Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Эссе «Моя педагогическая философия»

Дата публикации: 2020-09-29 10:01:28
Статью разместил(а):
Зелова Елена Александровна

Эссе «Моя педагогическая философия»

Автор: Зелова Елена Александровна

 

Мыслящий и работающий человек есть мера всему.

Он есть огромное планетное явление.

В.И. Вернадский

Признаюсь, я с некоторой долей опасения принялась за написание эссе. Пугало, прежде всего, серьезное сочетание слов «педагогическая философия». На мой взгляд, она может быть у педагога-новатора, учителя первооткрывателя. Мое восприятие данной профессии достаточно традиционно. В нашем коллективе всегда с уважением относятся к этому нелегкому труду.

Я недолго работаю в школе, но постоянно спрашиваю себя: правильно ли я учу. Ответы находятся, но путем длительных поисков. А иногда случайно, как-то все складывается само собой. Уже потом, анализируя, как прошел урок, работу детей и свою собственную, понимаешь, что все закономерно и, в сущности, ты имеешь то, чего очень сильно желаешь.

Когда моим ученикам сопутствует успех, я с уверенностью говорю себе: «Ты все делаешь правильно!» Если же их преследуют неудачи, что-то дается очень тяжело, тогда кажется – это твои ошибки.

Я помню свой первый день, когда вошла в школу. Детвора, раскрыв глаза, рассматривала меня. Уверенность пропала сразу. Для чего я здесь? Случайностей в жизни не бывает…

Как не обмануть ожидания детей и взрослых и смогу ли я стать для них настоящим другом?! Эти вопросы стали главной основой для становления меня – как  педагога, не только друга, но и помощника маленького человека.

Быть источником знаний, давать их детям не так-то трудно, если не вкладывать в это душу. Труднее всего завоевать доверие ребёнка, который чутко распознаёт всё лживое и правдивое, не разрушить его внутренний мир, где царит радость и удивление, чудо и огорчения, сказка о том, что добро всегда должно победить зло.

Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит из этой жизни в том же звании.

Передо мною всегда был пример моей тёти и моего дяди– учителей истории, биологии и химии, которые смогли привить мне любовь к детям, заразить жаждой педагогической деятельности. И до сих пор они являются моим вдохновением и образцом для подражания.

Некоторые считают, что работа учителя имеет много общего с работой и актёра, и скульптора, и врача.

Нет, наша работа гораздо сложнее. Актёру не нужно придумывать текст своей роли: за него это сделает писатель. Учитель – сам по себе автор, потому что только он пишет сценарий своего будущего урока. Учитель – сам по себе режиссер, и каждый урок для него премьера.

Откуда же берёт он силы, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя, пожизненно вызванного к доске?!

Я с детства знала, что буду учительницей. Просто не видела себя никем другим. Десятки, сотни раз представляла себе: вот я с указкой и толстым журналом вхожу в большой светлый класс.… Поэтому каких-либо сомнений или вопросов по поводу, куда пойти учиться, у меня не было, да и быть не могло. Спасибо за это моим добрым, милым, мудрым родителям и учителям.

И вот я в школе. Каждый день по нескольку раз повторяется, теперь уже в реальности, детская мечта. Я вхожу в класс. Я -  учитель.

Учитель ... Словно актёру, ему приходится проигрывать и проживать множество ролей. Ведь сцена для него – это сама жизнь. Все глаза обращены к нему. В них – ожидание. И не страх перед вызовом. В глазах – ожидание действа, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия. Он и наставник, и советчик, и критик. Только в отличие от актёра, у него нет права на ошибку. Слишком дорогой может оказаться её цена – цена детского доверия.

Когда-то я услышала такое сравнение: ребёнок как зеркало, он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаряют любовью, они возвращают её. Если им ничего не даётся, им нечего возвращать. Наверное, легко любить детей тогда, когда они послушны, выполняют все требования и «соответствуют ожиданиям». Но идеальных людей не существует, и совершенство – понятие абстрактное. А дети – всегда дети. Любить их – это принимать такими, какие они есть, помогать им стать лучше, зажигать свет в их сердцах.

Урок математики в школе, пожалуй, один из самых сложных и самых интересных.  Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? А значит, решив посвятить себя работе с детьми, главное для меня заключается в том, чтобы помочь своим  ученикам  пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже труднопроходимую тропу,  помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?

Для достижения этой  цели  каждый учитель должен самосовершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом. Я уверена, хороший учитель  учится всю свою жизнь, работая над собой. « Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Для того чтобы «пробудить» ученика, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность  есть только одно средство- интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков,  внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ребенка. Для осуществления поставленных целей в своей педагогической практике я широко использую информационно-коммуникативные технологии.

21 век отличается от других столетий своей информативностью. Современный урок невозможно сейчас представить без новых ТСО и ведущим среди них стал  компьютер. Поэтому самообразование, информационно-технологическая  компетентность  каждого учителя сейчас стала  необходимой. Но никакая, даже самая совершенная техника, не сможет заменить эмоционального учительского слова, вдохновить изучаемым.

И еще самым главным на педагогическом пути, на мой взгляд, является вера в себя, в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается лишь  тот, кто ничего не делает. Надо только  научиться воспринимать свои ошибки  как опыт.

Преподавая в школе математику, я преследую основную цель  педагогической деятельности – воспитательную. Посредством передачи знаний, умений и навыков, накопленных цивилизацией, я стараюсь воспитать у ребенка понимание того, что он – наследник всего человечества. С другой стороны, он может внести свой вклад в развитие и приумножение этого наследия. Моя задача – помочь ему в этом. Как я это делаю? Во-первых, вселяю в ученика оптимизм, уверенность в своих силах, желание отстаивать свою точку зрения. Как говорил Вергилий: «Они могут, потому что думают, что могут».

Во-вторых, преподношу знания не в готовом, «законсервированном» виде, а обучаю творческому освоению знаний, умению рассуждать и задавать вопросы, генерировать новые идеи. В этом-то и специфика математики, что она как нельзя лучше обеспечивает «материалом» для отработки и тренировки основных приемов и методов мышления. Причем позволяет это делать на самом раннем этапе обучения.

В-третьих, демонстрирую различные способы применения знаний на практике, в повседневной жизни. Главная задача в том, чтобы сформировать такой арсенал знаний и умений учеников, который плодотворно и творчески жил бы в их завтрашнем дне. Ведь объем информации, обрушивающейся на современных детей, постоянно растет. Нужно быть готовым к восприятию, оценке и обработке этой информации.

В общем, воспитать ум, душу, сердце ребенка – это научить мыслить, чувствовать и любить. Для этого надо самому мыслить, чувствовать и любить. Любить учеников, свой предмет, школу… Надо иметь, что отдать детям! Стараться придать интерес к обучению, благодаря всей своей личности. Быть олицетворением зрелого, стремящегося к совершенству человека, по словам Л.Н. Толстого «для того, чтобы воспитывать хорошо, надо жить хорошо перед теми, кого воспитываешь».

Для меня Математика не сухая наука с набором формул, алгоритмов и понятий. Это стройная, логическая система, всё объясняющая и во всё проникающая. Математика вокруг нас, математика – сама жизнь. Я стремлюсь приобщить детей к математике как к части человеческой культуры. Со временем к моим школьникам приходит понимание того, что серьёзное занятие этой наукой воспитывает характер, вырабатывает терпение и внимание, формирует волю, делает людей более уравновешенными и сосредоточенными.

Быть вместе с детьми, вместе творить и обретать – вот моя философия сотрудничества, сотворчества, основанная на неравнодушии и любви, любви к детям, к профессии, к жизни. Дети мне отвечают тем же.

Моя цель, как учителя математики – раскрыть привлекательные стороны предмета, показать красоту и стройность математики, научить решать основные задачи. А самым способным я должна уделить особое внимание.

Моя задача – вплести математические знания ученика в общую картину видения мира.

Учитель обязан внушить если не любовь, то хотя бы уважение к царице наук. И обязательно постоянно возвращаться к истории математики, так как она как никто, учит уважать наш трудный предмет.

Я счастливый человек, потому что профессия моя – это радость  общения с детьми. Это моменты счастья, когда я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза,  вижу благодарность и улыбки на лицах ребятишек.
Да, я счастливый человек, потому что утром  с радостью иду в школу, чтобы снова и снова встретиться с детьми, коллегами – моими единомышленниками, живущими  со мой  в  одном ритме жизни. А  вечером, усталая, но счастливая, иду  домой, где меня  ждет  моя  семья.

И снова я буду продолжать думать о школе, строить планы, что надо сделать еще, и еще …

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь