Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Экологическое воспитание дошкольников посредством музейной педагогики

Дата публикации: 2018-03-06 12:32:37
Статью разместил(а):
Лавриненко Галина Николаевна

Экологическое воспитание дошкольников посредством музейной педагогики

Автор: Лавриненко Галина Николаевна

МБДОУ "Детский сад № 22"

г. Новочеркасск Ростовской области

 

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия в природе. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Задача педагога ДОУ – создать условия по формированию у воспитанников экокультурных ценностей, экологического мышления, ценностного и ответственного отношения к природе, представлений о морали и нравственности. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Наш коллектив решил  для достижения этих целей использовать то, что в данное время, по разным причинам, недоступно дошкольникам –музеи. Важная особенность мини - музеев – участие в их создании детей и родителей. Наш  мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей Дошкольники  чувствуют свою причастность к мини – музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители.

Экспонаты нашего музея размещены на стенах лестничных пролетов,    разделены на две экспозиции: «Войди в природу другом», «Прикоснись к природе сердцем»;  разделы «Библиотека», «Лаборатория» расположены в группе;  разделы «Живая картина», «Наше творчество» расположены в холле.

В библиотеке собраны документальные фильмы, загадки, стихи и авторские произведения о природе, животных, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности. В приемной родители могут ознакомиться с рекомендациями: «В какие дидактические игры можно играть с детьми на прогулке в разное время года»; «Какие поделки можно  сделать с детьми из природного материала», просмотреть фотоальбом: «Дети и природа», взять на память красочный буклет

«Войди в природу другом -  название одной из экспозиций ярко отражает её содержание «Войди в природу другом» - это значит, что каждый ребенок и взрослый должен знать правила поведения в природе. И наш музей является напоминанием об этом. Ребенок должен помнить, что охраняя природу – он охраняет  Родину. Экспозиция позволяет запомнить нехитрые правила, соблюдать которые совсем несложно, если ты их знаешь. 

Экспозиция «ВСЕ, ЧТО НЕ ТРОНУТО РУКОЙ ЛЮДСКОЙ»

На ней представлены фотографии с видами живой природы и репродукции художников о природе. Они нацеливают на то, что вся эта красота находится вокруг нас, только нужно уметь её замечать и наслаждаться ею каждый момент своей жизни. Экспозиция  меняется соответственно временам года и на каждый сезон разработана экскурсия. Часть экскурсии дети проводят самостоятельно.

Экспозиции музея являются мобильными. Они перемещаются из группы в группу. У детей появляется возможность по собственному желанию, в любое время полюбоваться экспонатами, задать  интересующий его вопрос.

При формировании музея строго  соблюдалось правило «Не навреди природе!» - здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет специально сорванных красивых цветов, листьев и т.п. Это очень важный  воспитательный момент, на который следует обращать внимание родителей. Многие из них в порыве энтузиазма предлагают наловить на даче бабочек и жуков. Всё это наносит непоправимый вред природе, а главное, формирует у ребёнка потребительский подход к окружающему миру.

«ЖИВАЯ КАРТИНА», созданная руками детей и педагогов отражает состояние погодных и сезонных изменений природы, поэтому её содержание  изменяется несколько раз в год . «Живая картина» дополняется тематической выставкой детских рисунков «Наше творчество».

«Лаборатория». Экспонаты  размещены в коробках и снабжены табличками, на которых указывается название экспоната. Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе у детей для самостоятельного изучения и так же могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретней по изодеятельности (изготовление поделок из природного материала), для ознакомления с окружающим миром.

Ценность каждой встречи ребенка с природой значительно возрастает, если познавательные, нравственные и эстетические задачи при этом решаются в единстве. В процессе работы мы вводили детей в мир природы, развивали его познавательную и экспериментально-творческую деятельность: способствовали   возникновению ценностного отношения к природе;  развитию художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления.

Конечно же, у каждого есть на земле самый дорогой сердцу уголок. Громадный ли это город или крошечный поселок, примостившийся на прибрежном крутогоре, село, станица, или хуторок, затерянный меж степных холмов, богата ли здесь природа или скудна – неважно. Но, если здесь впервые ощутил ты солнечный мир, познал первые радости и первые невзгоды, если здесь промчалось твое безмятежное, а быть может, и трудное детство, отшумела юность, для тебя этот уголок самый родной и самый благословенный. И так же верно, что любовь к родной стороне определяет любовь к Родине в целом!

Следующим разделом нашего музея готовится экспозиция «Я побывал в степи Донской». Я надеюсь, что данная работа поможет детям окунуться в историю родного нашему сердцу края, а также проникнуться всем богатством Донской земли, узнать о ее природе и экологии.  Основой экспозиции будут составлять фотографии, сделанные на природе самими дошкольниками и их родителями. Ведущая цель проводимой работы- формировать личность дошкольника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя  ценностей и традиций Донского края.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь