Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Программа дополнительного образования детей по рисованию "Весёлая кисточка"

Дата публикации: 2019-09-06 05:16:10
Статью разместил(а):
Носова Ольга Витальевна

Программа дополнительного образования детей по рисованию "Весёлая кисточка"

Автор: Носова Ольга Витальевна

ДОУ № 7, г. Черемхово

 

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Срок реализации: 1 год.

Программа по кружковой работе «Веселая кисточка» направлена на знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования. Актуальность программы: формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знание специфики творчества ребенка, умение тактично способствовать приобретению необходимых навыков.

Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда.

Ребенок не может самостоятельно усвоить данный опыт. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд способствует разностороннему развитию личности.

Программа актуальна, поскольку способствует развитию художественных способностей ребенка, развитию его творческого потенциала.

Программа составлена на основе изучения программы «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Детское творчество» А. Шмидт, «Школа рисования для малышей» А.А. Никулиной, серии книг «Я учусь рисовать»; «Рисуем пальчиками»; «Мама я умею рисовать» Л.В. Куцаковой.

Программа предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития, представлено многообразие способов передачи впечатлений в художественной деятельности для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Цели программы:

·        Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;

·        Помочь детям освоить технику рисования, способы изображения предметов, природных явлений;

·        Научить создавать выразительные образы;

·        Развивать в ребенке личность, способную фантазировать, изобретать, умеющую реализовывать творческие замыслы и анализировать их результаты;

·        Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус, всесторонне развитую личность.

      Основной задачей является содействие развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Решая основную задачу – создаю эстетически развивающую среду на основе различных видах искусства, особого окружения, формирую у детей способность творчески проявлять свои представления об окружающем мире. Программа позволяет обучать навыкам изобразительной грамоты. Методы рисования разнообразны. Доминирует нетрадиционные техники рисования.

Программа построена на следующих принципах:

- систематизация содержания художественного образования детей;

- включение изобразительной деятельности в целостный педагогический процесс;

- соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости и эмоционального отношения к окружающему миру.

- взаимосвязь художественно-творческой деятельности с общим психическим развития ребенка.

Программа рассчитана на один год обучения. Кружковая работа проводится два раза в неделю по 25-30 минут. Основой является игровая мотивация.      

Детские работы регулярно выставляются на стенде «Мир глазами ребенка», на групповых выставках.

Чем богаче впечатления ребенка, тем содержательнее его рисунки и активнее стремление приобрести изобразительные навыки. Нужно любоваться с ребенком красотой окружающего мира, смотреть видеофильмы, рассматривать иллюстрации, репродукции, посещать музеи. И тогда рисунки малышей будут яркими и образными.

Чем разнообразнее предлагаемая техника рисования, тем активнее будет развиваться творческий потенциал ребенка. Нужно не бояться импровизировать. Например, кисточку с успехом заменят кусочек поролона, ватный комочек, шарик скатанной бумаги и даже указательный пальчик юного художника. Можно рисовать и свечкой – при этом получается «волшебный рисунок», которого сначала не видно, но стоит лишь нанести на него акварельную краску, как изображение проступит на цветном фоне. Чудесные рисунки получаются на бумаге, предварительно увлажненной с помощью поролоновой губки.

Нужно поощрять ребенка рисовать по собственному замыслу, фантазируя и экспериментируя с материалом.

Нужно обязательно обсуждать рисунки малышей. Ребенок – большой фантазер. Он столько расскажет о том, что нарисовал, что   только удивляешься его способностям придумывать. 

 

Перспективный план кружковой работы

Сентябрь: «Пальчики – палитра»

Цель: Вызвать интерес к этому виду рисования и желание пользоваться им.

          Научить детей не бояться краски, уметь экспериментировать, смешивая краски.

          Развивать фантазию.

         Воспитывать устойчивый интерес к новому, неизвестному.    

Темы: «Волшебные облака»; «Подарим маме цветы»; «Гроздья спелой рябины»; «Дымковская фантазия».

 

Октябрь: «Печать от руки»

Цель:

- Познакомить детей с новым видом рисования.

- Научить детей печатать рукой, обмакнув всю ладонь или ее часть в краску и оставить на бумаге отпечаток.

- А можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получится?

- Научить детей краску не только видеть, но и чувствовать.

- Воспитывать творческое трудолюбие.

Темы: «Потеряли котятки на дороге перчатки»; Чье это лицо?»; «Уточка»; «Смешные человечки».

 

Ноябрь: «Набрызг».

Цель:

- Научить выполнять набрызг с помощью специального приспособления (зубная щетка и стека).

- Учить аккуратно выполнять набрызг.

- Призывать детей к фантазированию, поощрять неординарные решения.

- Воспитывать аккуратность в работе.       

Темы: «Дерево»; «Воздушные шары»; «Веселые мячики»; «Цветы для мамы».

 

Декабрь: «Тампонирование».

Цель:

- Продолжить знакомство с новым видом рисования.

- Учить пользоваться тампонами при создании картин.

- Воспитывать усидчивость.

Темы: «Смешарики»; «Ковер»; «Цветики-семицветики»; «Цветы на поляне»; «Цветы для мамы».

 

Январь: «Рисование мыльными пузырями».

Цель:

- Познакомить с новой техникой.

- Учить создавать «новое» своими руками.

- Воспитывать целеустремленность и усидчивость.

Темы: «Разноцветный ковер»; «Цветные пузырьки»; «Цветная бумага»; «Мечта».

 

Февраль: «По сырой бумаге»

Цель:

- Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования.

- Показать конечный результат и объяснить детям, что такое дорисовка.

- Развивать фантазию и желание творить.

- Совершенствовать навыки рисования гуашью.

- Воспитывать любознательность и желание творить.

Темы: «Мой сон»; «Ваза с цветами»; «Зимний лес»; «По замыслу».

 

Март: «Цветные ниточки».

Цель:

- Научить детей рисовать нетрадиционной техникой.

- Развивать координацию движений.

- Совершенствовать умение видеть красивое во всем, что нас окружает.

- Воспитывать усидчивость и трудолюбие.          

Темы: «Вологодские кружева»; «Морозные узоры»; «Волшебная мишура»; «Страна цветных снов».

 

Апрель: «Рисование по мятой бумаге».

Цель:

- Учить детей самостоятельно готовить холст, обогащать знания детей о свойствах бумаги.

- Вызвать интерес, призывать детей к экспериментированию.

- Воспитывать умение создавать красоту своими руками.

Темы: «Старый дуб»; «Волшебные картинки»; «Весенние мотивы»; «По замыслу».

 

Май: «Кляксография»

Цель:

- Познакомить с игрой кляксами.

- Развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

- Воспитывать любознательность.

Темы: «Чьи это следы?»; «Праздничный салют»; «Сказочный зверь»; «Цветная планета».

 

«Порисуем, поиграем».          

«Волшебное пятно».  Предложить малышу нарисовать краской пятна разнообразной формы, а затем во их «превратить», дорисовывая детали, - например, из желтого кружка получится забавный цыпленок.

«Угадай предмет». Положить под полотенце предмет простой формы. Пусть ребенок под полотенцем ощупает его и нарисует отгадку.

«Нарисуй». Предложить ребенку палочкой нарисовать на сыром песке, на снегу, мелом на асфальте.

«Придумай». Предложить ребенку придумать и нарисовать карандашами человечков из фруктов, ягод, овощей.

«Три волшебные краски». Дать ребенку желтую, красную и синюю краски и палитру. Предложить смешать эти краски, чтобы получить новые цвета и оттенки: зеленый (желтый + синий), оранжевый (желтый + красный), фиолетовый (красный + синий) и др.

«Забавные портреты». Предложить ребенку нарисовать пальцем ряд пятен розовой краской, а когда краска высохнет, превратить их в портреты, фломастером дорисовывая черты лица, волосы, очки, шляпу и т.д. Следующий ряд пятен (светло-коричневого цвета) может стать «портретной галереей» животных.

 

Виды нетрадиционной техники рисования

«Пальчики – палитра» - под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой в синюю, третий в желтую … Чем не палитра!

«Печать от руки» - обмакнем всю ладонь в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получилось? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. «Потеряли котятки на дороге перчатки…» - приложим руку к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь найдем еще одну. А отпечаток ладони (без пальцев) похож на чье-то лицо. Осталось взять кисточки и добавить недостающие детали. И еще. Отпечаток руки может превратиться в утку (четыре пальца и ладонь – туловище, а оставленный большой палец – шея).

«Печатка» - это техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. «Печатка» - надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. «Печатка» - готова.

«Тампонирование» - увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли (или кусочек поролона). Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберем краски, и легкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, мягкое, воздушное, прозрачное (цыплята, зайцы, снеговик).

«Набрызг» - непростая техника. Ее суть – разбрызгивание капель с помощью специального приспособления (зубная щетка и стека). «Салфетка для мамы» - разными красками. «Снегопад» - по разному цветному фону белый «набрызг». «Закружила осень золотая» - золотой краской набрызгать кружащуюся листву. Кисточкой прорисовать стволы.

«Монотипия» - понадобиться гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне, левую сторону прижмем к правой, и разгладим. Откроем лист.  Что получилось? Мяч? А может быть, солнце? Тогда пририсуем ему лучи. «В стране Двуляндии» - необычная страна. В ней ничего не бывает по одному. Смотрите, я нарисую рожицу, сложу лист пополам, разверну – их две. А что есть в вашей Двуляндии? «Каких я видел бабочек?» - А вы знаете, что бумагу можно сгибать в разных местах? Тогда полюбуйтесь нарядными бабочками. «Осенний парк» - Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали вверх и вниз. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

«Кляксография» - игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Поставим большую и яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте!

«По сырой бумаге» - для рисования в этой технике нам понадобятся влажная салфетка и емкость с водой. Намочим бумагу и разместим ее на влажной салфетке (чтобы салфетка не высыхала).

«Цветные ниточки» - возьмите нитки длиной 25 – 30см окрасьте их в разные цвета, выложите, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист… Нитки то волшебные! Давайте попробуем.  «Морозные узоры» - окрасим нитки в белый цвет и выложим их на бумагу разных цветов. «Страна цветных снов» - нитки окрашены в краски теплых и холодных тонов. «Вологодские кружева» - выложим нитки на воротнике или кокошнике. Правда, красиво!

«Граттаж» - суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Нанесем цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином или просто свечкой. Нальем в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроим этой смесью парафиновый лист. «Холст готов». А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. Чем не гравюра! «В рождественскую ночь» - чуть поцарапали – и на небе зажглись яркие звезды, тонкий месяц выглянул из-за туч.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь