Эссе «Я - учитель!»
Эссе «Я - учитель!»
Автор: Ахмедова Алла Имамадиевна
МОУ «СОШ № 24», Кировский район, г.Саратов
Я - учитель начальных классов! У меня особая профессия, даже в чем-то уникальная. В нелегких современных условиях российского образования я делюсь своими знаниями, силой, талантом и своей любовью с моими мальчишками и девчонками.
В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрал. Ты думаешь о том, был ли это случайный выбор в твоей жизни или этому предшествовали разные события прожитых лет.
Почему я выбрала профессию учителя? Примером для меня стала моя первая учительница - Дунина Наталья Петровна. Никогда не забуду ее добрых глаз, требовательный, но ласковый голос, доброжелательное отношение к своим ученикам. И сегодня я ощущаю радость, вспоминая минуты, когда мы начали только читать первые слова, проводили праздники, ходили на экскурсии и совершали путешествия на другую планету - все это сохранилось в моей памяти. Очень гордилась, когда учительница меня хвалила, и думала: «Я хочу быть такой же, как она». Ни для кого не секрет, что очень часто именно личность одного человека влияет на твой выбор профессии. И я благодарю своего Учителя за то, что она вдохновила меня выбрать педагогическую специальность. Не уговаривала, не убеждала- просто вела уроки и любила детей. Я решила, что стану учителем начальных классов и обязательно буду похожа на свою первую учительницу.
Студенческие годы пролетели незаметно. Были и первые разочарования, и первые слезы радости от уроков, первое восхищение от того, что на тебя смотрят сорок глаз милых доверчивых созданий-детишек, которые ждут от тебя чего-то интересного и нового.
И вот тот самый долгожданный момент - я стою перед учениками не в качестве студентки-практикантки, а в качестве Первого Учителя. Конечно, не передать словами, что чувствовала в тот момент, когда я впервые вела в кабинет свой первый в жизни класс, какие эмоции переполняли мою душу.
Постепенно я влилась в школьную жизнь, нашла подход к детям и коллегам. Я благодарна судьбе, что в начале педагогической карьеры моим наставником была моя первая учительница. Она помогала словом и делом в трудной ситуации. Благодаря ее поддержке я поняла: моя профессия дает мне творческое вдохновение, заряжает энергией, доставляет огромную радость.
И вот уже 18 лет для меня моя работа – любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения, мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей судьбы. Всем этим мне нужно распорядиться мудро и точно. Я очень хорошо понимаю, что для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем- это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим человеком, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем. Я - первый учитель маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой, непонятный взрослый мир. И поэтому всегда внушаю своим детям мысль: «Вы не хуже других, вы не лучше других. Вы - это вы. У каждого из вас свой характер. Только от вас зависит, каким вы будете человеком». И помогаю воспитывать в каждом ребенке положительные нравственные качества через литературу, внеклассные мероприятия, коллективные творческие дела, собственный пример.
С чего же начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен приятными и не очень событиями, интересными и скучными встречами, замечаниями- моими и чужими, советами, разговорами, смехом, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, совещаниями, собраниями, заседаниями … У меня бурная жизнь благодаря любимой профессии. Мне некогда скучать.
Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Каждый успех ученика я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят, тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке и проложить мостик к взаимопониманию.
Стараюсь в урочной и внеурочной деятельности применять методические новинки, которые черпаю из методических журналов, на различных педагогических сайтах, при посещении уроков коллег. Ежедневная работа с информацией требует все больших знаний не только по поиску, анализу новой информации, но и по ее хранению, использованию и достоверности. Быстро текущее время беспрестанно вносит в жизнь новые черты, новые требования, наконец - новую моду. Педагогу требуются все более глубокие познания. Нужно снова учиться. Зачем? Чтобы не отстать от моды? Нет, чтобы то, чему учусь и учу, было действительно профессионально. Иначе это не профессиональная работа, которую люблю, а кустарно исполняемое ремесло.
Лев Николаевич Толстой писал: «Лучшая методика та, которой вы владеете». Чтобы учить других, нужно быть самому методически грамотным человеком. Профессия учителя всегда дает возможность учиться, развиваться. Я постоянно самосовершенствуюсь, чтобы быть интересной и полезной своим ученикам. Именно это является одной из причин моего личного участия в семинарах районного и городского уровней, в Международных и Всероссийских слетах учителей, в тематических дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Обобщая и распространяя опыт своей работы, я поднимаюсь на новый уровень саморазвития. Уже я «стою не над, а рядом» со своими детьми, помогаю и поддерживаю, направляю и стараюсь правильно организовать деятельность ученика. Радуюсь, когда ученик может вступить со мной в спор на любую тему, когда он может отстоять свою точку зрения.
Общаясь с разными людьми, коллегами, родителями, как часто в последние годы я слышу фразу: «Это ваши проблемы». Для многих — это чуть ли не формула спокойствия: не моё и ладно. Исчезнувшее было слово «дефицит» снова возвращается к нам. Только речь идёт не о продуктах и вещах. Сегодня мы ощущаем дефицит внимания, доверия, любви, душевной теплоты к человеку. Дети чувствуют это и начинают испытывать некоторую неуверенность, а некоторые и страх в ситуациях, требующих от них решения каких-либо учебных или жизненных, значимых для них проблем. И порой, пожалуй, учитель – единственный человек, кому есть дело до ребёнка. Поэтому я считаю, что сегодня, в период падения нравственных ценностей, распада семейного воспитания, с одной стороны, и возросшей потребности общества в личности активной, творчески мыслящей, обладающей высоким духовным потенциалом, с другой стороны, возрастает значимость педагогической поддержки ребенка. И уже мало быть хорошим «предметником», профессия учителя сегодня всё больше предполагает работу наставника, который всегда рядом, в соучастии, в поддержке.
Великое счастье для меня - видеть, как мои ученики восходят к вершинам знаний за пределами школы, достигают успехов в работе. Счастлива, когда звонят, приходят в гости спустя годы, когда делятся своими радостями и советуются, когда им нужна помощь.
На Земле каждый день рождается много людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, стать всемирно известной, сделать великое открытие- мне это не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть,- своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Родины, а кто-то из них, может, станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку своей души и сердца.
В моей работе меня очень поддерживает моя семья. Муж, который берет на себя часть семейных хлопот и стойко переносит все издержки моей профессии. Дочь, которая старается хорошо учиться, старается помочь маме в работе, хотя порой у мамы нет времени и сил помочь ей. Но я убеждена, что учителя не должны «растворяться» в профессии. Ведь, если учитель не уделяет внимания своим близким, он не сможет быть по- настоящему внимателен и к своим ученикам.
Поразмышляв обо всем, прихожу к выводу, что я- счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия.
И завтра … я опять иду в школу!