Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания

Дата публикации: 2019-12-08 18:32:30
Статью разместил(а):
Петрович Ольга Героевна

Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания

Автор: Петрович Ольга Героевна

МАДОУ ЦРР детский сад №2 «Развитие», г. Верхний Уфалей 

     

Любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Уфалей имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, микрорайоны и районы, появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Я стремилась к тому, чтобы мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И мне хотелось передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Основная идея нравственно-патриотического воспитания на примере знакомства с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

В основу работы с детьми  легли следующие принципы:

1. Принцип историзма: я  реализовывала его путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

2. Принцип гуманизации: я ориентировалась на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству, старалась встать на позиции ребенка, не игнорируя его чувства и эмоции.

3. Принцип дифференциации: старалась создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности: организовала сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим  музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями города сочетала разные виды деятельности.

5. Принцип наглядности: для того, чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, я изготовила ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала.

6. Принцип развивающего обучения: использовала проблемные ситуации, вопросы и задания поисково – творческого характера.

Цель нравственно - патриотического воспитания на примере знакомства с родным городом – зажечь искорки любви к родному городу, его истории и культуре.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к своей малой родине;

- формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому Уфалея, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях микрорайонов и т.д.), воспитывать уважение и гордость;

- познакомить детей с культурным наследием Уфалея;

- предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города

- просвещать молодых родителей через детей, оказывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного города.

Перед тем как приступить к планированию работы мною были проведены анкетирование родителей и беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном городе.

Диагностическая карта для детей подготовительной группы включала в себя следующий объем знаний и представлений:

- название, символика родного города;

- название микрорайонов, улиц нашего города;

- промышленные объекты города, основные профессии людей на этих   предприятиях;

- знаменитые люди, прославившие наш город;

- достопримечательности, памятники Уфалея;

- культурное наследие родного города.

В начале года в подготовительной группе из 23 воспитанников с высоким уровнем детей  оказалось лишь 12 детей (52,0%), средний уровень выявлен у 11 детей (47,0%), с низким уровнем знаний 1 ребенок (1,0%).

Исходя из данных анкетирования и собеседований, я составила тематический перспективный план работы для детей подготовительной к школе группы, план мероприятий с родителями, что позволило мне работать по намеченной теме в системе.

Всю практическую работу  я проводила по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.

Работа с детьми включала в себя:

  • экскурсии – живые впечатления;
  • путешествия по родному городу на занятиях;
  • игры для закрепления знаний и впечатлений.

Экскурсии – живые впечатления.

Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», я построила свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, мы любовались красотой города, узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую родину.

Одной из самых эффективных форм работы с дошкольниками при ознакомлении с ближайшим окружением я выбрала экскурсии и целевые прогулки. Основная их цель – непосредственное знакомство с объектом, в ходе которого дети получают живые впечатления. Я старалась сделать каждое путешествие ярким, эмоциональным, запоминающимся.

Все прогулки и путешествия я организовывала в определенной последовательности, действуя по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Путешествия наши начались с территории детского сада. Мы рассматривали здание детского сада, его особенности строения, оборудование детских площадок. Выявили, кто поддерживает чистоту на территории, для чего это делается. Следующее наше путешествие было к жилому дому, который находится рядом с детским садом. Мы выяснили,  кто построил этот дом,  и для кого, из чего он сделан, сколько в нем этажей, каково его внутреннее устройство. В этом доме живет Саша – мальчик из нашей группы. Мы заглянули в подъезд. Дети пытались сами найти ответы на вопросы, которые я им задавала. Например: «Почему в подъезде грязно? Что могут делать дети для поддержания чистоты в нем?». Затем мы рассмотрели двор жилого дома, по возможности наблюдали за работой дворника. Решали, как можно сделать двор красивее, чище, кого попросить помочь в этом. Такие беседы помогали мне воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию.

Очень понравилась детям целевая прогулки в городской парк Победы, детский парк.  Дети  рассматривали в парке памятники, игровое оборудование для детей,  красиво и с фантазией оформленные цветущие клумбы. Мы беседовали о правилах поведения в парке настоящих горожан, выясняли, сколько труда вложено в благоустройство этого места отдыха, учились уважать и ценить труд людей и, конечно же, любовались этой красотой, от которой город стал еще краше.

Целевые прогулки к кинотеатру «Искра», в библиотеку,  в школу №1 помогли рассмотреть здания специального назначения, познакомиться с трудом различных профессий. В школе №1 мы не только рассмотрели само здание, но и посетили классы, актовый и спортивный залы, библиотеку.

Особенно большое впечатление на детей произвели путешествия в Центральную часть города: экскурсии по улице Ленина и в краеведческий музей. В музее мы посетили экспозиционные залы: «Животный мир Уфалея», «История  Уфалея», «История никелевого комбината»,  «Башкирская юрта». Дети узнали, как возник город, как жили древние уфалейцы, какую одежду носили, какой посудой пользовались, как выглядели их жилища. Экскурсия в Центральную часть города дала возможность познакомиться с памятниками, которые охраняются: Вечный огонь, Памятник рабочему,  я познакомила дошкольников с памятниками Воинам – победителям и Воинам - интернационалистам. Я рассказала своим воспитанникам, кому посвящены памятники, для чего сюда приходят люди, старалась с помощью своих эмоций, своего отношения дать детям возможность почувствовать состояние людей, приходящих сюда. Дети внимательно слушали, задавали вопросы, возлагали цветы.

О знаменитых людях города дети узнали во время увлекательных путешествий в выставочную галерею музея. В краеведческом музее дети познакомились с произведениями талантливых людей  - художников нашего города: Логиновым, Бабиковым, Реховским, Шишкиной и другими, посетили выставку фотохудожника Павлюк А.А. А с каким неподдельным интересом дошкольники рассматривали изделия каслинских мастеров, было принято решение организовать выставку в группе.

В День Победы празднично одетые дети дарили цветы ветеранам, читали у памятника стихотворения о Великой Отечественной войне. Уфалейское телевидение снимало детей на видеокамеру, а потом они увидели себя по телевизору. Все это дало возможность моим воспитанникам поучаствовать в городских мероприятиях, почувствовать себя частичкой своей Родины.

Перед многими экскурсиями и прогулками, чтобы они были доступны и понятны детям, я проводила с детьми предварительную работу, например, следующие беседы: «Что такое музей?», «Битва под Москвой» и другие. Была проведена литературная викторина по произведениям П.П. Бажова. После каждого путешествия по городу я с детьми создавала схематические планы – карты посещаемых мест, для того чтобы развивать умение ориентироваться в ближайшем окружении, предоставляла возможность дошкольникам выражать свои впечатления в свободной творческой деятельности.

Путешествия на занятиях.

Свои путешествия по городу мы продолжали и на занятиях, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями, я проводила все занятия в определенной последовательности: настоящее города; город в прошлом; из чего состоит наш город; город, в котором мы живем. Для активизации познавательной активности, для развития мышления и воображения, на каждом занятии я использовала элементы поиска, решения проблемных ситуаций. На первом занятии мы путешествовали по знакомым детям родным местам, выяснили значение слов «родной», «Родина».

Игра «Выбери меня» закрепляла представления детей о зданиях города, учила детей анализировать отношения между знакомыми понятиями, например, школа – ученик, больница – больной и т.д. Прием эмпатии дал возможность учить детей беречь общественное, воспитывать элементы гражданственности. Например, «Я грязная скамейка» «О чем ты мечтаешь?» Саша – «Чтобы меня вымыл дождик, чтобы на меня не ставили ноги, чтобы об меня не обчищали грязную обувь». «Я чистый тротуар». «Что ты чувствуешь?» Владик – «Мне нравится быть чистым, это красиво, никакая тетя не упадет на шкурке банана, спасибо людям, которые меня убирают и соблюдают чистоту» и так далее.

Следующим было путешествие в историческое прошлое нашего города. Занятия по этой теме представляли наибольшую трудность, так как наглядного материала практически не было, чтобы преподнести знания доступно, интересно, поэтому занятия по данной теме были проведены в краеведческом музее, где имеется весь необходимый и богатейший материал. Особенно интересными для детей были занятия на темы «Уфалей утраченный», «Жили – были дед да баба…», «Начало всех начал…(Уфалей утраченный)».

С символикой города я познакомила детей на занятии «Символы нашей Родины». Занятие я начала с рассказа о том, что такое герб, а затем с помощью наводящих вопросов дошкольники смогли разобраться в значении символов, изображенных на гербе Уфалея. Закрепить знания наилучшим образом помогли следующие игры, сделанные мной: «Найди герб нашего города среди других», «Сложи герб по памяти». Путешествие в прошлое завершилось итоговым занятием «Наш город - древний», которое я провела в форме викторин, заданий и игр.

На занятии «Дерево славится плодами, а человек трудом» моей одной из главных задач была следующая – вызвать чувство гордости за наш город, заложить ростки уважения к людям труда, работающих на благо города и страны, вызвать желание самим трудиться и прославлять свой город. На этом занятии дети закрепили знания о профессиях людей, живущих в нашем городе, их важности, а помогли в этом игра: «Кто без чего не может жить» и пантомима «Покажи кто ты, а мы отгадаем». С помощью экспериментальной деятельности дошкольники познакомились с богатством полезных ископаемых Уфалейского района, узнали о главных профессиях в городе металлургов.

Интересным было путешествие на занятии «Транспорт на улицах нашего города». Дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличие. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по генетическому принципу выстроили линию развития транспорта от телеги до современной ракеты. В конце учебного года мною было проведено итоговое занятие на тему «Город, в котором мы живем» в форме соревнований команд. Занятия, проведенные в нетрадиционной форме, позволили мне обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность. Я убедилась в том, что мои воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город, стараются решить его проблемы.

Итоговая диагностика в  конце учебного года показала положительную динамику в формировании социальных понятий у детей группы: из 23 детей группы низкий уровень сформированности социальных представлений не показал ни один ребёнок, средний уровень выявлен у 7 детей (23%, что меньше на 24%, чем в начале года), высокий уровень выявлен у 16 детей (67%, что больше на 15%, чем в начале года.

Таким образом, данные диагностики подтверждают эффективность выбранных форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию начал патриотизма уже в условиях детского сада.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь