Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Культурная среда и творческая личность

Дата публикации: 2018-04-12 11:07:45
Статью разместил(а):
Ломова Анастасия Сергеевна

Культурная среда и творческая личность: взаимное влияние

Автор: Ломова Анастасия Сергеевна

 

В статье рассматриваются понятия «культурная среда» и «творческая личность» отправными точками в анализе этих понятий послужили работы социолога и психоаналитика, Э. Фромма, философа и П.Н. Савицкого. Подробно рассматривается проблема различий в мировосприятии творческим и обыденным сознанием, а также отражена взаимосвязь между культурной средой и творческим сознанием. Уделено внимание отображению механизма творческого процесса, как совокупности реакций на различные явления, культурной среды.

The article deals with the definitions of “cultural environment” and “creative personality”. The main points for the definitions’ analysis were the works of sociologist and psychoanalyst Fromm E, and philosopher Savitskii P. The article gives detailed analysis of the problems of ideological differences of creative and trivial consciousness. And it also reflects relationship between cultural environment and creative consciousness as the complex of responses to different facts of cultural events.

Ключевые слова: Культурная среда, творческая личность, творческий процесс, виртуализация объекта, материализация образа, обыденное сознание, творческое сознание, восприятие, творческий потенциал личности, механизм творческого процесса, природа вдохновения.

Cultural environment, creative personality, creativity, creative work, virtualization object, materialization of the image, everyday consciousness, creative consciousness, perception, the creative potential of personality, the mechanism of the creative process, the nature of inspiration.

 

Термин «культурная среда» достаточно популярен. Мы часто слышим, например, в СМИ о преобразовании культурной среды в связи с реализацией культурных проектов, или об особенностях какой- либо локальной культурной среды, например, о культурной среде исторического города, или образовательного учреждения. Между тем, термин этот достаточно сложен и неоднозначен. Понятие «среда» было введено в контекст философских и социологических наук французским философом И. А. Тэном в XIX в. В последствии диапазон его применения был значительно расширен и обрел большую популярность, особенно в сфере прикладных и теоретических наук. И если в XIX столетии научная мысль акцентировала внимание на культурной среде, как на принципе, учитывающем роль культурно-исторических традиций в обществе, то какое содержание вкладывается в это понятие сегодня? Так, П.Н. Савицкий, в сборнике статей «Евразийство», говорит о культурной среде, как о непрерывно меняющемся комплексе процессов взаимодействий и взаимоотношений, совокупности ценностей и символов, имеющих свои трёхмерные координаты.[3]

В «Толковом словаре обществоведческих терминов» культурная среда – это «бесчисленное разнообразие предметов, вещей, знаний, ценностей, идеалов, отношений, окружающих человека всю его жизнь».[5] В культурологии культурная среда характеризуется как «совокупность социально-культурных объектов, связанных с созданием и распространением культурных ценностей (научные и учебные заведения, культурно-просветительские учреждения, художественные промыслы и т. п.), а также стиль и характер культурных взаимоотношений людей, культурно-бытовые условия и духовно-нравственная атмосфера в обществе».[2] Другое определение раскрывает культурную среду как искусственную предметно-пространственную среду жизнедеятельности - окультуренные территории, населенные пункты, постройки, сооружения, помещения, вещи и иные материальные продукты деятельности, а также социально-информационную среду взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей.[1]

Таким образом, можно понимать культурную среду как совокупность постоянно изменяющихся условий, способствующих успешному развитию, саморазвитию и самореализации личности.

Культурная среда немыслима без своего творца – человека созидающего. Созидание – есть творческий процесс, потому творческая личность — это ядро культурной среды, ее центр, без которого культурной среды просто бы не было, как таковой.

В данной статье предлагается рассмотреть, каким образом осуществляется процесс взаимовлияния между культурной средой и творческой личностью обуславливающий изменения условий культурной среды и ее динамичность, а также то, каким образом культурная среда влияет на творческое сознание личности и, непосредственно, на сам творческий процесс.

Ввиду того, что определение «творческий человек» слишком пространно и может иметь несколько значений, обратимся к определению творческой личности по Фромму, который связывает творческую деятельность любого человека со способностью осознанного, непосредственного восприятия различных предметов и явлений. В качестве иллюстрации такого осознанного восприятия Э. Фромм приводит такой пример: 

«Глядя на дерево, осознанно воспринимая всю полноту его подлинного бытия, сочувствуя всем сердцем условиям, в которых оно растет, человек получает опыт, являющийся основой для того, чтобы суметь это дерево нарисовать. Другой вопрос, обладает ли он необходимыми техническими навыками, которые позволили бы ему заниматься живописью и отображать свои переживания. Но абсолютно ясно одно: ни один художник нигде и никогда не смог бы создать ни одной стоящей картины, передав в красках изображаемый объект, должным образом предварительно его не изучив и не осознав его особенности.»[4]

Так, Э.Фромм размышляет о признаках творческого и обыденного сознания, как о противоположностях, однако подчеркивает условность такого противоположения, словами о том, что, «творчество» не свойство, характерное лишь для особо талантливых людей. Я понимаю под ним определенную жизненную установку, достижение которой реально для каждого человека, и поэтому он должен к ней стремиться».

 

Рассмотрим характерные черты творческого и обыденного сознания по Э. Фромму:

Творческое сознание:

- обладает непосредственностью и глубиной восприятия объектов и явлений

- Стремится проникнуть в суть вещей и явлений, полагаясь в этом на чувственное восприятие и собственную интерпретацию их материальных проявлений в большей степени, нежели на усвоенные ранее теоретические знания об исследуемом предмете или объекте.

- Стремится минимизировать степень искажений в восприятии мира.

- Обладает способностью «смотреть и видеть».

- Эмпатия, адекватность восприятия.

- Способность концентрировать внимание, сосредотачиваться.

- «Я есть ты», выход за пределы собственной «самости» в процессе самореализации.

- Способность встретиться лицом к лицу с конфликтом и разрешить его, сознательное отношение к конфликту.

Обыденное сознание:

- Поверхностность восприятия объектов и явлений.

- Оторванность восприятия от исследуемых материальных, чувственно воспринимаемых проявлений исследуемого предмета или объекта.

- Затрудненность объективной оценки предметов и явлений, склонность к переносу качеств собственной личности на другие объекты.

- Навык «смотреть и распознавать».

- Неадекватность, симпатия либо антипатия в зависимости от корыстного интереса.

- Автоматизм.

- «Я есть», отношение к себе, как к своей собственности, «самость».

- Избегание конфликтных ситуаций, поверхностное, не эмоциональное отношение к конфликту.

 

Итак, человек, обладающий творческим или обыденным сознанием, будучи частью социума, оказывается, вовлечен в культурную среду, являясь одновременно ее частью и ее создателем. Элементы культурной среды или их совокупность воздействуют на органы чувств творческого человека, запуская тем самым процесс осознавания и индивидуального интерпретирования человеком воздействующих на него явлений или объектов, фактов, предметов и т.д., всего того, что мы понимаем под культурной средой. Пытаясь проникнуть в суть явления или предмета, творческое сознание как бы «раскодирует» его, снимая, будто слои, чужие, не порожденные сознанием интерпретатора наслоения: все что был о услышано, прочитано, выучено об исследуемом объекте теоретически, до непосредственной встречи с ним. После чего начинается процесс «перекодирования», преломления в творческом сознании индивидуума поступившей информации. Можно привести сравнение процесса перекодирования явлений, предметов и фактов творческим сознанием с прохождением точки бифуркации в синергетике. Количество логических связей между воспринимаемым объектом и другими объектами возникающих в творческом сознании после прохождения этой точки может быть сколь угодно большим и ограничен только широтой этого сознания. И нельзя предсказать заранее, в каком направлении пойдет дальнейший творческий процесс.

Рассмотрим теперь, как будет интерпретировать элементы культурной среды обыденное сознание, и в чем различие типов сознания по Э. Фромму будет выражать себя в этом случае.

Так как обыденное сознание воспринимает явления поверхностно, оно не ищет сути, а стремится «приклеить ярлык», поставить явление по известным уже этому конкретному сознанию признакам в ряд явлений, обладающих подобными признаками. То есть, человек с таким типом сознания воспринимает объекты и явления скорее интеллектуально, нежели чувственно, оперируя при этом уже известными фактами о явлениях и объектах со схожими признаками. Он не ищет в мире нового, а ищет знакомое и подобное. То есть, получается, обыденное сознание, интерпретируя объект культурной среды устанавливает связи межу ним и уже знакомыми объектами, не создавая при этом новых связей, например, методом непосредственных ассоциаций с объектом совершенно не похожим на интерпретируемый, а находит эти связи в своей системе почерпнутых из различных источников знаний и фактов о мире. Укладывая, таким образом, новое для себя явление в систему уже известного. Если же знаний не хватает для установки необходимой логической связи, обыденное сознание стремится к переносу качеств собственной личности на объект культурной среды, таким путем устанавливая связь между известным и воспринимаемым, объект становится распознанным, «ярлык» приклеен, и это позволяет уйти от необходимости созидания новых связей в процессе интерпретации.

Начало интерпретации воспринятого непосредственно объекта – есть начало творческого процесса. Это то, что в повседневной жизни привычно называть вдохновением. Тот момент, когда творческое сознание усматривает в вещи, процессе или явлении культурной среды некий дополнительный потенциал, способный выразить суть этой вещи, процесса или явления через трансформацию его виртуального образа и материализацию данной трансформы. Четыре стадии творческого процесса были описаны еще в начале прошлого века:

 

А. Пуанкаре в своём докладе, в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами:

1. В начале, ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.

3. И наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

Вдохновение А. Пуанкаре не включил в описанный им процесс, таким образом, не обозначив и не раскрыв, а что же вообще в описанном случае послужило ему толчком для творческих изысканий, что подвело его к постановке задачи, которую он творчески решал?

Однако, каждый день проживаемой нами жизни мы не находимся в культурном вакууме, нас окружает трехмерное пространство культурной среды, существующее в конкретное время, современное нам, мы живем не отдельно от социума, а в окружении современников, которых мы каждый день видим, общаемся вербально и невербально. Где бы ни находился человек – его окружает среда, объекты и явления которой он постоянно интерпретирует. И от того насколько творческим является сознание интерпретатора, воспринимающего эти объекты и явления в реальном времени, зависит качество воздействия среды на человека. Виртуализируя материальные объекты окружающей культурной среды, впуская их в свое сознание и по-своему интерпретируя, выстраивая связи между этими непосредственно воспринятыми объектами, и другими, виртуализированными, объектами творческое сознание уже осуществляет творческий процесс. В этой установке сознанием множества связей и находится ключ к вдохновению, если понимать вдохновение, как внутреннее побуждение к творческой деятельности.

«Вдохновение, это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Слова эти были сказаны композитором П.И.Чайковским. Обыденное сознание лениво, в том смысле, что оно не создает новых связей, оно использует связи приобретенные, усвоенные ранее, уже созданные кем-то другим. Обыденное сознание настолько соткано из представлений о мире, которые усваиваются в процессе воспитания, обучения, общения, что в нем словно бы нет места непосредственному восприятию. Утрированный пример человека с обыденным сознанием мы видим в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре», в образе главного героя, который постоянно боялся «попасть в какую-нибудь историю» , в его системе представлений о мире было множество правил на разные случаи жизни- известные, давно усвоенные и проверенные алгоритмы поведения. Ситуаций, для действий в которых алгоритма не было «человек в футляре» избегает, как и объектов социокультурной среды, для интерпретации которых не хватает знаний. Он пытается отгородиться от них, обычно символически или психологически, а у Чехова даже и физически. Обыденное сознание всячески стремится избегать ситуаций, когда требуется непосредственное восприятие среды такой, как она есть, это и есть своеобразный «футляр», сознание закрыто (метафора «закрытый бал»), человек закрыт от мира и по большому счету, живет в своем уме. Культурная среда для него — это не столько среда, сколько сумма представлений о ней. О крайней степени такой закрытости мы привыкли говорить «зашоренность», «ограниченность».

Вышесказанное, отнюдь не означает, что человек с обыденным сознанием ленив. Он может много работать, но без полной самоотдачи. Двигать им будет не любопытство и вдохновение, а представления о собственной выгоде. Работу свою он выполняет автоматически, почти не думая о ней, а думая, например, о том, как он проведет время в отпуске. Но наступает отпуск, и обыденное сознание снова закрывается от новых впечатлений, оно будто не погружается в текущий момент, а ускользает от него, например, в мысли о прошлом отпуске или предстоящей крупной покупке. Таким образом, вдохновение, которое может возникать у человека с творческим сознанием в момент непосредственного восприятия объектов культурной среды, виртуализации этих объектов, их перекодировке и созиданию новых логических связей между виртуализированными сознанием объектами, оказывается недоступным человеку с обыденным сознанием, а между тем, именно вдохновение запускает творческий процесс, описанный А.Пуанкаре, являясь тем самым импульсом для постановки творческой задачи. А импульс этот, в свою очередь, рождается из прямого взаимодействия творческого сознания со средой, какую бы форму это взаимодействие ни принимало, будет ли это поход в театр, созерцание заката или намазывание масла на хлеб. Как уже говорилось, творческое сознание способно выстраивать самые неожиданные связи между объектами, так, например, один из художников признавался, что способен черпать вдохновение в чем угодно, даже в скрипе дверной пружины. 

Однако, культурная среда, как мы знаем, находится в постоянном движении, и не только способна оказывать влияние на сознание творческого человека, но и он оказывает в свою очередь, влияние на среду. Интерпретируя объекты и явления культурной среды, перекодируя их сознание проходит через точку бифуркации и выстраивает множество новых логических связей между интерпретируемым виртуализированным объектом и другими виртуализированными или виртуальными. (сознание обыденного человека оперирует только виртуальными объектами?) В идеале, завершенный творческий процесс приводит к материализаци подвергнутого перекодировке виртуализированного объекта, но к этой, практической стадии творческий человек переходит далеко не всегда, по ряду причин, например, человек обладающий творческим сознанием может не обладать навыками и знаниями необходимыми для материализации виртуальной формы. Или, обладать необходимыми знаниями и навыками, но не располагать временем и необходимыми материалами. Однако, в том случае, когда виртуальный объект в результате творческой деятельности создавшего его человека становится материальным, обретая свое время и пространство – он становится частью культурной среды, тем самым, изменяя ее и получая возможность быть непосредственно или поверхностно воспринятым другими людьми с последующей возможностью интерпретации, перекодирования и нового материального воплощения своего виртуализированного образа.

 

Итак, взаимовлияние культурной среды и творческого сознания происходит по следующей схеме:

1. Непосредственное восприятие объекта или явления среды (я вижу этот конкретный апельсин таким, каков он есть) 2. Интерпретация (Вдохновение. Я понимаю, осознаю, чувствую, что вот этот апельсин на самом деле является большим, чем мог бы показаться, будучи воспринят поверхностно, мне интересно чем же он является на самом деле и я чувствую, что могу это узнать) 3. Виртуализация (постановка задачи. Я пытаюсь понять этот апельсин, найти для него наиболее удачный виртуальный образ, который мог бы лучшим образом выразить суть и нахожу его. Это не просто апельсин — это солнечный апельсин.) 4. Перекодирование виртуализированного объекта (Вхождение в точку бифуркации. Образование множества новых связей образа солнечного апельсина с другими виртуальными образами. Их может быть неограниченное количество. Апельсиновые сады с нагретыми солнцем плодами, девушка в лучах солнечного света с апельсиново-рыжими волосами, косточка апельсина на солнечно-желтой скатерти, и.т.д. Пауза. Связей может быть настолько много, что сознание не сразу понимает какую из них оно использует для дальнейшей творческой работы. Работа бессознательного. 5. Творческое озарение. Сознание начинает движение в каком-либо из возникших направлений. (Я понимаю теперь не только что я хочу выразить с помощью образа апельсина, но и как лучше всего это сделать) 6. Подготовка к материализации виртуального образа – проверка решения, соотношение своих способностей и возможностей с поставленной задачей, выполнение черновых набросков, Попытки представить виртуальный образ уже в материальном воплощении. 7. Материализация. Здесь все зависит от навыков, умений, специфики деятельности конкретной творческой личности. Будет ли это картина, скульптура, пьеса, стихотворение или опера, а возможно и что-то совершенно другое. (Я даю образу апельсина ту форму, которую увидел в нем, почувствовав, увидев и поняв его суть, я рассказываю о нем миру на том языке, которым лучше всего владею.)

Далее, при условии материализации, предположим, создания произведения искусства как результата работы описанного выше механизма, виртуальный объект принимает материальную форму и встраивается в культурную среду, например через институцию (художник написал картину и ее выставили в галерее, где ее видят множество людей), таким образом, творческая личность получает возможность влияния на культурную среду через созданный в результате творческой работы материальный объект. В случае, если материальный объект был создан, но не введен в общий контекст культурной среды, (художник написал картину, но в галерею не предложил, никому не продал, а повесил в своем доме) все же данная материальная форма оказывает свое влияние на среду, но более локальное, так как члены семьи этого художник, его гости и он сам видят эту картину, непосредственно или поверхностно воспринимают и по-своему интерпретируют. Кроме того, существует потенциальная вероятность введения этого конкретного произведения искусства в более широкий культурный контекст, что расширит диапазон его влияния на культурную среду в целом. В случае, если объект был создан в сознании человека, но ввиду неких причин, не обрел материального воплощения (человек придумал сюжет картины но не написал ее), и в этом случае виртуальный объект окажет свое влияние на среду, в первую очередь, субъективное, так как в результате размышлений над образом предполагаемой картины у размышляющего человека в сознании картина была написана и неким образом встроена в его личную картину мира, следовательно, его субъективное восприятие культурной среды уже не будет прежним, для этого конкретного человека среда изменилась, так как созданное его сознанием произведение изменило его угол зрения на то, что его окружает.

Но означает ли то, что человек с обыденным сознанием не оказывает влияния на культурную среду, равно как и она на него? Здесь следует отметить, что разделение по типам сознания имеет достаточно условный характер, в том смысле, что личность творческая может воспринимать объекты и явления культурной среды в некоторых случаях, поверхностно и обыденно, а личность с обыденным сознанием имеет потенцию для развития творческого восприятия. По мнению Э.Фромма, все дети изначально обладают творческим восприятием, но впоследствии лишь часть людей сохраняет в себе эту способность к непосредственному восприятию мира, путь к новому обретению в себе способности к творчеству Э. Фромм видит  в том числе, в сохранении личностью способности удивляться и допускать невероятное: «Какие же условия необходимы для того, чтобы человек обрел такое творческое состояние, при котором его восприятие окружающего мира было на уровне интуиции, было бы подобно озарению? Первым таким условием является способность человека удивляться. Она присуща детям, расположенным к познанию всего нового…

Как точно заметил французский математик А. Пуанкаре, способность допустить невероятное есть отличительная черта гениальности в науке. Именно так состоялись многие научные открытия. Предположим, что некий ученый занят рутинным делом, ни у кого ранее не вызывавшим никакого изумления. При этом, обладая живым мышлением, и не утратив способности усматривать проблему в очевидном, он находит в этом очевидном невероятное, что и приводит его к открытию. Выдающимся ученым становится лишь тот исследователь, который при решении конкретной задачи благодаря своей способности удивляться обращает внимание на то, что другие рассматривают как само собой разумеющееся.»[4] Следовательно, свой творческий потенциал имеет каждая личность, а не только люди творческих профессий, а люди творческие, вопреки расхожему мнению, не во всех случаях проявляют свою способность к творчеству, даже у людей творческих профессий при развитых технических навыках возможна склонность к автоматизму в их деятельности, что свойственно, как раз таки, обыденному сознанию.

Итак, в заключении статьи можно сделать вывод, что между культурной средой и творческой личностью существует тесная взаимосвязь, культурная среда влияет на человека через непосредственное восприятие им явлений, процессов и объектов среды, запуская, тем самым, начало творческого процесса, а творческая личность влияет, в свою очередь на культурную среду через результат творческого процесса проходящего в сознании личности, причем влияние это оказывается даже в том случае если результат творческого процесса не обретает своей формы в материальном мире. Творческий процесс имеет свой механизм, и творческое вдохновение имеет свою природу, причем природа их является частью любой личности, и чтобы выявить ее в себе с достаточной отчетливостью, необходимо не дать угаснуть в сознании человека творческому началу.

 

Перечень использованной литературы:

1. Культура и культурология: словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003г.

2. Культурология: ХХ век: словарь. - СПб. : Унив. книга, І997г.

3. Савицкий П. Н. Евразийство: сборник статей. - М.: Просвещение, 2004 г.

4. Фромм Э. «Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ». Под ред. П. С. Гуревича, перевод с англ. Э.А. Гроссмана. - М.: Айрис-пресс, 2004 г.

5. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб. : Лань, 1999 г.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь