Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Взаимодействие педагога с родителями в условиях личностно-ориентированного подхода

Дата публикации: 2019-02-06 08:36:25
Статью разместил(а):
Агафонова Наталья Викторовна

Взаимодействие педагога с родителями в условиях личностно-ориентированного подхода

Автор: Агафонова Наталья Викторовна

 

Парадигма личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании подразумевает не только формирование необходимого уровня интеллектуального развитиядошкольника, но и привитие ему других психологических, социальных и творческих качеств важных для всестороннего развития личности.

Реализация такого подхода требует тесного взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) и родителей, так как семья – это один из важнейших институтов социализации ребенка[1].

В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.[2]

С одной стороны ребенок старается «примерять» межличностные и социально-бытовые модели поведения своих родителей, отношение к труду и творчеству, не говоря уже о вербальной модели общения, с другой стороны творческие наклонности ребенка, не замеченные родителями не получают необходимого развития.

Тем не менее, научные основы эффективного взаимодействия ДОО и семьи как субъектов воспитательного процесса остаются во многом не изученными[1].

Для описания взаимодействия педагогов ДОО с родителями в условиях личностно-ориентированного подхода рассмотрим основные проблемы, возникающие в указанной сфере, и пути их решения.

Основные проблемы организации взаимодействия педагогов и родителей. Традиционно, основными формами взаимодействия между педагогами ДОО и родителями являются:

- общение в ходе ежедневного утреннего приема детей в ДОО и возвращения их родителям;

- проведение периодических родительских собраний;

- проведение праздничных мероприятий с привлечением родителей;

- организация работы родительских комитетов и попечительских советов.

При этом следует отметить, что фактически время совместной работы не всегда позволяет в должной мере обсудить организационные аспекты совместной деятельности и острые вопросы воспитания ребенка (как интеллектуального, так и творческого), не говоря уже о каком-то совместном участии в формировании личности ребенка.

Таким образом, первой проблемой организации взаимодействия родителей является фактор дефицита времени совместного общения родителей и педагогов.

Прежде всего, это обусловлено современным ритмом жизни родителей (нехватка времени и занятость вследствие стремления к карьерному росту на фоне посредственного отношения работодателей к вопросам участия подчиненных им родителей в жизни ДОО и т.д). С другой стороны процесс ежедневного общения ограничен также за счет интенсификации рабочей нагрузки педагога в момент приема детей.

Другой немаловажной проблемой является перенос родителями всей (или значительной части) ответственности за воспитание  ребенка на педагогов ДОО. Родители при этом дистанцируются от каких-либо вопросов взаимодействия с ДОО по вопросам воспитания ребенка, а зачастую и от вопросов совершенствования материальной базы, формирующей образовательную среду ДОО.

Вместе с тем, многие исследователи выделяют такие факторы взаимодействия как настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей, определение значимых для педагогов и родителей целей и задач взаимодействия и создание материально-техническойсреды в ДОО выделяются в качестве ключевых для развития личности ребенка[3].

Отсутствие участия родителя в воспитании своего ребенка может в конечном итоге привести к утрате эмоционального контакта с ним. При этом нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Более того, инертность родителей в вопросах воспитания и взаимодействия с ДОО может быть воспринята как норма поведения, что приведет впоследствии к развитию пассивной социальной модели поведения на уровне комплекса у ребенка в будущем.

Третьим проблемным моментом является изолированность воспитательной среды семьи и ДОО.  Эта проблема характеризуется различием нравственных, социальных и психологических основ поведения, прививаемых ребенку дома и в ДОО.

К примеру, установки типа «драться нехорошо», «обзываться плохо» и т.д. могут не находить подтверждения со стороны родителей, а иногда резко отрицаются последними. Это приводит к возникновению определенного когнитивного диссонанса для ребенка и возникновению некоторых отклонений в развитии личности.

Особо остро эта проблема стоит для детей, родители которых открыто ведут асоциальный образ жизни, так как ребенок воспринимает девиантное поведение родителей как нормальное.

Развитие «внесадовского общения», как форма расширения времени совместного диалога родителей и педагогов. Для увеличения времени совместного пребывания родителей и педагогов ДОО, и как следствие изыскания дополнительных возможностей для построения конструктивного диалога наиболее оптимальным по мнению исследователей является принцип развития так называемых «внесадовских» форм общения.

Характерными примерами такого общения являются совместные посещения цирков, театров, выставок, зоопарков и других объектов культуры и искусства, совместный отдых на природе, проведение «дней здоровья» и совместных спортивных праздников.

Здесь немаловажным фактором является выбор времени проведения подобных мероприятий и ориентация на финансовое состояние родительского контингента. Несоблюдение этих принципов вызовет обострение той проблемы временного дефицита, с которой предложенный подход призван бороться.

Важно, чтобы проводимые мероприятия содержали в себе возможность именно общения педагогов и родителей. Наиболее применим здесь принцип отвлечения детей на сторонний объект (представление, работа аниматоров и т.д.)

Увеличение проводимого совместно родителями и педагогами времени способствует установлению и укреплению доверительных отношений и плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

Совместное участие в воспитательном процессе как основной фактор развития личности.Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо максимально вовлечь их в жизнь детского сада. Вовлечение, должно строится по принципу постоянного убеждения их в важности совместной работы.

Подобный подход может содержать следующие этапы:

- формирование доброжелательных отношений с установкой на сотрудничество за счет постоянной демонстрации родителям именно положительного образа ребенка, основанный на конкретных успехах и достижениях ребенка. Значимость этого этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка[4];

- совместное выполнение родителями и детьми учебных и творческих заданий (поделок, костюмов и т.д.). При этом педагог должен разъяснить необходимость именно совместной работы родителей и детей, довести до них в доступной форме различные формы и методы педагогической деятельности;

- ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка, основанное не толькона активностиотдельных родителей, способных не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей, а за счет инициативы, в том числе, и самого педагога (администрации ДОО);

- постоянное акцентирование внимания родителей на творческих способностях и наклонностях ребенка, также иллюстрируемое конкретными достижениями;

- открытые музыкальные занятия в ДОУ с детьми для родителей, с последующим обсуждением успехов и неудач детей. Стоит отметить, что помощь музыкального руководителя в организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей в рамках «музыкальных гостиных», «семейных музыкальных клубов» оказывает положительное влияние не только на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности, но и на  совместную работу педагогов ДОУ и родителей.

В качестве фактора повышения эффективности такой работы можно считать наличие в детском саду на доступных и заметных для родителей местах информационных материалов о функционировании различных секций и кружков, особенно на территории самой ДОО и в непосредственной близости от нее.

Отождествление поведенческой модели «в саду» и «дома».Проблема взаимной изолированности домашней и «садовской» образовательной среды является в большинстве случаев, так как зачастую эффективно не решается коллективом ДОО.

Здесь формирование подходов к взаимодействию с родителями необходимо строить по двум сценариям: для родителей принимающих рекомендации ДОО по корректировке внутрисемейного отношения к ребенку и открыто асоциальных родителей.

В первом случае применим прием отождествления или сближения поведенческих моделей за счет корректировки поведения родителей в присутствии ребенка.

Например, за счет рекомендаций исключить (или максимально снизить) в его присутствии случаи злоупотребления спиртными напитками, курения, использования явно негативно-окрашенных выражений и усилить, хотя бы по отношению к ребенку значимость правильного социального образа жизни и поведения (привитие уважения к старшим, соблюдения правил дорожного движения, этикета, снижение агрессии, воспитание принципов толерантности, щедрости и отзывчивости).

Во втором случае, к сожалению, наиболее эффективными методами воздействия являются привлечение органов социальной опеки и других правоохранительных структур.  

Безусловно, в вопросах взаимодействия педагогов ДОО с родителями спектр существующих проблем значительно шире, чем это рассмотрено в статье. Однако решение даже этого узкого круга из них позволит вывести на качественно новый уровень диалог родителей и педагогов. Это в свою очередь позволит более качественно строить работу по формированию личности ребенка в ДОО.

Не стоит забывать, что семья – это важный инструмент развития личности ребенка. Для социально-эмоционального развития дошкольника в условиях семьи очень важно, чтобы родители не только обеспечили ему эмоциональный комфорт, но и более глубоко ориентировались на его психологию, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, обогащали его социальный опыт, шли на контакт с другими сферами социального становления ребенка. Их активное взаимодействие выступает как необходимое условие этого развития, а образ жизни семьи и воспитательная активность родителей – его важные факторы. Для обогащения социально-эмоционального развития ребенка целесообразно в семье создать такие условия, в которых ребенок мог бы активно усваивать все важнейшие компоненты социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного. [4]

 

Литература:

1. Воронина О.И. Педагогическое сопровождение семьи в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе. Диссертация. Спб.:2009. – 126с. 

2. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.-М., 2004.–80 с.

3. Березина Т.А. Взаимодействие детского сада и семьи как условие реализации программы «Детство» / Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. доктор пед. наук, профессор М.В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т.И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З.А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А.Г. Гогоберидзе.- СПб., 2005.–427 с.

4. Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. – Пенза – Витебск – Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – 210 с.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь