Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Пропаганда семейных ценностей среди обучающихся средних профессиональных учебных заведений

Дата публикации: 2018-03-19 11:14:37
Статью разместил(а):
Шенк Надежда Владимировна

Пропаганда семейных ценностей среди обучающихся средних профессиональных учебных заведений

Автор: Шенк Надежда Владимировна

 «Омское медицинское училище железнодорожного транспорта»

ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»

 

В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: ухудшается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; растет число разводов и количество матерей-одиночек; ухудшаются нравственно-половые нормы молодежи; наблюдается отрицание большинством молодых семей, в том числе студенческих, принципов совместного проживания старшего поколения; происходит преобладание профессионально-карьерных ценностей над семейными; наблюдается распространение разнообразных форм брака: юридически оформленный, гостевой брак, повторный брак, фактический брак, свингерство, групповой брак и др. [1, с. 64].

Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.

В России сейчас распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276 000 родителей. Ежегодно рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав. Эти данные показывают, что демографическая ситуация в России просто катастрофическая [5, с. 267].

Кризис семьи является ценностным кризисом, кризисом ценностей семейного образа жизни: ослаблением мотивов брака, откладыванием браков, увеличением возраста вступления в брак, ростом сожительств и разводов, сокращением периода деторождения и семейного цикла в целом, массовым распространением малодетности и социальной патологии, связанной с ухудшением семейной социализации новых поколений. В этих условиях возникла необходимость в исторически беспрецедентной деятельности общества по постоянному осуществлению просемейной политики — по возрождению равноправного положения института семьи среди всех социальных институтов, по социальному поощрению материнства и отцовства, семьи с обоими родителями и несколькими детьми [2, с. 158].

Было проведено анкетирование обучающихся структурного подразделения среднего профессионального образования «Омское медицинское училище железнодорожного транспорта» ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения» (далее – СП СПО ОМУЖТ). Студентом необходимо было проранжировать следующие ценности: продвижение по службе; материальные блага; интересная работа; семейное благополучие; здоровье. Из 94 опрошенных студентов, на первое место поставили здоровье- 35%, продвижение по службе- 30%, интересная работа-  15%, материальное благополучие-  10%, семейные ценности-  10%. Следовательно, на данный момент молодежь думает о здоровье и о перспективе в жизни. По результатам видно, что семейные ценности не являются главной ценностью для большинства опрошенных, а ведь они должны закладываться в человеке с раннего детства в семье. Поэтому возникает проблема – воспитание у обучающихся СП СПО ОМУЖТ потребности создавать и сохранять семейные традиции и ценности в отношении семьи.

Цель – разработать систему мероприятий, направленную на  пропаганду базовых семейных ценностей среди студентов СП СПО ОМУЖТ, направленную на выявление творческого потенциала молодых семей и молодежи, обеспечивающую укрепление авторитета семьи на основе национальных семейных традиций, воспитывающую у студентов потребности создавать и сохранять семейные традиции, создающую оптимальные  условия ценностных ориентаций и установок в отношении семьи.

Задачи:

1.Изучение литературы по проблеме воспитание у студентов потребности создавать и сохранять семейные традиции и ценности в отношении семьи.

2.Изучение   современных  методов, форм и средств пропаганды семейных ценностей.

3.Разработка и проведение системы мероприятий, направленных на информированность студентов об институте семьи, существующих семейных ценностях, укреплению семейных традиций в студенческих семьях.

5. Выявить  положительные  и  отрицательные  стороны  разработанной системы  мероприятий

6. Установить  возможные  трудности  в  процессе  реализации  мероприятий

При  разработке  способа  решения  проблемы - пропаганды семейных ценностей среди молодежи мы  опирались  на  следующие определения понятий «семья», «семейные ценности» и идеи  о пропаганде таких ценностей среди молодежи.

Семья часто анализировалась в экономическом, социально-политическом, социологическом аспектах - начиная с возникновения политэкономии и трудов классиков марксизма, это направление исследования семьи является едва ли не самым влиятельным. В отечественной социологической и психологической мысли вопросы семейной жизни рассматриваются С. И. Голодом, А. Г. Харчевым, М. С. Мацковским, А. И. Антоновым, С. А. Сорокиным, А. В. Артюховым, Ю. Л. Бессмертным, А. Г. Волковым, В. М. Розиным, В. Я. Титаренко, Т. Е. Чумаковой, В. А. Шкуратовым и др. [2;5].

Изучение ценностей и ценностных ориентации, в том числе семейных, методов их измерения, факторов, оказывающих влияние на их формирование, возможных последствий преобладания в обществе тех или иных ценностей и ценностных ориентации относится к ряду важнейших направлений социологии, и неоднократно рассматривались как в отечественных, так и в зарубежных источниках.

В проанализированных нами работах отечественных и зарубежных социологов раскрывается содержание понятий «ценность» и «ценностные ориентации»; выделяются типы ценностей и ценностных ориентации, в том числе семейные; обосновывается необходимость изучения ценностной проблематики современной социологической наукой и, в частности, социологией семьи; анализируются результаты социологических исследований степени распространенности у населения семейных и внесемейных ценностных ориентации.

Первыми социологами, затронувшими ценностную проблематику были:  М. Вебер и Э. Дюркгейм, которые обосновали необходимость изучения ценностей социологической наукой и внесли важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. В нашей стране В. А. Ядовым был проведен ряд социологических исследований ценностных ориентации с использованием модифицированной классификации ценностей М. Рокича.

На протяжении последних десятилетий во многих странах мира, и, в частности, с конца 1960-х гг. в России, активно исследовались проблемы формирования семейных ценностных ориентации. В начале 1970-х гг. ученые Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова под руководством А. И. Антонова приступили к освоению методов определения соотношения ориентации на семью в выборочных полевых социологических опросах.

В 90-е годы внимание ученых к проблемам семьи возросло.  Следует отметить работы Антонова А.И., Архангельского В.Н., Вишневского А.Г., Дармодехина СВ. и др.

Трансформации семьи в новое время исследовались учеными двадцатого столетия. В более обобщенном и целостном виде их изложил социолог П.А. Сорокин, поместив семью как организованную социальную группу в основание иерархии социальных структур. Им впервые разделены функции семьи и других социальных институтов. Трансформация института семьи также была рассмотрена в работах Борисова В.А. и  Гурко Т.А. [3, с. 219].

Наиболее подробно понимание кризиса современной семьи изложено у Антонова А.И., Медкова В.М. в их трудах с позиций социальной демографии артикулированы утверждения о крахе российской семьи, вызванном атрибутивными характерами индустриально-рыночной цивилизации; о кризисе, угрожающем самому существованию человеческого рода; о том, что возвращение к нормальному функционированию семьи фактически невозможно.

Демографическая ситуация в России была рассмотрена в работах Захарова СВ., Ивановой Е.И., Авдеева А.А., Монье А. и др. [4, с. 39].

Проблеме социального измерения ценностей семьи и детей в контексте концепции кризиса рождаемости, семьи и семейных ценностей изложена в работах Сорокина П.А., Борисова В.А., Гурко Т.А., Антонова А.И. и др. В работах этих авторов  были подробно рассмотрены особенности применения методов опроса, наблюдения и контент-анализа к изучению семьи, различные методы исследования жизненного цикла семьи, методы социологического исследования семейного поведения [6, с. 88].

Серьезные исследования изменения мотивационно-ценностных ориентации учащейся молодежи были проведены Поповым В.А. и Кондратьевым О.Ю. [2, с. 202].

Система ценностей современной молодежи была изучена в ходе исследования Карпухиным О.И. и Трикозом Н.А. была рассмотрена динамика ценностных ориентации в период социальных трансформаций.

Богданова Л.П. и  Щукина А.С. в своем исследовании рассмотрели проблему гражданского брака в современной демографической ситуации.

Значение семьи в условиях социальной аномии стало не только ощущаться, но и осознаваться как более существенное, имманентно присущее каждому индивиду. Семья как социальная структура сохранила свое центральное в иерархии место, по-прежнему являясь каналом разрешения противоречий между социумом и индивидом и посредником в их взаимоотношениях [3, с. 265].

Семья, реформируясь как социальный институт, утрачивает свои формальные институциональные признаки - функциональные обязанности, статусно-ролевую структуру, нормативные проявления. Современная студенческая семья может представлять собой супругов с детьми, находящихся в зарегистрированном или незарегистрированном браке; пару «мать и ребенок»; бездетных партнеров, не вступающих в брак и ведущих совместное хозяйство; полигамный союз, основанный на религиозных обычаях либо новых нравственных нормах;

Семья в современном российском обществе остается одной из приоритетных личностных ценностей. Феномен семьи имеет, в конечном счете, нравственные корни. Каждое время, каждая эпоха имеют свой преимущественный тип семьи (или несколько социально приемлемых ее вариантов), но в каждую эпоху, в принципе, возможны и даже в большей или меньшей степени всегда реализуются самые разнообразные формы семейно-брачных отношений.

 В России, как и во многих развитых странах, семья как социокультурный институт переживает глубокие изменения, которые проявляются, прежде всего, в снижении числа браков; падении рождаемости и уменьшении детей в  семье; росте числа разводов и формировании семей раздельно живущих супругов; повышении числа незарегистрированных браков и доли внебрачных рождений, обусловливающих увеличение количества неполных семей.

Сущность трансформации в данном случае заключается в изменении иерархии семейных ценностей. Если в патриархальной семье главенствующее место занимает сохранение целостности семьи, в детоцентристской, смыслом ее существования становится ребенок, то в супружеской на первый план выдвигаются отношения между супругами, признание их индивидуальности.

На процессы трансформации семьи и семейных отношениях решающее воздействие оказывают негативные общественно-идеологические, политические, социально-экономические процессы в современном российском обществе, а также общеевропейские тенденции изменения семейно-брачных ценностных ориентации личности.

Необходимыми и обязательными, в конкретных исторических условиях, цели семейной политики должны концентрироваться на решении следующих задач: повышение престижа семьи и семейных ценностей в сознании молодежи; стабилизация института брака и семьи; создание социально-психологических, политических, экономических условий для успешной реализации семьей всех функций, востребованных как личностью, так и обществом [4, с. 40].

На наш взгляд, возникновение инновационных моделей семьи необходимо оценивать не как проявление дезорганизации института семьи, но как процесс, естественный и нормальный в условиях демократизации общества и его модернизации по западному типу.

Являясь одним из основных институтов общества, первой ступенью социализации человека, семья, как и любой общественный организм, развивается и видоизменяется вместе с обществом, по-своему реагирует на вызов времени, отвечая на общественные потребности, и сама, формируя их.

Семья является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социальные процессы, и происходит передача традиционной информации от родителей к детям. Она также обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. Для выполнения этих функций большое значение имеют также семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп.

Надо отметить, что семья выступает также фундаментальным посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Полноценное выполнение семьей ее функций является необходимым условием сохранения исторической преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса. В ходе социальных перемен семья становится одним из основных институтов формирования новых ценностей и норм поведения.

Пропагаанда (лат. propaganda — подлежащее распространению) - распространение информации, - фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для оказания воздействия на общественное мнение или иную целевую аудиторию.

Пропаганда сводится к более менее систематическим попыткам манипуляции мнениями и убеждениями людей посредством различных символов: слов, лозунгов, монументов, музыки и т.д. От других способов распространения знаний и идей пропаганда отличается нацеленностью на манипуляцию сознанием и поведением людей.

Пропаганда всегда имеет цель или набор целей. Для достижения этих целей пропаганда отбирает факты и представляет их таким образом, чтобы воздействие на сознание было наибольшим. Для достижения своих целей пропаганда может отбрасывать некоторые важные факты или искажать их, а также пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации [3, с. 118].

Л.Дуба и Ж.Эллюль рассматривают пропаганду как заранее спланированное и целенаправленное духовное воздействие на аудиторию, целью которого является привлечение аудитории на сторону того, кто ведет пропаганду, т.е. контроль за мышлением и поведением. В конечном итоге пропаганда является совокупностью определенных структур, абстракты символов, влияющих на человеческое восприятие и поведение [2, с. 192].

Для решения проблемы - воспитание у студентов СП СПО ОМУЖТ потребности создавать и сохранять семейные традиции и ценности в отношении семьи, была разработана и реализована в 2017 году система мероприятий, обеспечивающая информированность студентов об институте семьи, существующих семейных ценностях, укреплению семейных традиций в студенческих семьях.

1. Информационный стенд по пропаганде семейных ценностей.

2. Просмотр фильма с обсуждением (дебаты) «Семейные ценности».

3. Фестиваль творчества «Моя семья»: стихотворение, сочинение, плакат, газета.

4. Научно-практическая конференция «Проблемы современной семьи».

5. Конкурс видеороликов «Семейные ценности».

6. Игра- дискуссия «6 ШЛЯП» на тему: «Пробный брак. Сожительство».

7. Фотокросс «Моя семья», фотовыставка.

8. Проведение консультаций по проблемам семьи.

Гипотеза: если реализовать данную систему мероприятий на практике, то возможно повышение престижа семьи и семейных ценностей в сознании молодежи; стабилизация института брака и семьи; создание социально-психологических условий для успешной реализации семьей всех функций, востребованных как личностью, так и обществом.

С целью проверки гипотезы было проведено анкетирование обучающихся до и после реализации мероприятий.

Увеличение числа обучающихся, которые на первое место среди ценностей ставят семью на 20 % позволяет предположить, что реализованная система мероприятий является эффективной. Социально-значимым результатом проведенной работы является – возможность использования в образовательных организациях среднего профессионального образования разработанной системы мероприятий с целью пропаганды базовых семейных ценностей, направленных на выявление творческого потенциала молодых семей и молодежи, обеспечивающих укрепление авторитета семьи на основе национальных семейных традиций, воспитывающих у обучающихся потребности создавать и сохранять семейные традиции, создающих оптимальные  условия ценностных ориентаций и установок в отношении семьи.

 

Литература:

1.            Анненкова Н.В. Педагогическая поддержка семьи как стратегия социальной политики государства // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2009. – № 12 (91). – С. 64–70.

2.            Глазырин В.А. Социология: учебник для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2017.- 414 с.

3.            Метлякова Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 330 с.

4.            Метлякова Л.А., Коробкова В.В. О сущности и технологии педагогической поддержки семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации // Образование и общество: информ.-аналит. журн. – 2013. – № 6 (830). – С. 38–42.

5.            Социология : учебник и практикум для СПО / В. В. Глебов [и др.] ; под общ. ред. В. В. Глебова, А. В. Гришина, Г. В. Мартьяновой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. - 307 с.

6.            Хоменко И.А. К вопросу об определении понятия «семейное воспитание» // Учен. зап. С.-Петерб. гос. ин-та психологии и соц. раб. – 2012. – Вып. 1, Т. 17. – С. 88–93.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь