Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Все звуки светятся, и все цвета звучат … (Звукоцвет в стихотворениях Лауры Рябовой)

Дата публикации: 2021-04-13 18:36:06
Статью разместил(а):
Безрукова Татьяна Александровна

Все звуки светятся, и все цвета звучат … (Звукоцвет в стихотворениях Лауры Рябовой)

Автор: Безрукова Татьяна Александровна

 

Ученые утверждают, что способность человека воспринимать звук через цвет относится к его психическим свойствам, которые происходят в мозге. И это очень важное свойство, потому что оно позволяет людям более ярко и многогранно видеть взаимосвязи совершенно различных процессов. Как именно это происходит – стало предметом наблюдения многих ученых. Но, стоит отметить, что их точки зрения несколько расходились. Так, например, звук А у Рембо черный, у Ниропа, Шлеегеля и Журавлева — красный, у Белого — белый. Звук И — у Рембо - красный, у Ниропа, Шлегеля, Белого и Журавлева — синий. Звук У — у Рембо — зеленый, у Ниропа — ярко-желтый, у Белого — черный, у Журавлева — сине-зеленый. Кому же верить?

Наиболее масштабные исследования в области изучения визуализации звуков речи проводил русский лингвист и литератор Александр Журавлев, который считает, что восприятие как звуков, так и оттенков у всех людей индивидуальны. Это зависит от слуха, зрения и особенностей человеческой психики. Учитывая все это, я решила опираться на классификацию Александра Журавлева. Чтобы закрепить за звуками тот или иной цвет, Александр Журавлев опросил тысячи людей и сделал вывод, что большинство из них окрашивают гласные звуки одинаково.

Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А называют красной, Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но, хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная. Также Журавлев отметил, что гласные звуки А, О, Е, И среди лингвистов считаются основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А ученые-физики считают главными соответствующие этим гласным цвета: красный, желтый, синий, зеленый, потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Остальные гласные звуки имеют оттеночную окраску. Так, например, У ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета: тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю, напротив, - светлая: голубая, светло-сиреневая. По мнению Журавлева, интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по звучанию с О. И в цветовом отношении она располагается между бело-жёлтой О и зелёной Е. Она светлая желто-зеленая, лимонная. А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как более светлая и яркая. Самой сложной для изучения стала буква Э. Большинство людей вообще никак ее не окрасили. А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко, то при дальнейшем анализе ее решено было не учитывать. Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и люди называют ее темно-коричневой.

Таким образом, по мнению русского лингвиста и литератора Александра Журавлева восприятие как звуков, так и оттенков у всех людей индивидуальны. Это зависит от слуха, зрения и особенностей человеческой психики. Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям по А. Журавлеву.

Рябова Лаура Владимировна родилась в самом сердце Южного Урала в поселке Тирлян Белорецкого района в 1939 году. Закончила  сельскохозяйственный техникум, Бирский пединститут. Педагогический стаж Лауры Владимировны 40 лет. 12 лет проработала она в сельской школе села Калинники. Руководила самодеятельностью учителей и учеников. Более 40 лет отработала в школах №1, № 3 и в УПК г. Благовещенска. Член литературно-поэтического клуба «Ильгам – Вдохновение».

Отсюда любовь к пению, стихам. Музыка её слов завораживает, поэтому и свои стихи она напевает своим близким и друзьям. Пишет для семьи, для внуков.

Особое место в душе Лауры Владимировны занимает Родина, поэтому в ее творчестве много стихотворений, посвященных родной природе.

Стихотворение «Яблонька» было написано Лаурой Владимировной во время поездки в свое родное село Тирлян. В селе произошло наводнение, и местность сильно пострадала. Только около пруда стояла одинокая яблонька с лиловыми яблочками. Лаура Владимировна сравнивает яблоню, тоненькую и беззащитную, но сильную и стойкую, с тирлянской женщиной. В стихотворении  «Рябине» Лаура Владимировна за образом рябины раскрывает образ своей дочери. Образ поздней осени раскрывается в стихотворении «Осеннее».

На литературных сайтах можно посмотреть, в какие цвета окрашены стихотворения. Стихотворение «Яблонька» попало в фиолетовый каталог. Стихотворение «Рябине» оказалось в тёмно-жёлтом каталоге.  Стихотворение «Осеннее» попало в синий каталог. 

Итак, проанализировав стихотворения двумя способами, можно сказать следующее:

· Цветовое содержание стихотворений в обоих случаях в целом совпадает.

· Стихотворение  «Яблонька» окрашено всветло-жёлтый, белый, зеленый, синий, темно-коричневый цвета, так как автор «рисует» образы лиловых яблок,цветущей яблони,  желтогрудой пичужки и деревянного домика. Синий цвет – холодная зима, морозы;

· В стихотворении  «Рябине» преобладают такие цвета: светло-жёлтый, зеленый (осенняя листва), темно-коричневый, красный (ягоды).

· В стихотворении  «Осеннее» преобладают такие цвета:светло-жёлтый, зеленый (осенняя листва), синий (зимние морозы).

Лаура Владимировна по-своему окрасила бы стихотворения. Стихотворение «Рябине» она бы окрасила в яркие цвета рябины: красный, ярко-оранжевый. В стихотворении «Яблонька» Лаура Владимировна обратила внимание на редкий цвет яблок - лиловый. «Осеннее» она бы окрасила во все цвета осени.

В МОБУ СОШ № 5 г. Благовещенска мы провели исследование. В эксперименте «Поэзия и живопись» участвовали 19 человек. Им было предложено нарисовать рисунки к стихотворениям. Рисунки к стихотворению «Яблонька» нарисовали 7 учеников, к «Рябине» - 6 учеников, к стихотворению «Осеннее» - 6 учеников.

Нам необходимо было выявить цветовую гамму детских рисунков. На рисунках к стихотворению «Яблонька» изображены яблони с ярко-красными яблоками, зелёной листвой, коричневыми стволами.

На рисунках к стихотворению «Рябине» изображены деревья  с ярко- красными гроздями рябины. Преобладают такие цвета, как красный, коричневый, зеленый, синий.

На рисунках к стихотворению «Осеннее» учащиеся нарисовали осень во всех  ярких красках: желтых, оранжевых, коричневых, зеленых, синих.

Таким образом, наличие определенного цвета в рисунках определяется не только за счет слухового восприятия, но и подсознательных ассоциаций, которые влияют на цветовую гамму. 

В стихотворениях Л. Рябовой царит доброта и душевный покой. Ее стихотворения о родной природе обладают звукоцветом.

Наличие определенного цвета в рисунках определяется не только за счет слухового восприятия, но и подсознательных ассоциаций, которые влияют на цветовую гамму. 

Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь