Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Психологические особенности структурных компонентов сюжетно-ролевой игры современных дошкольников.

Дата публикации: 2019-02-11 07:47:40
Статью разместил(а):
Алексеева Марина Владимировна

Психологические особенности структурных компонентов сюжетно-ролевой игры современных дошкольников

Автор: Алексеева Марина Владимировна

 

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В настоящее время ученые обеспокоены состоянием игровой деятельности в детском саду. В.В. Давыдов, В.А. Недоспасова, Н.Я. Михайленко и другие исследователи видят опасную тенденцию превращения детского сада в мини-школу. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в образовательном процессе детского сада. Сегодня педагоги и психологи указывают на то, игровая деятельность детей претерпевает существенные изменения. Это обстоятельство позволило сформулировать проблему исследования, выраженную в виде цели – на основе сравнительного анализа изучить особенности сюжетно-ролевой игры (на примере структурных компонентов игры) детей старшего дошкольного возраста на современном этапе и этапе 60 – 70-х годов, что позволит объективно и конкретно высказаться относительно изменений, происходящих в игровой деятельности современных дошкольников. Кроме того, полученные сведения о современной игре дошкольников позволяет определить необходимые психолого-педагогические мероприятия по совершенствованию игровой деятельности.

Экспериментальная работа реализовывалась с детьми старшего дошкольного возраста на базе МДОУ №162 (Кировского района г. Красноярска). Для экспериментальной работы использовалась методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной и методика М.В. Хозиевой. Наблюдение проходило в часы свободной деятельности детей в течение восьми недель. Анализировались ситуации где игровая деятельность детей носила самостоятельный характер.

Изучались структурные компоненты игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину) на основе анализа протоколов наблюдения. Анализировались следующие компоненты игровой деятельности: особенности темы и сюжета игры; роли; игровые действия; выполнение правил.

Аналогично изучались особенности реализации структурных компонентов игры детей в период 60-70-х годов на основе контент-анализа психолого-педагогической литературы 60-70-х годов по проблеме игровой деятельности детей.

При сопоставлении результатов изучения компонентов сюжетно-ролевой игры детей в 60-70-х годах и современных дошкольников были выявлены следующие особенности.

Источник темы, сюжета игры. Наиболее популярными источниками тематики детских игр, как в наше время, так и в 60-70-х годы, являются жизнь и взаимоотношения взрослых людей. Дети выбирают наиболее знакомую сферу жизнедеятельности, т.к она доступна и понятна им. Но в настоящее время доля игр, отражающих жизнь взрослых снизилась. Это связано с тем, что деятельность современных взрослых стала мало понятна ребенку, и он не всегда знает, чему подражать. Кроме того, на сегодняшний день появились новые источники тем для игр детей: компьютерные игры, телевизионные передачи т.д.

Относительно произведений киноискусства и анимации можно сказать, что за прошедшие годы дошкольники значительно чаще стали использовать их сюжеты в качестве тем игровых действий. Возможно, это связано со стремительным развитием киноиндустрии. Нельзя не заметить тот факт, что на сегодняшний день дети крайне редко стали «черпать» тематику игр на основе произведений художественной литературы.  Данная ситуация является свидетельством того, что взрослые не занимаются литературным образованием детей, что и приводит к обеднению игрового опыта детей.

Развернутость сюжета. Анализ параметров «развернутость сюжета» свидетельствует, что существенно (почти вдвое) сократилось количество игр, в которых сюжет классифицируется как развернутый.

Ролевое партнерство в игре. Сюжетно-ролевая игра предполагает  наличие сопряженных ролей, а, значит, партнеров. Сегодня дети все чаще партнером по игре выбирают игрушку, чем сверстника, что может негативно сказаться на развитии общения ребенка. Возможным объяснением выявленного факта может быть несформированность коммуникативных навыков из-за: а) ограниченности контактов детей со сверстником в силу замкнутости современной семьи; б) малодетности современной семьи.

Наличие ролевой речи, развернутость ролевого диалога и использование предметов-заместителей. Относительно этих показателей значительных изменений не выявлено.

Содержание игровых действий. Относительно содержания игровых действий следует отметить, что в 60-70-х годы дети старшего дошкольного возраста больше внимания уделяли действиям, передающим социальные отношения. В настоящее же время увеличилось количество игровых ситуаций, в которых преобладают предметные действия. Они становятся основными в сюжетно-ролевой игре современных дошкольников. Этот факт заставляет задуматься, так как преобладание предметных действий характерно для младшего и среднего дошкольного возраста.

Разнообразие и развернутость игровых действий. Следует отметить, что в игре современных дошкольников  мала доля действий, характеризующихся развернутостью и разнообразием, что свидетельствует об обеднении игровой деятельности дошкольников.

Согласованность игровых действий с партнером по игре. Частые конфликты, непродолжительный характер игровой деятельности современных дошкольников свидетельствует о несогласованности действий и о неумении участников игры договариваться между собой.

Игровые правила. По литературным сведениям, в 60-70-х годы правила практически во всех случаях выполняли функцию регулятора игры. В настоящее время лишь в 60%  ситуаций дети сознательно используют правила игры в качестве регулятора деятельности.

Выводы.

1. Выявленные особенности структурных компонентов игровой деятельности детей отражают своеобразие сюжетно-ролевой игры на современном этапе.

2. Особенности, к которым следует отнести:

а) недостаточно наполненное содержание сюжетно-ролевой игры;

б) низкий уровень развития сотрудничества со сверстником;

в) преобладание предметных действий над действиями, передающими социальные отношения;

г) однообразие игровых действий, свидетельствуют о дефицитарном развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

3. Сравнительный анализ реализации компонентов сюжетно-ролевой игры детьми старшего дошкольного возраста и характером этих же компонентов игры по литературным сведениям 60 – 70-х годов, показал существенные различия по таким параметрам, как:

а) развернутость сюжета;

б) сотрудничество в игре;

в) содержание игровых действий;

г) разнообразие и развернутость игровых действий;

д) согласованность игровых действий с партнером;

е) соблюдение игровых правил.

4. Выявленные дефициты сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста указывают на необходимость усиления внимания со стороны воспитывающих взрослых к совершенствованию игровой деятельности, т.к. игра является тем видом деятельности, который обеспечивает развитие целого ряда значимых личностных качеств ребенка.

Данные исследования не претендуют на полный и достаточный анализ игровой деятельности, но могут быть основой для дальнейшего изучения данной проблемы и определенной отправной точкой для последующего мониторинга развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь