Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Маленькие исследователи

Дата публикации: 2019-03-28 18:23:40
Статью разместил(а):
Светлана Юрьевна Кулакова

Маленькие исследователи

Автор: Кулакова Светлана Юрьевна

МАДОУ № 68 «Чебурашка», Великий Новгород

 

Игры-занятия для детей от 2,5 до 3,5 лет.

Для того, чтобы повернуть действия маленького исследователя полезное русло, мы рекомендуем особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружающего мира, физическую природу которых малыш будет познавать значительно позже, а пока … только накопление практического опыта под руководством взрослого.

Известно, что уже в раннем возрасте раннего младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребенок начинает проявлять «интерес» к окружающему миру. Так проявляется начальная ориентировочная активность, которая является физиологической основой познавательного развития ребенка.

В ранние годы она проявляется в любопытстве ко всему, что малыш видит перед собой.

Если в раннем младенчестве, кроха отличается безудерженым любопытством и «откликается» в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, «оригинальность» и сила звука, то на 3-ем году ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что «скрытые» свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т.д. Малыш как бы «изучает» предмет , обнаруживая его свойства, «таящиеся» в его конструкции, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. На этом принципе в настоящее время осуществляется разработка развивающих игрушек для малышей.

Стремление к исследованиям так же формирует такое замечательное качество как любознательность. Мир будет в малыше азарт «первооткрывателя». Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новое в знакомом. Так начинается экспериментирование.

Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознание картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях.

В быту многие родители поисковые, исследовательские действия ребенка, как правило, принимают за шалость, удивляясь все новым и новым, проказам. Действительно, зачем ребенок порвал обои, вылил после рисования краску в таз с бельем, вытащил шнурки из ботинок и т.п. Следует отметить, что некоторые дети отличаются особой активностью в действиях экспериментирования. Можно сказать, что они неудержимые, «проказники» - Томы Сойеры … И, всё же это не хулиганство, а бесконтрольное детское экспериментирование.

Ученые, изучающие познавательную активность маленького ребенка, отмечают, что уже на 3-ем году жизни в поведении малыша можно видеть элементы экспериментирования. Выделяется два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:

* Первый – экспериментирование, исходящее от самого малыша и не пробуждаемое взрослым;

* Второе – экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.

Последнее формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. И, это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса! Но важно и другое.

Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. Согласитесь, совершенно недопустимо ради познавательного интереса загубить деревце, попытаться оторвать коту хвост, налить воду в дедушкины ботинки Любознательность должна сочетаться с благородством поступка, формировать у ребенка эстетические и нравственные чувства.

Речь пойдет от играх-занятиях с элементами экспериментирования для детей 2,5 – 3,5 лет, при помощи которых вы сможете:

Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».

Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.

Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.

Практически ознакомить ребёнка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов , вещей, отношений объективного мира (объём, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.)

Учить малыша выражать словами свои впечатления.

Обогащать впечатление ребёнка произведениями поэтического творчества и фольклора.

Младшая и средняя группы.

Прокати шарик

Цель. Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

Материал. Желобок, шарик-колобок, лист бумаги, карандаши(на каждого ребёнка).

Ход занятия

Воспитатель. Вспомните сказку про Колобка. У каждого из вас есть шарик-колобок посмотрите, какой он красивый.

Первый эксперимент. «Шарик-колобок катится по прямой дорожке и любуется природой» (дети подталкивают колобка, он движется вперед по инерции, постепенно уменьшает скорость останавливается).

Второй эксперимент. «Шарик-колобок катился, катился, оказался на вершине горы (одну сторону желобка приподнять) и покатился так быстро, что у него закружилась голова» (дети скатывают шарик с горки, он катится с большей скоростью, чем по прямой).

Воспитатель. Как вы думаете, по какой дорожке шарику-колобку больше понравилось кататься? (Ответ детей.)

Потом дети рисуют колобков и подводят итоги своей экспериментальной деятельности (по прямой дорожке шарик-колобок катился медленно и вскоре остановился: скорость движения была маленькой; с наклонной плоскости шарик-колобок двигался с большой скоростью и укатился далеко).

Вкусный сок

Цель. Познакомится с процессом приготовления сока, развивать наблюдательность, любознательность.

Материал. Один мандарин, две марлевые салфетки, одна ситцевая, стеклянный стаканчик, блюдце, деревянная толкушка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).

Ход занятия

Воспитатель:

Мы делили мандарин,

Много нас, а он один

Это долька для тебя,

Эти дольки для ребят.

Какой красивый мандарин!

Давайте мы его съедим.

Вы любите соки?

Дети. Да! Очень!

Воспитатель. Хотите научится их готовить?

Дети. Да!

Первый этап. Дети очищают мандарин от кожуры. Что при этом происходит? (Кожура душистая, сочная, капельки разлетаются во все стороны.)

Второй этап. Дети отделяют дольки друг от друга. (Их много, они мягкие, сочные)

Третий этап. Накрывают стаканчик салфеткой из марли. Одну дольку мандарина завертывают в салфетку из марли, кладут на тарелку, давят толкушкой, выжимают сок над стаканчиком.

Четвёртый этап. Процеживают сок через салфетку. Можно пробовать!

Воспитатель. Молодцы! Мойте руки.

Далее дети рисуют целый мандарин, потом – дольки. Подводят итоги деятельности: мок мандарина вкусный; он «прячется» и в кожуре и в дольках.

Вывод: сок можно готовить из овощей и фруктов.

 

Литература:

1. Костюченко М. Экспериментируем! // Дошкольное воспитание. - №8 - 2006. - с.27

2. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности.// Дошкольное воспитание. - №6 – 2007. – с.13

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь