Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Ознакомление детей с якутским прикладным искусством

Дата публикации: 2019-04-02 15:54:32
Статью разместил(а):
Осорова Светлана Дмитриевна

Ознакомление детей с якутским прикладным искусством

Автор: Осорова Светлана Дмитриевна

МБДОУ № 56 «Пушинка», г. Якутск

 

    Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм, мотивов. Оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для развития современного декоративного искусства.

    Связь с бытом и трудом определяет особенности художественного языка народного прикладного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лён, шерсть, мех, обрабатывая которые с помощью несложных орудий, они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства. Надо сформировать у детей представление о том, что наша страна многонациональна и каждый народ имеет свой язык, свои песни, сказки, о других народах нашей страны. Эта задача решается у нас с младших групп детского сада, со знакомства детей с родным краем — Якутией, с якутским искусством. Декоративно-прикладное искусство — древняя, самобытная область изобразительного творчества якутского народа.

    В детском саду мы знакомим детей с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства. Во всех группах создаются уголки прикладного искусства Якутии, где сосредотачиваются различные виды утвари - это чороны, кытыйа - чаши из дерева; ыагайа, ыагас - туеса из бересты; игрушки из тальника, музыкальные инструменты - хомус, тюнюр; изделия из меха, украшенные бисером, малая скульптура, значки о Якутии, макеты, отображающие быт якутского народа, национальные игры. Материал этих уголков постоянно меняется, пополняется из музея якутского национального искусства, который создан в детском саду силами педагогов, родителей. Замечательные чороны — деревянные сосуды в виде огромных бокалов, покрытые тонкой геометрической резьбой. Они выдалбливались из дерева с помощью простейших инструментов. Их пропитывали животным жиром и сушили на открытом воздухе, благодаря чему они приобретали коричневый или красновато-коричневый цвет. Наибольшее распространение получили чороны на одной ножке, но встречаются чороны и на трех ножках, причем ножки сходны с лошадиным копытцем. Пояса геометрического орнамента украшают чорон. Так, поскольку почитаемым числом у якутов в древности было число девять, то и поясов чаще всего девять. После того, как у детей возникает достаточное представление о чороне, вносим чорон на занятия по изобразительной деятельности. Дети рисуют с натуры, отображая внешний вид, форму чорона, узор на стенках. Освоение отдельных технических приёмов вполне доступно детям дошкольного возраста и делает их творчество более интересным и привлекательным. В качестве будничной домашней посуды якуты пользовались долблёнными чашами — кытыйа. Исследователи отмечают, что в якутских семьях имеется немало деревянных кытыйа, разной величины для пищи — они выдалбливаются из дерева берёзы или лиственницы при помощи особого инструмента. Дети рисуют чаши, украшают этим своеобразным орнаментом. В детском саду в каждой группе имеются якутские национальные игрушки из дерева. Они представляют зачатки круглой деревянной скульптуры. Это очень стилизованные изображения коров, телят и быков, вырезанные из веток тальника, поверхность их покрыта глубокими, на толщину коры, геометрическими прорезями. Узоры самые простые, впереди вырезаны рога. В основном используем эти игрушки для того, чтобы познакомить детей с прошлым якутского народа. | В хозяйственном инвентаре якутской семьи было много берестяной посуды. Изделия из бересты были известны в Якутии давно.

    Обращаем внимание детей на то, как скрепляют бытовые берестяные изделия обручами из прутьев тальника и оплетают шнурами из конского волоса. Детей знакомим также и с таким искусным занятием якутов, как шитьё бисером. Предлагаем для рассматривания альбомы с национальными узорами для унтов, рукавиц, сумочек, кошельков.

     Знакомим с историей проникновения бисера в Сибирь, а затем в Якутию. Затем представляем для рассмотрения натуральные изделия — рукавички, сумки, кошельки, унты. Обращаем внимание на сочетание различных материалов при выполнении работ — меха, бисера, бусов, замши. Делаем сравнительный анализ узоров для рукавиц и унтов. Ювелирное дело занимало особое место. В традиционном понимании ювелирными называли изделия, изготовленные из серебра и золота. В ассортименте якутских изделий из серебра и золота преобладали украшения женского наряда. Серебряный декор применялся и в мужской одежде. Якуты, как древние коневоды, уделяли большое внимание красоте и разнообразию убранства верхового коня. Декорировке серебром или цветными металлами подвергалась почти вся конская сбруя. Сравнительно позднее якутские ювелиры освоили и изготовление различной посуды, личных вещей.

    Знакомим детей с видами ювелирных изделий, используя книгу Ф. М. Зыкова «Ювелирные изделия якутов», а также вносим натуральные вещи из золота и серебра для рассматривания. Делятся ювелирные изделия на три вида: 1) Украшения и предметы личного об ихода — серьги, якутские серьги — бусиные, колечки, с подвесками; шейное ожерелье, браслеты, косоплетка для украшения волос, наспинное украшение, нагрудное украшение, начельник — бастынга, серебряная бляха — солнце, нарядный пояс — мужской и женский, ухочистка, щипчики, сумочка с серебряными бляшками, украшение ножен, рукоятки ножей и опахал, гребёнки. 2) Посуда и убранство стола: ложки, вилки, чайники, сахарницы, украшенные орнаментом. Деревянная посуда украшалась ободами и подвесками из серебра и меди. 3) Украшение конской сбруи. Украшались седло, чепрак для коня - накидка. Как произведения народного современная якутская, декоративного искусства интересен праздничный конский чепрак. Чепраки из сукна и бархата расшиваются бисером и ШТампованными металлическими бляшками. Особое место среди всех видов декоративного искусства Якутии занимает художественная резьба по кости. На Севере Якутии в слоях вечной мерзлоты до сих пор находят бивни мамонта. Мамонтовая кость является драгоценным материалом, который хорошо поддается обработке и полировке. Большую роль в системе ознакомления детей с якутским народным прикладным творчествам играет кукла. В детском саду много кукол в якутских национальных костюмах. Костюмы кукол разнообразные: летняя праздничная, современная якутская и меховая зимняя одежда. Таким образом, мы видим, что в народном якутском творчестве заключён богатейший воспитательный материал для знакомства с родным краем. Используя этот материал, мы показываем ребёнку широкий мир деятельности якутского народа, раскрываем его жизнь в новых для него чертах и образах. Знакомство с национальным прикладным искусством ведётся на основе наглядности: при подготовке наглядных пособий педагоги ставят перед собою и решают задачу полнее и разнообразнее отобразить черты якутского народного искусства. Наряду с народными образцами, используются фотографии, зарисовки, стенды, выполненные в различных вариантах. Рассматривание иллюстраций в книгах М. В. Хабаровой «Народное искусство Якутии», Н. И. Каплан «Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера», А. Житомирского «Река-Лена», Ю. Семёнова «Якутия сегодня», М. Егорова «Город Якутск», В. Гусева «Город на Лене» позволяет воспитателю познакомить детей со старинной якутской одеждой, с её названиями («бастынга», «хасыаччык», «илин кэбисэр» и другие), рассмотреть орнаментальную и цветовую композицию. Сочетание методов, перечисленных выше, воспитывает у детей интерес к искусству Якутии, способствует закреплению знаний о родном крае и применению этих знаний на занятиях по рисованию, аппликации и в самостоятельной деятельности, тем самым развитию у детей художественного вкуса, творчества. Они становятся любознательнее, учатся видеть красивое в природе и быту.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь