Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Автор: Деревянко Анастасия Владимировна
МБДОУ «Одесский детский сад», Одесский район Омской области
Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1. Формирование педагогической компетентности.
2. Формирование мобильности родительской общественности.
3. Формирование авторитетности родительской общественности.
Цель – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Задачи:
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС);
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей;
- Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Так, первым направлением нашей работы является формирование педагогической компетентности.
При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и детьми нами практикуются такие активные формы работы как: консультации – игротеки, консультации – иллюстрации, спортивные мероприятия. Например, такие, как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Слава армии родной в день ее рождения» и «Веселые старты». Эти формы работы помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных, заинтересованных, активных и т. д.
2. Формирование мобильности родительской общественности.
Творческие мозаики, семейные марафоны, театрализованные представления, детско-родительские проекты, встречи с интересными людьми, участие в семейных конкурсах и соревнованиях.
Важное место во взаимодействии ДОУ и семьи занимает организация культурного досуга. Его основное назначение - передача социального опыта, опыта семейного воспитания, вовлечение как детей, так и родителей в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности.
Формы организации этой деятельности разнообразны: «В гостях у осени», «Новый год», «Слава армии родной, в день ее рождения»; праздник, посвященный международному женскому дню «8 Марта», «Книжкины именины», постановка «Театрализации сказки» родителями. При подготовке данных мероприятий (оформлении тематических выставок, посещении музеев, театров и др.) родители, дети и педагоги становятся духовно ближе друг к другу.
3. Формирование авторитетности родительской общественности. Участие родителей в Совете ДОУ, вовлечение их в образовательную деятельность.
Устойчивые формы работы, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации;
2. Общие и групповые собрания;
3 .Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды, изготовление подделок.
Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей. Ведущая роль в них отводится педагогам.
В этих условиях невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.
Поэтому, помимо традиционных, мы используем инновационные активные формы работы с семьей. Основные принципы партнёрства ДОУ и семьи, это:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;
- Индивидуальный подход;
- Сотрудничество;
- Динамичность;
- Открытость.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.
Всей своей работой сотрудникам ДОУ необходимо показывать родителям и что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.