Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

История Православной Церкви в программе духовно-нравственного воспитания молодежи

Дата публикации: 2019-02-04 23:56:02
Статью разместил(а):
Тимофеев Андрей Николаевич

История Православной Церкви в программе духовно-нравственного воспитания молодежи

The history of the Orthodox Church in the program of spiritual and moral education of youth

 

Автор: Тимофеев Андрей Николаевич 

Кандидат биологических наук, доцент кафедры экологического образования Воронежского государственного педагогического университета.

E-mail: www72@bk.ru

Timofeev Andrey Nikolaevich

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Environmental Education, Voronezh State Pedagogical University.

E-mail: www72@bk.ru

 

Аннотация: Рассматриваются вопросы развития Православия, основные церковные постулаты и принципы в свете духовно-нравственного воспитания молодежи. Показано, что развитие веры неразрывно связано с историей развития человеческого общества. Отмечено значение обрядов, праздников, традиций, культовых символов для формирования мировоззрения и духовности в обществе.

Аnnotation: The development of Orthodoxy, the main ecclesiastical postulates and principles in the light of the spiritual and moral education of youth are considered. It is shown that the development of faith is inextricably linked with the history of the development of human society. The importance of rituals, holidays, traditions, religious symbols for the formation of worldview and spirituality in society is noted.

Ключевые слова: Православная вера, религия, духовно-нравственное воспитание, церковь.

Key words: Orthodox faith, religion, spiritual and moral education, church.

 

Православие – религия, строго следующая традиции, старине. Вероисповедную основу православия составляют священное писание (Библия) и священное предание (решения первых 7 вселенских соборов и труды отцов церкви 2-8 вв.). В православии особо подчеркивается возможность «обожения» человека, т.е. его прижизненного мистического слияния с богом.

Основные принципы православия как вероисповедной системы изложены в 12 пунктах (членах) символа веры, принятого на первых двух вселенских соборах в Никее и Константинополе. В настоящее время православные церкви пользуются никео-цареградским символом веры. Уточним, что символ веры – краткое изложение главных положений, не требующих доказательств (догматов), воспринимаемых чистой верой [1-4]. Первый член никео-цареградского символа веры обязывает каждого православного верить в существование Бога-отца, сотворившего небо и землю, видимый и невидимый (потусторонний) мир. Члены символа веры (со второго по седьмой) обязывают верить в сына Божьего Иисуса Христа, единосущного Богу-отцу. Восьмой член символа веры обязывает верить православных в Бога-духа святого, исходящего от Бога-отца. Девятый член символа веры обязывает чтить единую, святую соборную и апостольскую церковь. Десятый признает необходимость таинства крещения. Одиннадцатый и двенадцатый члены символа веры признают верующего ожидать воскресения мертвых и вечной жизни после страшного суда Божия [5,7].

Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы: триединства Бога, Боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Формально считается, что догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме, ибо каждое слово и каждая буква, с точки зрения православных, исполнены глубокого смысла [6,8]. Со времен Вселенских соборов православие не убавило и не прибавило ни одного слова в своей догматике в отличи от католичества и протестантизма. Однако, настаивая на неизменности правил веры православия, церковь сама, когда это ей нужно было, меняла их, дополняла, редактировала и т.д.

В православии сложился громоздкий культ, занимавший в нем доминирующее положение. В православном культе значительную роль играют богато украшенные храмы, вся обстановка которых должна оказывать эмоциональное воздействие на верующих, длительные богослужения, религиозные таинства, обряды, посты, праздники, культ креста, «святых» и мощей.

Богослужения в православии продолжительнее, чем в других христианские конфессиях, и включают в себя множество ритуалов. Характерным ритуалом является молитва. Молитва – это индивидуальное обращение к Богу за помощью. В храмах верующие молятся стоя (в отличии от католиков и протестантов). Главное богослужение – литургия [9]. Вопрос о языке богослужения решает сама автокефальная церковь [8,10]. Оно может идти на национальном языке или на церковно-славянском (как в Русской православной церкви).

Культ святых – важнейший элемент православия. Причисление того или иного человека к лику святых называется канонизацией. Вопрос о канонизации решается Поместным собором (съезд священства самостоятельной православной церкви, высший орган управления ею) церкви в результате длительного обсуждения, как правило, много лет спустя после смерти канонизируемого [11,14]. Наряду с реликвиями верующие православные почитают святые мощи (останки умерших, оказавшихся по Божьей воле нетленными, обладающих даром чудотворения).

Каждый день года в православии памятный. Ежедневно церковь вспоминает каких-либо святых, либо события. Наиболее важные памятные даты – праздники. Главный праздник – Пасха. В православии большую роль играют посты, т.е. периоды запретов и ограничений на некоторые сферы жизни (развлечения, наслаждения, еду). Цель постов – очистить душу, возвыситься в молитве, а отнюдь не только соблюдении своеобразной диеты. Посты – дни возвышения «духовно нравственных стремлений над чувственными» [12,13].

Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия). Монашество в православии единое (в отличие от католичества). Монашество, являющееся важнейшим христианским институтом, возникло в IV веке. В эпоху Средневековья монастыри, которым стали принадлежать богатые земельные владения, превратились в центры хозяйственной деятельности и очаги распространения грамотности и культуры [15].

Большое значение придается культу икон. Крест как символ христианской веры служит церкви для донесения верующим идеи смирения, терпения, необходимости, подобно Христу, идти через страдания, безропотно «неся свой крест». Культ святых мест – это места, связанные с различными событиями церковной истории, с чудесами божьими, служащие объектами паломничества верующих. Так, религиозный центр иудеев, христиан и мусульман древний Иерусалим остается и по сей день главной святыней для паломничества христиан. В дни святых торжеств приезжают православные паломники на святую гору Афон в Греции, куда в начале нашей эры удалялись подвижники, отшельники и проповедники христианства, претерпевшие гонения от римлян-язычников. Позднее здесь были созданы первые православные монастыри – Ватопедский и Иверский. В России центрами паломничества издревле были святые монастыри Киево-Печерский, Троице-Сергиев, Валаамский, Оптина Пустынь и др. Киево-Печерский монастырь (позднее – лавра), основанный еще в 10 году, стал центром духовного просвещения Киевской Руси [10,14].

При общности вероучения и обрядности каждая поместная православная церковь имеет свою специфику не только конфессионального, но и этнического характера. Православный (как говорят, воцерковленный человек) стремится выполнять множество правил и ежедневно живет верой, соотнося с ней свои помыслы поступки. Православная философия, этика, богословская наука, учение о церкви и богослужении, эстетика – сложный комплекс знаний, полному изучению которого необходимо посвятить целую жизнь. Собственно говоря, этого требует изучение не только православия, но и любой другой религии.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Бессонов М.Н. Православие в наши дни. – М.: Издательство политическая литература, 2000. – 315 с.

2.  Бугаев В.К., Гладкий Ю.Н., Файбусович Э.Л. Население России: этнический и конфессиональный состав // География в школе. – 1988. – №1. – С. 12-13.

3.  Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. Рим и раннее христианство. – Ростов-на-Дону: Феникс, т. 2 – 2015. – 450 с.

4.  Гараджа В.И. Религиоведение: Пособие для студентов пед. вузов. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 286 с.

5.  Гордиенко Н.С. Современное православие. – М.: Политиздат, 2000. – 276 с.

6.  Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П. История религии. – М.: Центр «Руник», 2016. – 245 с.

7.  Каждан В.А. Происхождение христианства, сущность. – М.: Политиздат, 2000 – 308 с.

8.  Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 2000. – 382 с.

9.  Красников Б.Ю. Русское православие. – М.: Мысль, 2011. – 285 с.

10. Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии – Минск: Тетра Системе, 2005. – 207 с.

11. Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для учащихся. – М.: ALT, 2007. – 349 с.

12. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР: Учеб. пособие. - М.: Библейско-Богословский Ин-т св. апостола Андрея, 1995. – 403 с.

13. Радугин A.A. Введение в религиоведение: теория, история и современная религия. – Ж.: Центр, 2009. – 304 с.

14. Толстой М.В. История русской церкви. – М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. – 736 с.

15. Фейербах С.Т. Сущность христианства. – М.: Мысль, 2014. – 312 с.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь