Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

«Школа будущего первоклассника» - одна из форм работы с детьми

Дата публикации: 2020-11-14 14:05:01
Статью разместил(а):
Никонова Ольга Викторовна

«Школа будущего первоклассника» - одна из форм работы с детьми

Автор: Никонова Ольга Викторовна

 

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов-практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости. 

На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к обучению в школе – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. 

«Школа будущего первоклассника» является одной из форм работы с детьми в рамках преемственности на этапе «детский сад - начальная школа». Её появление и функционирование - результат социального заказа общества.  Со стороны родителей -желание  подготовить детей к обучению в школе, поднять общий уровень их развития и уровень коммуникативных способностей, с другой стороны – для обеспечения плавного  и безболезненного перехода ребенка в школу, снятия страхов перед школой  и учителем, знакомства с правилами школьной жизни, поэтому и занятия воспитательного и развивающего характера с детьми 6-7 лет целесообразно проводить  в стенах школы.  

Благодаря занятиям в «Школе будущего первоклассника» у дошкольника сформируется готовность  к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Познакомившись со школой, своим будущим учителем, с его требованиями, будущий первоклассник придет в школу без страха и опаски, у него сформируется положительное отношение к учителям, он будет с радостью идти в школу. 

Учитель, работающий со старшими дошкольниками по данной программе, получает возможность проводить наблюдения  за развитием интеллектуальной, личностной и эмоциональной сфер детей. Работа в «Школе будущего первоклассника» позволит определить готовность дошкольника  к обучению в начальной школе, спрогнозировать возможные школьные трудности и планировать дальнейшую работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Занятия направлены на общее психическое и физическое развитие ребенка, охрану и укрепление его здоровья, развитие творческого воображения, активности и инициативы, самостоятельности в решении задач, умения наблюдать и сравнивать, делать выводы, развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.  

Также учитываются основные принципы работы при подготовке детей к обучению, такие как: учет индивидуальных особенностей и возможности детей старшего дошкольного возраста; доброжелательный климат; положительная оценка любого достижения ребенка; проведения занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста.

Основная цель предшкольной подготовки детей - выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка, обучение детей навыкам учебного сотрудничества,формирование готовности к школьному обучению. 

Задачи программы «Школа будущего первоклассника»:

- формирование и развитие психических функций познавательной сферы, положительное отношение ребёнка  к школе, желания учиться;

- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для успешной адаптации к школе;

- развитие любознательности, инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в учебную деятельность;

- сохранение и укрепление здоровья ребенка к последующему обучению;

- просвещение родителей по подготовке детей к школе, повышение их психолого-педагогической культуры.

Основными принципами программы  являются:

1. Доступность (для детей любого уровня готовности к школе).

2. Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для  данной группы школьников).

3. Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны педагога, ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).

4. Направленность (не заниматься комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).

5. Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.

6. Актуальность (использование современных достижений науки; своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования мониторинговых показателей). 

Основную работу по осуществлению проекта  осуществляют учителя начальных классов, которые будут работать с первыми классами, заместитель директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Ушинский К. Д.

 Ведущая деятельность: игра, продуктивная, творческая деятельность. Значение игровой деятельности влияет на развитие содержательной стороны интеллекта ребёнка, его произвольного внимания и памяти, развития речи, на формирование доброжелательных отношений в коллективе, на воспитание способности справедливо оценивать свои поступки и поступки играющих. Подчёркивается важность обучения детей правилам и нормам поведения в совместной игре. Программа предполагает использование широкого спектра игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных, дидактических. На занятиях дети совершают познание окружающего мира в увлекательной форме, при этом, на самом деле, они учатся вычленять проблему, анализировать путь решения задач, искать разные подходы к выполнению заданий, осознавать причины возможных неудач.Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в неё, определенной способности к коммуникации.

Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи.

В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов, впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми, начинает постигать определенные правила поведения, принятые в обществе.

Программа «Школа будущего первоклассника» содержит в своей основе концептуальные аспекты, выдвинутые и разработанные авторами Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др., в программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность», в программе «Ступеньки детства», автор Н. М. Конышева и др. Данные программы рекомендованы Министерством образования России.

Букварь Жуковой.

Ожидаемый результат по курсу  «От слова к букве».

·        развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);

·        составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; составлять рассказы, сказки по картинке, по серии картин;

·        пересказывать по опорным иллюстрациям небольшие по содержанию сказки, рассказы;

·        расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

·        формирование грамматического строя речи ребенка;

·        совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);

·        создание речевых высказываний различных типов.

Подготовка к обучению письму.

У ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

·        При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения, поэтому  предлагается система упражнений для подготовки к письму.

·        Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

·        Для реализации программного содержания используются:

Тетради на печатной основе: С.Е. Гаврина. «Учимся читать», «Учимся писать», «Готовим руку к письму» М. Издательство «РОСМЕН», 2015г.

В основу отбора математического содержания, положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.

Не менее важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

Главные цели курса математики подготовительного курса – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников. 

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая.

Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования.

Методические приемы:

- начало занятий должно быть необычным; 

- на занятии должен царить «дух открытий» (ничего не сообщать детям в готовом виде) 

- держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей; 

- не оставлять без внимания ни одного ответа детей; 

- помнить о развитии речи во всех видах деятельности; 

- поддерживать ситуацию успеха.

Взаимодействие с семьёй в период предшкольной  подготовки.

Социальная среда - явление многогранное и включает целый ряд институтов, среди которых наиболее тесно связан с обществом такой социальный институт, как семья. Семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов общественной жизни, является слепком социальной структуры общества.

Семья составляет первое окружение человека после рождения, она является первой социальной средой, которая транслирует накопленные обществом культурно-исторические ценности. Общение с родителями выполняет в период взросления и становления ребенка важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений.

Сотрудничество педагога с родителями заключается в просвещение родителей по подготовке детей к школе, повышение их психолого-педагогической культуры. 

Необходимость специального разъяснения роли семьи в воспитании детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку и важности объединения усилий  школы и семьи по этому вопросу;

Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.

Лекторий для родителей

- социальные и познавательные побуждения школьной жизни 

- развитие тонкой моторики 

- развитие речи, памяти, внимания, мышления 

- готов ли ребенок к школе.

Подготовка к школе носит развивающий характер:

- помогает освоить специфику социальных отношений;  

- обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития;  

- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности.

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. Ж.Ж. Руссо.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь