую Иоганн Штраус написал в 1873 году за 6 недель, и в апреле 1874 года она была представлена венским зрителям. И с тех пор она не сходит со сцен театров всего мира. Есть она и в репертуаре Красноярского музыкального театра. По мотивам оперетты снято около 10 фильмов.

Слайд 18, 19 

ВЕДУЩИЙ 1

По случаю 25-летия оперетты "Летучая мышь" Штрауса уговорили дирижировать увертюрой. Последнее выступление Штрауса оказалось для него роковым — он простудился и заболел. Началось воспаление легких.

ВЕДУЩИЙ 2

30 июня 1899 года Штраус скончался. Вена устроила ему грандиозные похороны.

ВЕДУЩИЙ 1

 Уже после смерти, доказательством мирового признания таланта, и того неоценимого вклада, который внес Иоганн Штраус в развитие мировой классической музыки, стало торжественное открытие в Вене, золотого памятника Иоганну Штраусу, созданного скульптором Эдмундом Хеллмером.

Слайд 20

Использованы музыкальные фрагменты:

Вальс о вальсе (минус)

Видеофрагмент «Марш Радецкого»

Вальс «Прощание с Петербургом»

Вальс «Сказки Венского леса»

Вальс «На прекрасном голубом Дунае»

Фрагмент фильма «Большой вальс»

Увертюра к оперетте «Летучая мышь»

Все эти фрагменты включены в сопровождающую мероприятие презентацию.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь