Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Когда нарушение звукопроизношения - это норма

Дата публикации: 2020-02-13 09:30:22
Статью разместил(а):
Бидниченко Вера Николаевна

Когда нарушение звукопроизношения у детей – это норма

Автор: Бидниченко Вера Николаевна

ФГКОУ «СОШ № 24»

     

Большинство детей не сразу начинают говорить правильно. Детская речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Большинство малышей в начале второго года жизни хорошо понимают слова взрослых , но сами ещё говорить не умеют. Так называемый «пассивный «словарь значительно больше «активного».Кроме того , дети ещё не могут воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. И поэтому имеют ряд характерных ошибок при произношении. Ошибки звукопроизношения можно разделить  на три группы: замены,пропуски, искажения. Кратко остановимся на каждой группе.

Часто ребёнку  не получающийся звук проще заменить на более простой по артикуляции: «каса» (каша), «сапка» (шапка), «фани» (сани), «лыба»(рыба), «зук»(жук). Таким образом, дети заменяют на некоторое время отсутствующий звук. Если ребёнок не подобрал замену трудному звуку, он может его не произносить совсем, то есть пропускать: «ыба» (рыба), «апата»(лопата),»баабан»(барабан), « лягука»(лягушка) и т.д.

Таким образом, в период становления речи часть звуков полностью отсутствует или заменяется другими звуками. Наблюдается и неустойчивость в употреблении  уже «освоенных « звуков, их смешение. Часто ребёнок начинает вставлять «новый «звук как говорится «Где надо и где не надо». Вот так звучала чистоговорка у моего трёхлетнего воспитанника Дениса: «Кошка в окошке шапку шьёт, мышка в шапошках ишбушку метёт».Четырёхлетний Артём прочитал на празднике четверостишье: «Осень в сад и к нам пришра, и подарки принесра. Ябраки красивые, баклажаны синие, дыни срадкие , арбуз, красный  сахарный на вкус.»

Однако постепенно все недочёты уменьшаются и к 4,5-5 годам многие уже овладевают правильным звукопроизношением.

А вот третья группа нарушений звукопроизношения «искажения» заслуживает особого внимания. В этом случае трудный звук произносится, но неправильно, искажённо.  Например, «горловое» Р.Если заглянуть в рот ребёнку при произнесении данного звука, то мы увидим, что язык пассивно лежит внизу, интенсивно вибрирует горло, в то время как при правильном произнесении язык вибрирует за верхними зубами. Сюда же относится и «хлюпающее» или «шепелявое» произношение звуков. Важно понять, что этот вид нарушений звукопроизношения, в отличие от первых двух, не может быть отнесёт к так называемому «возрастному косноязычию» и может быть вызван какими-то особыми причинами, а не только возрастным несовершенством речевого аппарата ребёнка. И, как правило, такие нарушения не проходят с возрастом без помощи специалистов.

Если вы замечаете, что проходит месяц за месяцем, а речь вашего ребёнка не становится лучше, стоит обратить на это внимание. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь