Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Потребность в общении в студенческом возрасте

Дата публикации: 2022-07-14 16:36:28
Статью разместил(а):
Леонова Светлана Юрьевна

Потребность в общении в студенческом возрасте

Автор: Леонова Светлана Юрьевна

АНО ДПО НАДПО

 

Аннотация: Потребность в общении является одной из основных социологических черт человека. Она возникает в процессе накопления опыта в межличностном взаимодействии. В ее основе лежат потребность в эмоциональном контакте, социализирован поиск контактов и соответствующая техника удовлетворения. Она проявляется в стремлении индивида принадлежать к группе, быть ее членом, взаимодействовать с нею, участвовать в совместной деятельности, находиться вместе и т.д.

Ключевые слова: студенческий возраст, межличностное общение, межличностные отношения.

 

Студенческий возраст является объектом многих современных исследований, т.к. постоянно меняющиеся поколения создают новый социокультурный контекст. Ведущей деятельностью в этом возрасте по мнению отечественных психологов является общение. От того, насколько развиты навыки общения зависит то, каким образом студент будет в дальнейшем продолжать учебу в высшем учебном заведении и начинать рабочую деятельность. Юношеский возраст подразумевает наличие большой социальной сети, в которую включается семья, школьный коллектив, учителя, дополнительное общение в секциях и кружках, а также общение в сети интернет. При этом важно понимать, являются ли подобные отношения для человека продуктивными, реализуются ли его внутренние потребности в процессе межличностного общения [4].

Любое взаимодействие человека с предметным миром всегда опосредовано общением. Организующая роль общения проявляется не только в общей, но и в индивидуальной деятельности. Даже действуя изолированно, вне непосредственных контактов с другими людьми, человек все-таки находится с ними в опосредованном общении, включенном в общественные связи и отношения, использует в своей деятельности, накопленные в процессе исторического развития человечества знания, средства и способы труда. Следовательно, очевидным является непосредственная связь общения и коммуникативной культуры личности [1, с.65].

При рассмотрении характеристик студенческого возраста мы отмечаем важность общения для формирующейся личности. Имеет значение как наличие общения как такового, так и его качество, а именно, уровень глубины и благополучия межличностных отношений [4].

Таким образом, межличностные отношения это разнообразные по своей форме и системе вариации отношений между людьми. При этом, еще в детстве, в процессе общения с родителями и значимыми взрослыми, формируются определенные паттерны поведения в социальных отношениях, которые можно обобщить до «контроля», «включения» и «аффекта». Уже в юношеском возрасте приходит проявление данных характеристик. Так же важно отметить, что, с одной стороны приоритетной актуальной потребностью возраста является общение со сверстниками, но с другой стороны - сфера межличностных отношений преимущественно значительно более разнообразна, так как остается актуальная важность родителей, усиливается контакт с преподавателями, имеется возможность более широкого и межвозрастного общения, а так же усиление потребности в том, чтобы делиться подробностями активного взаимодействия с окружающими, благодаря социальным сетям [3, с.126].

Можно сказать, что в юношеском возрасте отчетливо выступает довольно существенное расширение социальных условий жизни: и в отношении пространства, и в плане повышения диапазона душевных проб. В этом возрасте человек старается пройти через все, чтобы в последствии обрести себя. Несомненно, это опасное стремление для личности, которая еще не сформировалась. На таком пути без поддержки со стороны взрослого друга может оказаться в асоциальном пространстве. Основные проблемы, с которыми сталкивается юноша – это межличностное общение со сверстниками, популярность или непопулярность среди сверстников, отношения с родителями, первые неудачи в общении с противоположным полом.

 

Литература:

1. Амельков А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2016. –    108 с.

2. Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / М. Б. Баюта, Т. Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – 306 с

3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 573 с

4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. – Минск: ТераСистемс, 2010. – 432 с

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь