Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством коми народа

Дата публикации: 2019-12-18 20:58:38
Статью разместил(а):
Сластникова Ирина Николаевна

Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством коми народа 

Автор: Сластникова Ирина Николаевна – старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 5», пгт. Нижний Одес, г. Сосногорск, Республика Коми

 

Теоретический анализ научных трудов по проблеме изучения с детьми основ народного искусства показал, что народное искусство рассматривается как важное средство духовного развития личности. Исследователи отмечают огромное значение этнической культуры и народного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании детей.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Народная культура является неотъемлемой частью жизни любого человека. Невозможно полноценное существование, как человека, так и общества без знаний своих истоков, особенностей региона и народа. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально – положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть красоту и понимать её.

Основной источник впечатлений дошкольников - их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Коми народ имеет свою самобытную культуру с многовековыми традициями. Обширно наследство коми народа. Веками копилось оно, и вкладывали люди в него не только труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости.

Знание детьми доступного им краеведческого материала - это основа понимания ими своеобразия других далёких краёв и областей.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством позволяет расширить детский кругозор, знакомить дошкольников с традиционными промыслами, воспитать уважение к труду мастеров.

Исходя из вышесказанного разработано тематическое планирование «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством коми народа», которое способствует формированию у дошкольников патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к малой Родине, к коми народу через ознакомление с декоративно-прикладным искусством родного края.

Практическая значимость тематического планирования для  воспитанников в том, что дети русскоязычного детского сада учатся видеть и понимать красоту, своеобразие, неповторимость народных традиций в искусстве, бережно относиться к наследию предков, к таланту народа, живущего в республике Коми.

Тематическое планирование направлено на ознакомление с традициями, бытом коми народа, с доступным краеведческим материалом.

Новизна представленного материала в том, что планирование предполагает знакомство детей с творчеством коми мастеров с младшего дошкольного возраста с учётом восприятия детей.

В план работы с детьми также включены новые виды деятельности:

- декоративная лепка со среднего дошкольного возраста,

- работа с берестой со старшего дошкольного возраста (конец года).

Тематическое планирование «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством коми народа» рассчитано на три года обучения (средний, старший и подготовительный возраст).

Данное тематическое планирование может быть использовано:

- в работе воспитателей детского сада,

- в кружковой работе,

- в учреждениях дополнительного образования.

Цель тематического планирования «Знакомство дошкольников с декоративно – прикладным искусством коми народа»: приобщить детей к исторической этнокультуре народа коми.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к народному творчеству, его выразительным возможностям.

2. Развивать желание создавать выразительные образы, используя разные виды изобразительной деятельности.

3. Развивать самостоятельность в поиске средств, приёмов, способов работы, в выборе материалов.

4. Дать представление о декоративно - прикладном искусстве народа коми, познакомив:

- с посудой коми народа (из дерева, бересты, глины),

- с коми игрушкой и способом её изготовления,

- с предметами быта, их декорированием (роспись, вышивка, резьба, ткачество).

Основные принципы построения тематического планирования:

1. Принцип доступности.

При составлении учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. Материал подобран с учётом традиционных особенностей региона. Из педагогического и практического опыта народного мастера Республики Коми В.Л.Торопова использованы приёмы и способы лепки. Из опыта М.С.Кочева использованы приёмы работы с берестой.

2. Принцип гуманизации (учитывается точка зрения каждого ребёнка, его чувства и эмоции).

3. Принцип дифференциации (созданы условия для самореализации каждого ребёнка в процессе усвоения знаний с учётом возраста, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы).

4. Принцип интегративности (осуществляется взаимосвязь всех видов детской деятельности: познавательной, изобразительной, музыкальной).

Форма и режим занятий.

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством коми народа осуществляется в форме:

- специально организованные занятия по рисованию, лепке (включены в планирование деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»),

- беседы (как часть занятия по образовательной области «Познавательное развитие»),

- развлечения,

- каникулы (в старшей, подготовительной группе),

- индивидуальная работа в группе.

Подведение итогов работы с детьми по данной теме осуществляется:

- в форме выставок в группах, в фойе детского сада,

- на конкурсах,

- на творческих отчётах на родительских конференциях в конце учебного года,

- на фестивале детского творчества «Нижнеодесские звёздочки»,

- на открытых просмотрах занятий (для родителей и педагогов).

Тематическое планирование

Первый год обучения

4-5 лет (средняя группа)

№ п\п 

Раздел 

Вид деятельности 

Тема, программное содержание 

Месяц  

Кол-во час. 

1. 

Коми 

орна­мент 

Рисование   

«Украсим пояс для Настук». 

Развивать чувство ритма при расположении элементов орнамента на полосе. Познакомить с элементами коми орнамента: «следы», «ель». 

«Роспись посуды - чашка с блюдцем». 

Развивать навык работы концом кисти. 

Продолжать знакомить с элементами коми орнамента: «рога оленя». 

Учить составлять узор на круге. 

Ноябрь   

Декабрь 

2 час. 

2. 

Коми 

игруш­ка 

Лепка 

«Птичка» по коми народной игрушке. 

Формировать приёмы пластических способов в лепке предметов: оттягивая части от основной формы, передавая особенности строения. 

Апрель  

1 час. 

3. 

Одежда 

коми 

народа 

Лепка 

«Девочка в малице». 

Развивать формообразующие движения - умение делать конусообразную форму, оттягивая тонкую часть пальцами. 

Учить лепить предметы из нескольких частей, соблюдая пропорции. 

Февраль 

1 час. 

4.

Посуда 

Лепка 

Беседа (как часть занятия) - «Глиняных дел мастер». Лепка «Чашка».

Познакомить с новым пластическим материалом - глина, посудой из неё. 

Учить лепить изделие полой формы путём вдавливания. 

Ноябрь 

1 час. 

5.

Сувениры 

Лепка 

«Коми пряник». 

Воспитывать желание изготовить поделку для последующего использования в играх. Развивать умение раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями ладоней, расплющивать его между ладонями в диск. 

Учить украшать полученные изделия рельефом (коми орнаментом). 

Январь 

1 час. 

 

Второй год обучения

5-6 лет (старшая группа)

№ п\п 

Раздел 

Вид деят-ти 

Тема, программное содержание 

Месяц 

Кол-во час 

1. 

Коми 

орна­мент 

Рисо­вание 

Беседа «Коми национальная одежда». «Украшение фартука».

Закрепить знакомые элементы орнамента: «следы», «ель», «рога оленя». 

Октябрь 

1 час

2. 

Одежда 

коми 

народа 

Рисо­вание 

 «Украшение варежки». 

Учить самостоятельно составлять узор по мотивам коми орнамента на бумажных шаблонах ритмично располагая элементы, передавая колорит росписи. 

Познакомить с новым элементом - «компас». 

Ноябрь 

1 час

3. 

Одежда 

коми 

народа 

Рисование 

«Кукла в малице». 

Учить рисовать с натуры, передавая своеобразие формы, пропорции, расположение частей. 

Декабрь 

1 час 

4.

Коми 

игрушка 

Лепка

«Совушка - Сова». 

Развивать самостоятельность при выполнении работы, при поиске способов украшения - налеп, прорисовка. 

Учить лепить игрушку, передавая характерные особенности, сохраняя особенности традиций мастеров. 

«Коми народная игрушка» (по замыслу).  

Учить самостоятельно продумывать тему работы, планировать свою деятельность, передавать характерные особенности образа. 

Февраль

 

Март 

(неделя 

каникул) 

2 часа 

5.

Посуда 

Лепка

«Ковш - утица». Беседа о груде гончара (как часть занятия).

Познакомить с гончарным промыслом и способом изготовления посуды из целого куска путём вдавливания, вытягивая края. 

«Кувшин» - «Крынча».

Познакомить с новым способом изготовления посуды - выкладывая жгуты на основу, затем тщательно примазывая. 

«Грод мастеров» (по замыслу). 

Учить самостоятельно выбирать нужный способ лепки, передавая особенности национальных традиций. 

Апрель 


Май 

3 часа 

7.

Сувениры 

Лепка

Тематическое 

занятие 

«Медальон с коми орнаментом». 

Познакомить с традиционным декорированием, используемым коми мастерами. 

Учить лепить мелкие элементы украшения (бусины разной формы). 

«Сувениры для гостей Республики коми». 

Учить самостоятельно обдумывать содержание своей работы, выбирать материал и способы решения поставленной задачи. 

Январь 

Март 

(неделя 

каникул) 

2 часа 

 

Береста 

Ручной труд 

«Берестяная сказка». 

Познакомить со свойствами бересты (защищает от холода, не пропускает влагу, скручивается при нагревании, прочная). 

Учить изготавливать бусины из бересты, плотно накручивая на тонкие палочки. 

Март 

(неделя 

каникул) 

1 час 

 

Итоговое 

занятие 

Развле-чение 

«Что мы знаем о Коми крае». 

Обобщить знания о декоративно-прикладном искусстве, его образном языке, особенностях. 

Учить видеть черты национального своеобразия в предметах быта, окружающей жизни. 

Май 

1 час 

 

Третий год обучения

6-7 лет (подготовительная группа)

№ п\п 

Раздел 

Вид деят-ти 

Тема, программное содержание 

Месяц 

Кол-во час. 

1. 

Народ­ная 

игрушка 

Лепка

«Птица» (на трёх опорах). 

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров (В.Л.Торопов). 

Закрепить умение лепить пластическим способом (вытягивая части из целого куска). Учить делать фигуру устойчивой (на трёх опорах). 

«Медведь - свистулька».

Продолжать учить делать фигуру устойчивой. 

Учить передавать динамику, движения. 

«Народные умельцы» (по замыслу). 

Развивать творчество, самостоятельность в поиске способов выполнения задания. 

Учить планировать свою деятельность, лепить игрушку в соответствии с традициями коми мастеров. 

Октябрь

 

Март 

(неделя 

каникул) 

3 часа

2.

Коми 

орна­мент 

Рисова­ние

«Роспись народной игрушки». 

Учить составлять узоры на объёмных формах, используя знакомые элементы коми орнамента, передавая колорит росписи. 

«Роспись прялки». 

Познакомить с элементами коми орнамента «олень», «рога барана», «хомут».

«Коми сувениры». 

Учить самостоятельно составлять комбинации узора, украшая свои берестяные изделия. 

Ноябрь

 

Январь

 

 Март 

(неделя 

каникул) 

3 часа

3.

Сувениры 

Лепка

«Медальон с коми орнаментом». Беседа об особенностях коми сувениров (часть зан.)  

Учить лепить декоративное изделие выпуклым рельефом, разглаживать поверхность влажной губкой. 

«Декоративная тарелка с коми орнаментом». 

Закрепить умение лепить декоративную пластину выпуклым рельефом. 

Учить самостоятельно планировать свою деятельность. 

Декабрь

2 часа 

4.

Костюм 

коми 

народа 

Рисование

«Кукла в национальном костюме». 

Учить рисовать с натуры куклу в национальном костюме, передавая строение, характерные детали одежды. 

«Пера - богатырь». 

Учить передавать особенности внешнего вида героя. 

Январь

 

Февраль 

2 часа 

5.

Посуда 

Лепка 

«Посуда коми народа». Беседа «Знакомство с деревянной посудой» (как часть занятия).

Познакомить с новым способом лепки полых форм - методом «долбления» (выбирание лишнего пластилина из заготовки). 

Январь 

1 час 

6.

Береста 

Ручной труд 

«Изготовление декоративного панно из бересты». 

Познакомить детей со свойствами бересты (прочность, податливость, способность скручиваться). 

Учить работать с шаблоном. 

«Изготовление музыкальной игрушки - шаркунок».

Продолжать учить работать с шаблоном. 

Учить последовательно собирать игрушку. 

«Изготовление берестяного ковшика - чибльог». 

Развивать практические умения и навыки детей в работе с различными материалами и инструментами: берестой, краской, шаблоном, ножницами, карандашом. 

Учить конструировать предмет по образцу педагога. 

Март 

(неделя каникул)


каникул) 

3 часа

7.

Итого­вое 

занятие 

Темати­ческое   Развлечение

«Народные умельцы». 

Развивать самостоятельность при выборе темы работы, материалов и способов выполнения, декорирования своего изделия. 

 «В гостях у тётушки Совы». 

Закрепить технику лепки коми игрушки, знание элементов и колорита коми орнамента, приёмы изготовления посуды. 

Учить оценивать работы товарищей. 

«Что? Где? Когда?». 

Воспитывать чувство гордости за своих земляков-умельцев, желание беречь результаты их труда. Развивать творчество. 

Учить работать коллективно, выполнять правила игры. 

Апрель

 

Февраль

 

Май 

3 часа

 

Литература:

1. Гудырева Л.H. «Ознакомление с искусством» (методические рекомендации к программе «Парма», Сыктывкар, 2003.

2. Голосова Л.А. «Наш край родной», Коми книжное издательство, 1976.

3. Историко-культурный атлас Республики Коми.

4. Иванова Л.Г. «Работа с берестой с детьми дошкольного возраста», Сыктывкар, 1996 г.

5. Жуковская Р.И. «Родной край», Москва, «Просвещение, 1985.

6. Канев В.Ф. «Береста в руках юного умельца», Сыктывкар, 1994.

7. Качалова А.К. «Декоративно-прикладное искусство Коми АССР», Сыктывкар, 1976.

8. Кочев М.С. «Учимся мастерить из бересты», Сыктывкар, 2000.

9. «Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем» (в 3-х частях), Сыктывкар, 1990.

10. Программа «Парма» (под общей ред. Белых С.С., Штекляйн С.Н., Потолицыной Н.Б.), издание 2, Сыктывкар, 2003.

11. Свириденков М.П. «Сказ о земле Коми», Коми книжное издательство, Сыктывкар, 1977.

12. Столковский П.М. «Там, где течёт Печора», Москва, 1988.

13. Торопов B.JI. «Керамическая игрушка и работа с глиной», Сыктывкар, 1992.

14. Торопов В.Л., Щекотилова О.С. «Уроки лепки в детском саду», Сыктывкар, 2000.

15. Чуракова В.Н. «Красивое - детскому саду», Москва, «Просвещение», 1969.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь