Использование современных технологий в организации детской исследовательской деятельности
Использование современных технологий в организации детской исследовательской деятельности
Автор: Мерц Анастасия Дмитриевна
МБДОУ «Детский сад № 6», г. Михайловск
Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса. Построенных на научной основе. Запрограммированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
При организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
- Состояние и превращение вещества.
- Движение воздуха, воды.
- Свойства почвы и минералов.
- Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа)
- Виды растений.
- Виды животных.
- Виды строительных сооружений.
- Виды транспорта.
- Виды профессий.
3. Путешествие по карте
- Стороны света.
- Рельефы местности.
- Природные ландшафты и их обитатели.
- Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
4. Путешествие по «реке времени».
- Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
- История жилища и благоустройства.
Психологи и педагоги считают, что ребенок рождается исследователем. Его любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире рассматриваются как черты детского поведения.
«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон (американский поэт и философ).
А.В. Запорожец отмечал, что познавательно-исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне - через побуждение, но и изнутри - путем построения деятельности педагога и ребенка.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность входит в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему, вызывает огромный интерес у детей, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? » и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:
· развитие познавательной инициативы ребенка, любознательности;
· освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
· освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
· развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
· расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире).
Результатом познавательно-исследовательской деятельности, как показывает практика, являются знания, но знания, добытые самим ребенком. Дети способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по среде обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое вызывают у детей особый интерес. Вопросы ребёнка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений.
В соответствии ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.
Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы.
Исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе работы словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы.
В ДОУ познавательно-исследовательская деятельность является частью педагогического процесса и осуществляется на следующих его этапах:
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми. Это элементарные опыты и эксперименты, которые фигурируют в основной образовательной программе ДОУ. Они необходимы для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей.
2. Совместная деятельность с детьми. К ней относятся наблюдения, труд, художественное творчество. Чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он сможет передать его детали во время изобразительной деятельности.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Все что ребенок делает сам, пусть даже с небольшой помощью взрослого усваивается намного прочнее и надежнее. Это и является фундаментом экспериментальной деятельности ДОУ. Главная задача дошкольного учреждения – помощь детям в проведении собственных исследований, самостоятельному открытию новых знаний.
При осуществления исследовательской деятельности можно опираться на следующий алгоритм действий:
1. Выбор темы исследования и постановка проблемы. Первое, о чем нужно задуматься, выбирая тему исследовательской работы – а будет ли она интересна ребенку? Нужно постараться отыскать что-то необычное в самом простом и обычным на первый взгляд, то чем пытливый ум ребенка мог бы заинтересоваться.
2. Определение цели и задач исследования. Правильная постановка цели и подборка соответствующих задач является основным направлением (предварительным планом) работы над раскрытием темы исследования.
3. Выдвижение гипотезы. Гипотеза – это предположение, которое выдвигает ребенок по теме своей работы.
4. Поиск путей решения проблемы. Сюда могут относиться попытки подумать самому, обратиться с вопросом ко взрослым, обращение к энциклопедиям, телевизионным передачам, к интернету, наблюдение.
5. Практическая часть – проведение экспериментов.
6. Обобщение полученных данных. Проще говоря, выводы по теме исследовательской работы. Должны перекликаться с целью работы. Проверка гипотезы.
Применение на практике такого алгоритма работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Для работы я поставила себе задачи:
• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
В условиях ДОУ я использовала только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
1) в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
2) в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
3) они практически безопасны;
4) в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей был разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Дети делали зарисовки результатов природоведческого эксперимента, для этого нужно глубже изучить объект в процессе ознакомления с природой, и точнее передать его детали во время изобразительной деятельности.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Структура детского экспериментирования:
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• Выдвижение гипотезы;
• Поиск и предложение возможных вариантов решения;
• Сбор материала;
• Обобщение полученных данных.
Большое внимание в своей работе я уделяла организации развивающей среды в группе. Создала условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности – мини-лабораторию (центр науки), где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты, выращивают растения. Для осуществления опытов и экспериментов имеются различные емкости, мерки, наборы для опытов. Большой интерес дети старшего дошкольного возраста проявляют к экспериментам с магнитами, природным электричеством, солнечной энергией, к экспериментам с фильтрованием воды.
Развивающая предметно-пространственная среда помогает максимально реализовать такие целевые ориентиры как:
· проявление ребенком любознательности,
· интерес к причинно – следственным связям,
· задавать вопросы взрослым и сверстникам,
· самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы,
· склонность к наблюдениям, экспериментированию,
· активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
· соблюдать правила безопасного поведения.
В познавательно-исследовательской деятельности реализую творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формирую предпосылки учебных качеств, развиваю такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенку даю новые знания не в готовом виде, а создаю ситуации, чтобы сам прошел весь путь к ним. Информация, полученная таким путем, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми вызываю интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечиваю мотивацией: тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора. Предлагаю детям доступный для возраста материал с рациональным соотношением известного и неизвестного. Степень активности взрослого в старшем дошкольном возрасте – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности. Создаю доброжелательную обстановку и вниманием и уважением отношусь ко всем мыслям и гипотезам детей и учу этому детей.
В НОД включаю познавательно-исследовательскую деятельность полностью или как часть занятия. Так, например, в ходе образовательной деятельности «Путешествие капельки» дети знакомятся с круговоротом воды в природе, объясняют причину выпадения осадков в виде дождя и снега, у детей развиваются социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера и доказывать правильность своего мнения.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.
Дети моей группы особенный интерес проявляют к растениям. Весной самостоятельно посадили, а затем в течение лета и осени наблюдали за ростом и развитием цветов на клумбе, лука, петрушки, укропа на огороде. Оценивали состояние природных объектов, как живых организмов, так и среды обитания – хватает ли света растениям, необходим ли полив, рыхление земли и т. д. Все свои наблюдения и опыты дети зарисовывали, а затем совместно со сверстниками и взрослыми делали выводы.
Работа с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
В исследовательскую деятельность я вовлекала, не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью проводила родительские собрания, консультации, на которых объясняла родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу, пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.
Результатом послужили интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома, мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.
Привлекала родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогали в оборудовании уголков экспериментирования, пополняли необходимыми материалами, способствовали удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Совместно с родителями создаю условия в группе, на территории прогулочного участка, на огороде для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности и поисковой активности самих детей. Дети совместно с родителями собрали различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.).
Формы работы с родителями которые я использую с своей деятельности: оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки, оформляем наглядную информацию в родительском уголке, проводим родительские собрания, консультации, мастер – классы, открытые НОД, на которых показываем родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний. Мы пытаемся донести до родителей, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем заучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Для родителей была создана картотека опытов и экспериментов, которые можно провести дома совместно с ребенком.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что правильно организованная исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Технология ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер) - теории решения изобретательских задач.
Данная технология развивает у детей системное мышление и творческое воображение, обеспечивает умение работать с любыми информационными потоками, систематизировать, классифицировать и преобразовывать объекты и явления окружающей действительности, решать проблемы.