Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Дата публикации: 2021-10-16 06:32:39
Статью разместил(а):
Гертер Виктория Владимировна

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Автор: Гертер Виктория Владимировна

МБОУ "СОШ № 48", г. Нижнеудинск

 

Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, вызывают необходимость осмысления проблемы целеполагания в целостной организации учебно-воспитательного процесса учащихся.

Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку налицо нравственное неблагополучие в общественной и школьной среде, деструктивизм и дегуманизация проявлений молодёжи.

Сегодня необходимо сосредоточиться на том, что ценностные основания бытия человека вырабатывались веками и всегда были значимы и первостепенны в обществе. Они выражались в разные периоды жизнедеятельности человечества в постулатах религиозных учений, заповедях христианства, моральных исканиях мыслителей, традициях народов и этносов, провозглашались в различных социальных кодексах поведения людей. Это не случайно, как и не случайно, что смысловой ключ и ценностные основания жизнедеятельности человека лежат в плоскости морали, откуда черпает каждый человек свои смыслозначимые основы и символы жизни.

Моральный исток осмысления человеческой жизни на протяжении столетий рассматривался философией и этикой (Аристотель, Платон, Гегель, В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, К.Д. Ушинский, П. Флоренский, С.Л. Франк, Н. Бердяев и др. ) в попытке найти ему единое содержательное определение, в результате чего было выделено и обосновано такое ёмкое понятие как «простые нормы нравственности», одинаково значимое для всего человечества. Отсюда понятие «общечеловеческие ценности», употребляемое сегодня и акцентирующее ценностный аспект жизнедеятельности людей.

Внимание к нравственному воспитанию не ослабевает, потому что уровень морального роста человека дает в то же время и возможность, наряду с другими показателями, охарактеризовать общественный прогресс. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.  Нравственность общества продолжает неуклонно падать, происходит нравственная деградация. Средства массовой информации пропагандируют жестокость, разрушается веками выработанный народом идеал нравственного воспитания, появляется другой, согласно которому молодые люди уделяют больше внимания односторонней физической подготовке. Занятия боевыми искусствами без духовной, нравственной подготовки делает молодежь не защитниками чести и достоинства слабых, а убийцами, насильниками, то есть опасными людьми для общества. Воспитательная работа в семье, школе, обществе находится в состоянии кризиса.

Таким образом, актуальность исследований, посвященных нравственному воспитанию, в современном обществе особо возрастает. Правильное соотношение традиционного опыта воспитания и наиболее часто используемых форм современной воспитательной практики, несомненно, приведет к позитивным изменениям.

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.                

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Особого внимания заслуживает духовно-нравственное  воспитание. 

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития [18]. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, здорового образа жизни, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблемой исследования является изучение  педагогических условий для  духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности и во внеклассной деятельности.

Чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребёнка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую канву должна быть заложена духовно-нравственная система, которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внеклас-сную деятельность, обеспечивая их этическим содержанием.

Важно также, чтобы образовательная деятельность, выполняя свои познавательные функции, была нацелена на реализацию воспитательного потенциала учебных дисциплин, а каждый педагог нёс положительный заряд взаимодействия с детьми, основанный на уважении к ним, принципах возрастного, личностно-ориентированного и субъектного подхода не на словах, а в практическом действии.

Цель исследования: изучение и выявление эффективных условий воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников во внеклассной работе.

Объект исследования - воспитание духовно-нравственных качеств.

Предмет исследования – воспитание - духовно-нравственных качеств младших школьников во внеклассной работе.

Гипотеза. Воспитание  духовно-нравственных качеств младших школьников во внеклассной работе возможно при выполнении ряда условий:

- организация систематической, планомерной работы по воспитанию духовно-нравственных качеств;

- активное участие младших школьников во всех видах духовно-нравственного воспитания;

- создание доброжелательного, доверительного  отношения у младших школьников к воспитанию духовно-нравственных качеств.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме духовно-нравственного воспитания.

2. Определить сущность и содержание воспитания духовно-нравственных качеств.

3. Выделить особенности воспитания духовно-нравственных качеств у младших школьников.

4. Разработать и апробировать методику воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников во внеклассной работе.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за деятельностью школьников, анкетирование; опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно-нравственное воспитание  младших школьников.

Базой исследования явились младшие школьники 10-11 лет,  исследование проводилось на базе МОУ "СОШ № 48" г. Нижнеудинска, в исследовании принимали участие учащиеся З-а класса – 24 человека и З-б – 18 человек.

Практическая значимость результатов исследования состоит в подготовке  и реализации  программы по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников  «Шаги в мир красоты и добра». Также доказана эффективность применения данной программы.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В последнее время интерес к проблеме развития духовно-нравственной личности снова возрос. Специалистами области образования все отчетливее осознается, что глубинные первопричины социально-экономического кризиса и катастрофического ухудшения духовного здоровья нации находятся не только в сфере экономики, но и в области духовно-нравственного воспитания. Общество не может и дальше существовать без единых моральных устоев. Искажение их, потеря духовности ведет к упадку культуры, деградации общества, вырождению человека. Возникает потребность формирования человека как духовно-нравственной личности, которая требует целенаправленных действий по организации и практической реализации процесса формирования и развития личности молодого поколения в процессе учебной деятельности.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определенную сумму знаний, но и овладели умением самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных,  а  в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

Определением сущности духовности  занимались философы: Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.И. Слободчиков, В.С. Соловьев и другие [1]; определению сущности духовного и нравственного воспитания как взаимосвязанных направлений посвящены работы Ш.А. Амонашвили, О.С. Богдановой, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинского. Накоплен большой опыт развития духовно-нравственных сторон личности (Аболин Л. М., Андреев В. И., Асмолов А.Г. , Зинченко В. П. , Кандинский В. В. , и др.).

Однако, при анализе современной педагогической научной литературы, посвященной духовно-нравственному воспитанию, было выявлено несколько ключевых проблем. Основная проблема заключается в неопределенности духовно-нравственных идеалов на современном этапе. Вследствие социально-политических изменений в стране старые идеалы были практически утрачены, новые идеалы не успели сформироваться. В  педагогической литературе слабо представлены новые идеи и подходы к проблемам духовно-нравственного развития личности молодого человека, поэтому современная педагогика пока не готова к решению вышеперечисленных проблем. В результате возникла необходимость либо заимствовать идеалы из других культур и обществ, либо восстанавливать традиционные представления о духовном развитии человека. Реализация таких идеалов, как Добро, Красота, Истина, в реальном педагогическом процессе представляется проблематичной из-за абстрактного, плюралистического их восприятия учителями, учениками, учеными. В традиционной педагогике возникают затруднения при трактовке данных идеалов, так как они могут иметь религиозное, светское  и различные альтернативные направления.

Духовно-нравственное воспитание включает в себя такие понятия, как «духовность» и «нравственность». Нравственность - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы [8]. Разрушение нравственности приводит к распаду и дезинтеграции общества; смена нравственности приводит к изменению социальных отношений. Нравственность формируется посредством различного рода социальных институтов (семья, школа, национальные традиции, дополнительное образовательное учреждение и др.), через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать нравственность от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей и нравственного распада.

Нравственность - в понятиях Руси качество, относящееся к одной половине духовного быта (другая половина — ум, умственное), но составляющее общее с ней духовное начало: к умственному относится истина и ложь, к нравственному — добро и зло (В.И. Даль). Понятие нравственности носит положительный характер и противопоставляется телесному, плотскому. Нравственно то, что согласуется с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина своего Отечества.

Нравственное воспитание - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание «нравственное воспитание» в истории культуры сложились 4 основных традиции: патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в которых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, философский статус - ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности в общем направлении нравственного воспитания.     

Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания, в известной мере,  автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С.Макаренко.

Термин "нравственное воспитание" употребляется также в узком значении - как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идёт о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим.

Нравственная ценность – это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребенка.

По мнению ряда исследователей В.Э. Вайцехович, В.П. Зинченко и др. охарактеризовать дух, духовность как понятия можно лишь ассоциативно, метафорически, поскольку современный понятийный уровень познания слишком груб и примитивен для этой сферы.                                                        

Обратимся к современным словарям и справочникам, которые определяют духовность как:

- свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Дух как сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия. Внутренняя, моральная сила;

- отрешенность от низменных грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа;

- интеллектуальная природа, сущность человека противополагаемая его физической, телесной сущности;

- духовный прилагательное к дух (в словарном значении), относящийся к умственной деятельности, к области духа; нематериальный, не телесный; связанный с внутренним миром человека; связан с религией, церковью, относящийся к ним; духовные интересы; духовные запросы; духовные силы; духовная близость.                                                                                                        

Некоторые словари объясняет понятие духовность с позиции материализма – это индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания – мира, себя, смысла и значения своей жизни, и социальной потребности жить и действовать “для других”. Под духовностью преимущественно понимается первая из этих потребностей, а вторая под душевностью, т. е. добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе.

Духовно-нравственные способности в психологии стали выделять сравнительно недавно, хотя без них, как совершенно справедливо замечает В.Д. Шадриков: “Невозможно проявление всех остальных способностей ... теоретически невозможно говорить ни о какой способности, если не определено добро и зло, ибо тогда не ясно, о способности к чему идет речь, т.к. не будет определен предмет способности. Нормы и ценности определяют динамику развития способностей. Поэтому не существует способностей вне норм и ценностей”.

Проблема духовности в отечественной философии начала ХХ века развивалось в контексте религиозного миросозерцания. Разработка проблемы духовности велась в русле анализа проблемы самореализации “человеческого духа” (В. Соловьев, С.Л. Франк), “личностного духа” (Н. Бердяев, П. Флоренский).

В работах, так или иначе затрагивающих проблему духовности, нравственности личности, речь идет об альтруистическом поведении: особом отношении к другому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в разных, ситуациях. Обычно такое отношение рассматривается в терминах эмпатических переживаний: переживания другого воспринимаются через непосредственное эмоциональное заражение, через принятие чужих переживаний.

Многие исследователи, отмечая повышение интереса к проблемам духовно-нравственного развития, подчеркивают, что сейчас идет постепенно обозначающийся поворот - если не к душе в ее полном понимании, то, по крайней мере, к душевности, к душевным проявлениям человека, и опорой, адекватным зеркалом становится гуманитарный подход, а нравственность выделяется как форма организации человеческих взаимоотношений, один из критериев духовности человека.

Духовность - понятие, обобщённо отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому ("материальному", "природному") существованию человека или, по меньшей мере,  отличные от него. Духовность обнаруживается в обращённости человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремлённости человека к совершенству [22;5]. Социологизаторское мышление сводит духовность к культуре; однако сама по себе культура не непременно духовна: культурные практики утверждают те или иные нормы, но не всякие нормы непосредственно обращены к идеалу. Духовность не поддаётся определению, поскольку дух - беспределен и не укладывается в пределы разума; в пределах только разума определение духовности негативно. Русская духовность выражается в древней духовной традиции Православия и добротолюбия, иконописания и церковных песнопений, благочестия, старчества и подвижничества отечественных святых.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека,  формированию у него:

 - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

 - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Духовно-нравственное  воспитание определено как процесс, интегрирующий цели, принципы, содержание, формы и методы духовного и нравственного воспитания, направленный на приобщение школьников к одной из существующих систем духовно-нравственных ценностей (гуманистической, этнической, религиозной и др.), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними.

Духовно-нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребенок принимает активное участие в своем нравственном развитии, в приобщении к богатейшему духовному опыту национальной культуры.

Наиболее важным является мотивационный уровень, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми. На чувственно-эмоциональном уровне формируются нравственные чувства и эмоции. Рациональный, или когнитивный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести и достоинстве.

Помимо понятий к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Гармония нравственного мира человека обеспечивается всеми его слагаемыми, но направляющими являются духовно-нравственные потребности, которые формируют основные личностные начала и ориентиры.

Наша позиция основывается на понимании духовности как показателя существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов, как способности к самоопределению, самореализации, самообразованию и саморазвитию, способности личности на основе этой иерархии создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется гуманистическая сущность личности, ее свободный нравственный выбор в постоянно меняющихся жизненных ситуациях. В рамках такого понимания воспитание нами рассматривается как важнейший фактор приобщения личности к духовным ценностям, приобретения личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии.

Духовно-нравственные ценности расположены сразу в двух областях: в сфере отношений «человек-общество» и в сфере отношений «человек -духовный мир». Это значимые для человека нравственные идеалы, понятия, нормы межличностного общения и поведения в обществе, в которых отражено понимание и отношение к абсолютным категориям: Бог, Добро, Красота, Истина, Любовь.

Сам процесс духовно-нравственного воспитания  школьников следует рассматривать как постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности, обеспечивающего накопление, осознание и развитие школьником эмоционально пережитых и личностно принятых этических норм поведения. Логика данного процесса предполагает направленность на совершенствование и реализацию всей совокупности моральных ориентиров и ценностно значимых смыслов жизнедеятельности человека в образе жизни школьников.

Специфической особенностью духовно-нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, духовно-нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Учебный процесс тесно связан с духовно-нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в духовно-нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт.

Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами духовно-нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Знания школьников о духовных идеалах, нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формирование духовно - нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Характерной особенностью организации школьного духовно-нравственного воспитания в настоящее время является осуществление его в соответствии с научно разработанной программой, в которой предусматривается реализация принципа преемственности. Формирование духовно-нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного духовно-нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено «на нет». Результат духовно-нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности к другим людям.

Рассматривая систему духовно-нравственного воспитания, следует различать несколько аспектов. Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой духовно - нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему духовно - нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей

С развитием общества и изменением исторических условий существования людей постоянно обновляются, а в отдельные исторические периоды коренным образом меняется содержание воспитания. Воспитание может быть правильно понято лишь как естественно исторический и противоречивый процесс. Сущность социального аспекта духовно-нравственного воспитания определяется, прежде всего, особенностью развития современной эпохи, преобразованиями в нашем обществе, происходящими на принципиально новых началах.

Таким образом, духовно- нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. В основе духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы,  возникшие на современном этапе развития общества. Духовно-нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ 

Значимость духовно-нравственного воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. В подобной ситуации сложно чётко определить духовно-нравственные качества учащихся.

Какие же основные ориентиры духовно-нравственного воспитания в современной школе необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся. Произведя теоретический анализ проблемы духовно-нравственного воспитания, мы определили общие и наиболее значимые качества:

- Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

- Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

- Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

- Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.

- Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

- Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Критериями духовно-нравственного развития, вернее, духовно-нравственной развитости личности, являются:

- наличие гармоничных одухотворенных отношений ребенка с окружающим миром, с другими людьми и с самим собой;

- развитое состояние в осознании категории совести / представлений о добре и зле, готовность к покаянию — исправлению жизни;

- стремление к самовоспитанию, самообразованию;

- потребность и готовность проявления действенного сострадания неблагополучию и активного сорадования успехам другого человека (ближнего). Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению;

- субъективное психо-эмоциональное благополучие (мирное устроение, радость, бодрость и пр.);

- светлая оптимистическая детская картина мира (вера в будущее), радость перехода от одного этапа развития к другому, со ступеньки на ступеньку, «от силы в силу».

В результате духовно-нравственного воспитания личности формируется нравственная культура. Нравственная культура – систематический, интегральный результат всего духовного развития личности. Она характеризуется как уровнем усвоенных моральных ценностей, как и участием человека в их создании.

Известная триада – истина, красота и добро – обычно возглавляется добром, ибо считается, что оно – наивысшее проявление гуманизации человека. Нравственность – это не любование другим человеком, не абстрактная вежливость и обмен комплиментами, а «воинствующее» добро, преобразующее и очеловечивающее социальные условия жизни. Добро – не только желание добра, а действие, созидание добра.

Нравственная культура проявляется в способности личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим соответствием личных и общественных интересов. Нравственно воспитанная личность активно борется против зла. Нравственно-свободный человек – не просто носитель моральных достоинств, а их неутомимый созидатель.

Целостным и общим в личности являются определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности младшего школьника: учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятельность, творчество, обязанности в семье – может быть оценен с точки зрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных способностей и нравственной зрелости школьников.

Основные моральные требования к детям различных возраст­ных групп выражены в Правилах для учащихся, Законах и Уста­вах общественных объединений, школьных единых требованиях.  В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возра­стающего уровня воспитанности детей, набор и содержание требо­ваний меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют, что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти девять требований носят обобщенный, всеобъемлющий ха­рактер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества детской личности. 

Образовательный Стандарт в современной средней школе указывают следующий перечень основных требований приме­нительно к младшим школьникам: 

Учащиеся должны знать:

-  вера в человека, умение видеть в нем хорошие качества;

-  бескорыстная помощь людям;

- уважение людей труда;

- бережное внимательное отношение к человеку и ко всему живому;

- забота о слабых и больных;

- отзывчивость, чувство сопереживания;

- сочувствие горю и сострадание;

- доброта, чуткость;

- непримиримость к проявлению зла, жестокости, равнодушию, несправедливости.

Учащиеся должны уметь:

1. Умение применять знание критериев нравственности в различных жизненных ситуациях (милосердие, совестливость, сострадание, сочувствие, терпение, скромность и так далее).

2. Умение оценивать поступки людей с точки зрения критериев нравственности.

3. Умение оценивать свое поведение, опираясь на критерии нравственности.

Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую очередь необходимы определенные и четкие представления о сущности детской личности, ее основополагающих — ведущих качествах и свойствах. Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Духовно-нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

Работая над проблемами духовно-нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Духовно-нравственная сфера личности младшего школьника характеризуется недифференцированностью духовно-нравственных понятий, пониманием детьми их положительного или негативного значения, способностью выделять в основном внешние признаки понятия, образностью нравственного мышления, неосознанностью существующей у них иерархии ценностей, ситуативностью в стремлении к нравственному поведению. Ограниченность словарного запаса, неразвитость логического мышления детей этого возраста препятствуют более объективной оценке развития духовно-нравственной сферы личности ребенка.

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).                          

В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру [3].

Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся. Естественная и необходимая «ступенька» важна в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т.п.

Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем. В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения.

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний, в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных, духовных  нравственных задач. Формирование духовно-нравственных качеств, происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

В формировании личности младшего школьника особое место занимает вопрос развития духовно - нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступков. Содержательность и осознанность нравственного "образа — Я" у второклассников — четвероклассников в их высказываниях-самоопределениях ("хороший — не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми.

По данным общероссийской статистики, школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми духовно - нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников: "быть доброй, дорожить дружбой", "нельзя обижать маленьких"). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания (только небольшой процент мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для большинства выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций. В представлениях современных детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. Сегодня очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Итак, формирование личности детей  в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» внесла свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников. Сегодня основная задача школы заключается в воспитании подрастающего поколения на истинных общечеловеческих и национальных ценностях.

МЕТОДИКА  ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

В современной ситуации образовательного учреждения, к сожалению, наблюдаются расплывчатые воспитательные ориентиры, разбросанность целей, содержания и установок в воспитании учеников. Педагогические усилия часто расходуются на преодоление и профилактику различных форм отклоняющегося поведения школьников, на сиюминутные организационные потребности школьной жизнедеятельности или заданные сверху ориентиры. При этом целостная структура учебно-воспитательного процесса с её продуманным содержанием и соответствующей ему стратегией и тактикой претворения в жизнь зачастую отсутствует.

Чрезвычайно важна общая целостность образовательного процесса школы с чётко выраженным ракурсом духовно-нравственного воспитания  детей.

При создании методики духовно-нравственного воспитания необходимо учитывать следующие приоритеты:

- Организацию разностороннего позитивно и эмоционально окрашенного взаимодействия детей и взрослых во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения;

- Создание педагогических условий, формирующих моральную устойчивость школьников средствами актуализации этического разнообразия ситуаций, активизирующих возможность выбора и формирующих необходимость нравственных усилий школьников;

- Развитие  эмоциональной сферы учащихся в нравственно-духовном контексте, формирование нравственно ориентированной мотивации;

- Повышение статуса методов воспитания, ориентированных на его субъектное основание, самооценку, самоанализ, самоопределение учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения, выводящих на потребность самовоспитания и самосовершенствования.

В соответствии с этим в воспитательной политике образовательного учреждения важен прежде всего системный подход, ведущий к целостному позитивному развитию школьников, воспитанию духовно-нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров. Отсюда первоочередная задача – создание нравственного поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы нравственного воспитания школьников, разработки его концептуальных оснований.

Наши  представления о сути нравственного  воспитания  школьников  изменяются  не  только  под  влиянием  новых  научных  концепций,  но  и  реальных  достижений  в  области  воспитания.  Распространенный  в  недавние  годы  подход  к  воспитательной  работе  ориентировал  учителя  на  словесные  формы  передачи  ценностей.  Поэтому  преобладали  длительные  монологи  в  сочетании  с  отдельными  мероприятиями.  Явно  не  хватало  индивидуального  подхода,  опоры  на  жизненный  опыт  ребенка,  учета  его  личных  особенностей.

Для создания методики духовно-нравственного воспитания необходимо использовать различные подходы, оформленные в систему. Поскольку именно последовательные и регулярные действия приносят результат. Система представляет собой совокупность методов и форм работы, применяемых в учебной деятельности и воспитательной работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было  сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека, обеспечить его духовное развитие.

Духовно-нравственное воспитание в обществе – это воспитание патриотизма, добросовестного отношения к труду, общественной и личной собственности, гуманизма, коллективизма, превращение этих и других высоких нравственных принципов в личные убеждения, в желания и стремления, в привычную практику поведения человека. 

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный  возраст характеризуется повышенной  восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить духовно-нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим духовно-нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического  отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Кроме педагогического воздействия на формирование духовно-нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

В данном исследовании определено, что для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств  детей, получения точной обратной информации необходимо использовать требования – критерии духовно- нравственной сущности детской личности, современные методики выявления и оценки моральных качеств и свойств школьников. Дальнейшая работа по нравственному воспитанию должна строиться с учетом всех направлений воспитательной деятельности и только в этом случае можно рассчитывать на успех в этом сложном аспекте воспитания.

На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы. Эффективность духовно-нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной, при формировании комплексной последовательной системы духовно-нравственного воспитания, затрагивающей все виды деятельности в школе. В данной работе мы представили универсальную методику духовно-нравственного воспитания, позволяющую учитывать светские и религиозные аспекты.

В исследовании разработано содержание основной программы, обеспечивающей успешное духовно-нравственное воспитание младших школьников, что подтверждается материалами  и результатами формирующего эксперимента. Программа «Шаги в мир красоты и добра» способствует повышению уровня развития духовно-нравственных качеств младшего школьника. В дальнейшем необходимо осуществлять работу в направлении, обозначенном в рамках представленной методики. Работа имеет продолжение, так как необходима разработка программы по духовно-нравственному воспитанию по всему курсу начальной школы.

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И.А.Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1975.

2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71.

3. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. 

4. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.

5. Артюхова И.С. Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова // Педагогика, 1999- №4.- С.78-80.

6. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

7. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.

8. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68.

9. О.С. Богданова; «Организация коллективных занятий с младшими школьниками».

10. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И.Божович // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь