Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Рабочая программа по ФЭМП "Игралочка"

Дата публикации: 2019-12-17 20:53:46
Статью разместил(а):
Юрова Светлана Александровна

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности 

по формированию элементарных математических представлений 

«Игралочка»

Автор: Юрова Светлана Александровна

 

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

Наименование Программы 

Программа дополнительной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Игралочка» для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) 

Основание для разработки Программы 

Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

Постановление Правительства РФ №706 «Об утверждении правил оказания дополнительных платных образовательных услуг»;

Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»; 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №164 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;   

учебно-методическое пособие «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова; Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»; Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

Заказчики Программы 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №26 «Радуга» города Дубны Московской области, родители (законные представители) воспитанников средней группы «Семицветик»

Цель Программы 

Всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни

Составитель Программы 

Юрова Светлана Александровна - воспитатель высшей квалификационной категории 

Задачи Программы 

- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

- развитие мыслительных операций:

- анализ свойств исследуемых объектов или явлений;

- равнение свойств предметов;

- обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;

- распределение предметов в группы по выбранному свойству;

- синтез на основе выбранной структуры;

- конкретизация;

- классификация;

- аналогия;

- формирование умения понимать правила игры и следовать им;

- развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

- развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- увеличение объема внимания и памяти;

- формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со
сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

- формирование обще-учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с за-
данными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).

Срок реализации Программы

1 год

Ожидаемые результаты

- сформировано умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком, умение самостоятельно составлять подобные ряды; 

- сформировано умение считать в пределах 10 в прямом и обратном  порядке; 

- сформировано умение соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком предметов; 

- сформировано умение правильно устанавливать пространственные отношения: раньше – позже, вверху - внизу, шире – уже, внутри – снаружи, впереди – сзади – между, слева – справа; 

- сформировано умение непосредственно сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте; 

- сформировано умение различать правую и левую руку; 

- сформировано представление о ритме (закономерности); 

- сформировано понятие «пара»; 

- сформировано умение узнавать и называть квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар, куб, овал, конус, параллелепипед, цилиндр, призма, пирамида находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Координация и контроль 

реализации Программы

осуществляется администрацией Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №26 «Радуга» города Дубны Московской области.

Формы предоставления результатов:

- открытые занятия;

- мониторинг эффективности педагогического воздействия

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА  

Программа дополнительной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Игралочка» является программой интеллектуально-познавательной направленности, созданной на основе учебно-методического пособия «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой; практического пособия для воспитателей дошкольных учреждений Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»;  методического пособия Михайловой З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

В основе Программы заложены следующие принципы: 

- поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности;  

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей (законных представителей) и воспитанников;  

- уважение личности ребенка;  

- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей интеллектуально-познавательное развитие ребенка. 

Основным направлением Программы является интеллектуально - познавательное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Содержание Программы направлено на развитие у ребенка познавательного интереса, внимания, памяти, мышления, речи, инициативности, общительности, творческих и деятельностных способностей. 

Настоящая Программа предназначена для организации дополнительной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет). 

Актуальность Программы обусловлена тем, что углубленная работ по формированию у дошкольников элементарных математических представлений предоставляет уникальную возможность для интеллектуального развития детей. 

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. 

Занятия математикой не только «приводят в порядок ум», но и формируют жизненно важные личностные качества - внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. 

Существенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также дальнейшего обучения в школе. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации.

 Главной отличительной чертой Программы является то, что она основывается на комплексном подходе к обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по формированию элементарных математических представлений с другими традиционными видами деятельности дошкольного учреждения. Это делает занятия более интересными и содержательными.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениямв современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой  ребёнком, и  в связи с этим: стремление  родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Работа поформированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). 

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как периодоптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова).

Практическая значимость Программы состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

 

Принципы и подходы к формированию Программы.

Программа предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

При разработке содержания Программы учтены следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности, предполагающий взаимосвязь знаний, умений и навыков;

- принцип повторения умений и навыков, как основа формирования динамических стереотипов; 

- принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания; 

- принцип доступности, позволяющий исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок; 

- принцип успешности, заключающийся в том, что воспитанник  получает задания, которые он способен успешно выполнить. 

- принцип активного обучения, основанный на использовании активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.); 

- принцип коммуникативности, помогающий воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется творческая личность;

- принцип взаимодействия детского сада и семьи;

- принцип результативности. 

 

В процессе организации взаимодействия с воспитанниками педагог руководствуется следующими принципами:

исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий: «Ребенок сам - молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы»; 

постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; 

сравнение всех результатов  ребенка только с  его собственными, а не с результатами других детей; 

каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.  

 

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них.

Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Работа по данной Программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. 

Формы обучения.

Программа предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной деятельности. В процессе работы используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждая деятельность включает теоретическую часть (постановку задачи, объяснение материала, демонстрация способов деятельности) и практическое выполнение задания детьми.  

Методы и приемы обучения:

- словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); 

- наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом, работа по образцу и др.);

- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); 

- метод моделирования; 

- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом, самостоятельная работа детей); 

- практические (выполнение работ по картам и схемам и др.). 

Содержание Программы.

Содержание Программы рассчитано на один год обучения (с сентября по май) и представлена по направлениям:

-  «Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)»;

- «Числа 1-10»;

- «Величины»;

- «Пространственно-временные представления».

Все направления взаимосвязаны между собой и включают с себя следующий объем программного материала, направленный на формирование умений и навыков:

- Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов).

- Формирование представлений о свойствах предметов: цвет и оттенки цветов, форма, размер и др. Выделение признаков сходства и различия;

- Объединение предметов в группу по общему признаку;

- Выделение части группы. Нахождение «лишних» элементов;

- Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар (равно, не равно, больше, меньше);

- Формирование представлений о сохранении количества;

- Поиск и составление закономерностей.

 

«Числа 1 – 10».

- Знакомство с понятиями «один» и «много». Число 1. Пара;

- Образование последующего числа путем прибавления единицы;

- Количественный и порядковый счет от 1 до 10. Сравнение предыдущего и последующего числа. Числовой ряд;

- Знакомство с наглядным изображением чисел 1—10. Формирование умения соотносить цифру с количеством.

 

«Величины».

- Формирование представлений о длине предмета;

- Непосредственное сравнение по длине, ширине, толщине, высоте;

- Формирование представлений о возрастающем и убывающем порядке изменения длины.

 

«Пространственно-временные представления».

- формирование пространственных представлений: на- над- под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед - между и др.;

- формирование временных представлений: раньше – позже, вчера – сегодня - завтра; установление последовательности событий; части суток; знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма (коробка).

- формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

 

Формы организации занятий:

- фронтальная работа с демонстрационным материалом;

- индивидуальная работа детей с раздаточным материалом;

- постановка и разрешение проблемных ситуаций;

- экспериментирование.

Программа предполагает работу с детьми в форме организованной образовательной деятельности и включает в себя следующие виды занятий:

- занятия открытия ребенком нового знания, 

- тренировочные занятия, 

- итоговые занятия. 

Занятия проводятся в игровой форме, многие включают в себя элементы соревнования. На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания. На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.

Наглядные пособия, раздаточный материал служат как для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем программы. 

Объем образовательной нагрузки.

Срок реализации Программы – 1 год. Реализация Программы осуществляется в соответствии с целями и задачами программы дополнительной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Игралочка». Программа рассчитана на одно занятие в неделю продолжительностью 20 минут. Всего 35 занятия. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 28 человек.

Планируемые результаты.

В результате реализации программы дополнительной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Игралочка» у детей будут сформированы: 

- умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком, умение самостоятельно составлять подобные ряды; 

- умение считать в пределах 10 в прямом и обратном  порядке; 

- умение соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком предметов; 

- умение правильно устанавливать пространственные отношения: раньше – позже, вверху - внизу, шире – уже, внутри – снаружи, впереди – сзади – между, слева – справа; 

- умение непосредственно сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте; 

- умение различать правую и левую руку; 

- умение представлять  ритм (закономерность); 

- умение понимать понятие «пара»; 

- умение узнавать и называть квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар, куб, овал, конус, параллелепипед, цилиндр, призма, пирамида находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. 

Оценка эффективность педагогического воздействия осуществляется на основании следующих критериев: 

- овладение способами сравнения предметов и совокупностей (групп предметов);

- овладение количественными представлениями и числами 1 – 10; 

- овладение способами определения величины;

- овладение пространственно-временными представлениями;

- овладение навыками плоскостного конструирования.

Параметры оценки эффективности педагогического воздействия:

Высокий уровень: ребенок  самостоятельно выполняет предлагаемые задания по устной инструкции воспитателя;

Средний уровень: ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя выполняет предлагаемые задания;

Низкий уровень: ребенок не может самостоятельно выполнить предлагаемые задания воспитателя, устную инструкцию не воспринимает, оказываемую помощь не принимает. 

 

Тематический план занятий:

Число, месяц 

Тема 

Кол-во занятий 

3.09

Закрепление пройденного материала. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. Счет до 5. Прямой и обратный счет. Выкладывание цифр (работа с математическим набором)

10.09

Закрепление пройденного материала. Геометрические и объемные фигуры. Счет до 5. Прямой и обратный счет. Геометрические построения объемных фигур (слева-справа-посередине)

1

17.09

Призма и пирамида. Закрепление объемных фигур, построение

1

24.09

Призма и пирамида. Закрепление объемных фигур, построение

1

01.10

Закрепление пройденного материала. Призма и пирамида. Закрепление объемных фигур, построение

1

08.10

Пространственные отношения: на – над – под, выше – ниже, слева – справа – посередине, впереди – сзади – между. Построение объемных фигур. Счет до 5 (работа с математическим набором)

15.10

Закрепление пройденного материала. Ориентировка во времени: утро – день – вечер – ночь. Умение представлять ритм (закономерность) 

22.10

Ритм (закономерность)

1

29.10

Закрепление. Ритм (закономерность). Работа с карточками. Пространственные отношения: раньше - позже

1

05.11

Закрепление. Ритм (закономерность). Работа с карточками. Пространственные отношения: раньше - позже

1

12.11

Счет до 5. Работа с математическим набором (выкладывание цифр). Число и цифра 6

1

19.11

Счет до 5. Работа с математическим набором, построение геометрических фигур (выкладывание цифр). Число и цифра 6. 

1

26.11

Закрепление. Прямой и обратный счет до 6. Геометрическое построение геометрических фигур

1

03.12

Счет до 6. Работа с математическим набором (выкладывание цифр). Число и цифра 7

1

10.12

Прямой и обратный счет до 7. Ритм

1

17.12

Пространственные отношения: внутри – снаружи. Работа с математическим набором, построение геометрических фигур (выкладывание цифр). Овал

1

24.12

Пространственные отношения: впереди – сзади – между. Построение объемных геометрических фигур

1

14.01

Повторение пройденного материала. Счет до 7. Пространственные отношения. Построение объемных геометрических фигур

1

21.01

Пара. Работа со счетными палочками

1

28.01

Закрепление пройденного материала. Пара. Работа со счетными палочками

1

04.02

Счет до 7. Число и цифра 8

1

11.02

Закрепление. Счет до 7. Число и цифра 8

1

18.02

Плоскостное конструирование по образцу

Повторение геометрических фигур

1

25.02

Закрепление пройденного материала. Прямой и обратный счет до 8. Работа с математическим набором, построение геометрических фигур 

1

04.03

Закрепление пройденного материала. Прямой и обратный счет до 8. Работа с математическим набором, построение геометрических фигур

1

11.03

Счет до 8. Число и цифра 9

1

18.03

Счет до 8. Число и цифра 9. Ритм

1

25.03

Закрепление пройденного материала. Прямой и обратный счет до 9. Работа с математическим набором, построение геометрических фигур

1

08.04

Сравнение по длине – ширине – толщине. Работа со счетными палочками

1

15.04

Счет до 9. Число и цифра 10. Ритм

1

22.04

Закрепление пройденного материала. Прямой и обратный счет до 10. Работа с математическим набором, построение геометрических

1

29.04

Закрепление пройденного материала. Прямой и обратный счет до 10. Работа с математическим набором, построение геометрических

1

06.05

Закрепление пройденного материала. Прямой и обратный счет до 10. Работа с математическим набором, построение геометрических

1

13.05

Закрепление пройденного материала. Прямой и обратный счет до 10. Работа с математическим набором

1

20.05

Итоговое занятие: Счет до 10, прямой и обратный счет, геометрические и объемные фигуры. Пространственные отношения. Ритм 

1

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь