Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом

Дата публикации: 2020-02-14 12:28:47
Статью разместил(а):
Вильданова Альбина Тимерхановна

Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом для детей старшего дошкольного возраста

Авторы: Вильданова А.Т., Маннапова Ф.М., Нурлугаянова Г.Ф., Сагадиева Э.Н.

МАДОУ "Детский сад № 97", г. Уфа, Республика Башкортостан 

 

Пояснительная записка

Проведя диагностику по родному краю по Р.Х. Гасановой, мы выявили, что знания детей непосредственно о городе, в котором мы живем, недостаточны, что привело нас к мысли разработать перспективный план  занятий и мероприятий по ознакомлению детей с родным городом.

Свою методическую разработку мы назвали «Город, в котором мы живем» - это обобщенный опыт работы по воспитанию чувства любви к родному городу у детей дошкольного возраста, объединяющая в единое целое все задачи всестороннего воспитания: нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание.

Данная разработка рассчитана на решение задач по воспитанию чувства любви к родному городу, родному краю. Используя темы занятий по знакомству дошкольников с родным городом, а также систему работы с детьми вне занятий показываем детям красоту нашего родного города, знакомим их с традициями, самобытным творчеством, искусством местного народа, учим детей заботится о природе, любить свой город и гордиться тем, что они в нем живут при этом, решая задачи по развитию всех сторон речи (развитие связной речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи.

Цель: 

Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине.

Задачи:

  1. Расширить представление детей о родном городе.
  2. Знакомить со знаменитыми людьми, достопримечательностями.
  3. Приобщать к культуре, традициям, прошлому.
  4. Прививать чувство гордости, любви к своей республике, своему городу, малой родине.

Одна из задач в воспитании любви к своему родному городу, к своей Родине состоит в том, чтобы сделать процесс воспитания и познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка. Это дело не сможет в полной степени стать успешным без привлечения родителей, и их активного в нем участия. Известно, для того, чтобы воспитательная работа дала результаты необходимо объединить педагогов и родителей. Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского сада.

Цель работы с родителями: повышение активности родителей в воспитании у ребенка любви к родной республике, родному городу.

Задачи:

1.      Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный    колорит нашего города Уфы.

2.      Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного города.

3.      Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада

4.      Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.

Распределение тематики занятий по неделям достаточно условно, не требуется соблюдать его буквально. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут планировать по своему усмотрению.

 

ДАТА

ТЕМА

Интеграция областей

Формы и методы

работы с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1 неделя

Наша Родина в России

Цель: Уточнить знания детей о том, что у нашего города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него. Формировать представления детей о родном городе,

продолжать воспитывать любовь к родному городу.

«Социально - коммуникативное развитие»

 «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

 «Физическое развитие»

«Художественно -эстетическое развитие»

Рассматривание глобуса, карты  Республики Башкортостан – формирование знаний детей о местоположении своего города. Беседы, вопросы детям, чтение, рисование по теме, игры.

 

Сентябрь

2 неделя

История города

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

«Социально - коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно -эстетическое развитие»

- Беседа «История города»,

- Чтение легенд о возникновении города,

- Рассматривание открыток «Уфа».

Предложить родителям посетить краеведческий музей для пополнения знаний детей о родном городе - Уфа.

Сентябрь

3 неделя

Символика города

Цель: познакомить с символикой г. Уфы

«Социально - коммуникативное развитие»

 «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно -эстетическое развитие»

Знакомство с гербом города

- знакомство с символикой г Уфы.

- Д/И «Сложи герб и флаг г. Уфы»

Задание для родителей: Придумай фамильный герб

Сентябрь

4 неделя

Знаменитые писатели из Уфы.

Цель: Познакомить с творчеством Аксакова С.Т.,  развитие чувства эмпатии, сопереживания, преданности.

«Социально - коммуникативное развитие»

 «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Беседа «Знаменитые писатели из Уфы»

Чтение Сказки  Аксакова С.Т. «Аленький цветочек»,  Рассматривание иллюстраций к сказке.

Д.И.  «Верно-неверно» по сказке «Аленький цветочек».

Конкурс рисунков, поделок по теме «Аксаковские дни»

Октябрь

1 неделя

Архитектура родного города- Уфа

Цель: Познакомить детей с высотными домами, определить разницу между 5-ти этажным домом и высотным; рассмотреть элементы дома (крыша, стены, окна, балкон, двери и т.д.) активизировать словарь детей, воспитывать любовь, интерес и гордость к родному городу.

«Социально - коммуникативное развитие»

 «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Рассматривание фотографий, альбомов с сооружениями города Уфы.

Беседа о архитектура родного города- Уфы

Показ слайдов: Архитектура нашего города.

Рисование по теме.

Выставка творческих работ детей и родителей по теме недели «Архитектура родного города- Уфа»

 

Октябрь

2 неделя

День рождение Республики Башкортостан!

Цель: Познакомить детей с тем, что у города есть свой день рождения! расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае, как о том месте, где он родился и живет и закреплять умение ценить культуру башкирского народа; продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми; обогащать словарный запас и расширить кругозор; формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре

«Социально - коммуникативное развитие»

 «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

 «Физическое развитие»

«Художественно -эстетическое развитие»

Рассматривание герба и географической карты РБ, просмотр альбома достопримечательностей г. Уфы. заучивание стихов про республику, беседы, рассказ воспитателя, чтение стихов, настольно-печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», Дид/ игра «На что похоже?». Презентация: Показать, как украшен город

Выставка творческих работ

День рождение Республики Башкортостан!

 

Октябрь

3 неделя

Знакомство детей с творчеством башкирского поэта М. Карима.

Цель: вызвать у детей интерес к творчеству башкирского поэта, приобщать детей к культуре, развивать память.

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

1.      Беседа «Жизнь и творчество М. Карима».

2.      Рассматривание фотоальбома «Музей М. Карима».

Чтение стихотворений М. Карима.

Конкурс чтецов. Стихи М. Карима

 Предложить родителям совершить экскурсию к памятнику М.Карима

Октябрь 4 неделя

Целевая прогулка по улице Лётчиков.

Цель: Расширять представления детей об истории улицы родного города, расширить кругозор детей, воспитывать у детей любовь к родному городу.

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

- Экскурсия, просмотр фотографий; рассказ, вопросы детям, чтение литературы, наблюдение, оформление  фотовыставки; изготовление макета улицы Лётчиков. 

 

Ноябрь

1 неделя 

«Природа нашего города».

Цель: Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Чтение стихов, загадывание загадок, речь с движением, беседа по картинам, д/игра «Что растет в родном краю?», рисование природы родного края. 

Консультация «Походы выходного дня» - показать здания, что находятся с домом детским садом, сфотографировать ребенка на улице.

Ноябрь

2 неделя

«Достопримечательности Уфы» (театры )

Цель: развивать интерес детей к сценическому искусству.

Познакомить с различными жанрами (опера, балет, оперетта, кукольный театр, пантомима, драмтеатр).

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Беседы, чтение, рассказ, рассматривание иллюстраций, творческие задания, дидактические игры.

Оформление альбома, Консультации для родителей «Куда сводить ребенка в Уфе» и др.

Ноябрь

3 неделя

«Национальный музей РБ г.Уфы».

Цель: Расширять знания детей о музеях города Уфы.   Дать представление о назначении музеев. Развивать интерес к истории родного края.

  Формировать бережное отношение к культурному наследию

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,

«Видеоэкскурсии  по музеям Уфы»

Игра-викторина «Что мы знаем о нашем городе»

компьютерная презентация про экскурсию в «Музейно - культурный центр» города Уфа, «Виды музеев»; видеофильм; приглашение на экскурсию. словесные: рассказ-беседа воспитателя, художественное слово;

- наглядные: показ слайдов «Виды музеев», «Музейно – культурный центр» города Уфы;- игра-путешествие;- видеофильм

Анкетирование родителей. Консультация для родителей « Мой первый поход в музей».

Ноябрь

4 Неделя

 

Музей коневодство и конного спорта «Акбузат».

Цель: прививать детям любовь к родному краю.

-познакомить с историей коневодства в уфе;

-воспитывать гуманное отношение и любовь к животным;

-кратко познакомить с породами лошадей и предназначением ипподрома

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

- рассматривание картин, книг с иллюстрациями лошадей, наблюдения;

- отгадывание загадок, разучивание стихотворений о лошадях

- строение  ипподрома;

- дидактические игры «Кто где живёт?», «Кто на ипподроме живёт?».

Предложить совершить экскурсию на ипподром «Акбузат»

 

Дата

Тема

Интегрированные области

Формы и методы работы с детьми

Работа с родителями

Декабрь

1 неделя

Ленинский район.

С чего началась история Ленинского района.

Достопримечательности и архитектура нашего района.

Улицы нашего района.

Природа нашего района.

Цель: Вызвать интерес детей к людям, живущим рядом, к ознакомлению с родным районом города Уфы, осуществление нравственно- патриотического воспитания через познание истории родного района города Уфы, его особенностях, традициях и культуре, через приобщение к истории.

История возникновения улицы Ахметова.

Цель: познакомить детей с историей возникновения данной улицы, воспитывать у детей желание и интерес к истории.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно -эстетическое развитие

Беседа,

рассматривание иллюстраций,

создание макета улицы, экскурсии по памятным местам района.

Подготовка к выставке фотоальбома «Мой микрорайон Затон»

Декабрь

2 неделя

Достопримечательности г. Уфа.

Цель: познакомить с достопримечательностью, памятником «Салавата Юлаева», рассказать историю возникновения данного памятника.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Занятие . Рассказ о возникновении памятника «Салават Юлаев»,

Рисование, беседа.

 

Декабрь

3 неделя

Музеи города Уфа 

Формировать у детей систему знаний о родном городе.

Цель: Систематизировать полученную информацию через обобщение и классификацию.Расширять кругозор детей. Воспитывать любовь к родному городу.Воспитывать наблюдательность у детей.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Социально-коммуникативное развитие

 Чтение познавательной литературы по теме.

  Просмотр фотографий о музеи.

 Работа с семьями по подготовке индивидуальных сообщений по теме занятия 

 

Декабрь

4 неделя

Мой любимый город в преддверии нового года

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Социально-коммуникативное развитие

Экскурсия к новогодней елке в парке «Волна»,

Конкурс творческого мастерства «Здравствуй, Новый год!»

Конкурс новогодняя игрушка «Зимняя сказка»

Январь

2 неделя

Парки родного города. Парк Победы.

Цель: способствовать расширению и углублению познаний к истории и культуре родного края.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Дидактическая игра «Достопримечательности г. Уфы»

Просмотр фотографий о достопримечательностях г. Уфы.

Беседа о парке Победы.

Провести экскурсию с детьми в парк Победы.

Январь

3 неделя

Знаменитые художники родного города Уфа.

Цель: познакомить детей со знаменитыми художниками родного города, способствовать развитию в направлении художественно-эстетического развития.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Художники г.Уфы».

Просмотр портретов знаменитых художников.

Рисование портрет художника.

Предложить родителям посетить выставки художников.

Январь

4 неделя

Домашняя утварь башкир.

Цель: познакомить детей с утварью башкир, обратить внимание, что она отличается от утвари других народов.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое  развитие

1. Рассказ «Домашняя утварь башкир».

2. Просмотр иллюстраций.

3. Рисование «Пиала»

 

Февраль

1 неделя

Знаменитые певцы и танцоры оперы и балета Уфы

Цель: познакомить с творчеством оперных певцов и танцоров родного города,  расширить знания об опере и балете,  расширить кругозор, обогащать знания детей о знаменитых людях города; воспитывать любовь к родному городу, вызвать чувство гордости своей малой родиной, воспитывать интерес к жизни знаменитых людей родившихся в нашем городе.

Рассказать о заслугах перечисленных артистов, чем они прославил наш город, расширить знания и воспитывать интерес к искусству оперы и балета.

Самостоятельно рисуют рисунки для  оформления изовыставки.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Беседа «Знаменитые певцы и танцоры Уфы»

Рассказ о творчестве оперных певцов  Абдразаковых А.А. и И.А,  танцора балета Нуриева Р.Х., Шаляпина Ф.И.

Просмотр отрывков видеозаписей выступлений  творчестве оперных певцов  Абдразаковых А.А. и И.А,  танцора балета Нуриева Р.Х., Шаляпина Ф.И., Показ отрывка из балета «Щелкунчик», «Спящая красавица»

С.Р.И.  «Мы в театре».

Творческая  игра со словом.  «Фантазии о…»

Просмотр отрывков постановок театра оперы и балета

Февраль

2 неделя

Предприятия родного города

Цель: познакомить с предприятиями г.Уфы, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда. Интерес к профессиям

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Беседы о значимых предприятиях города, о нефнеперерабатывающих заводах.

Просмотры видеофильмов

Предложить родителям рассказать детям о своих профессиях.

Февраль

3 неделя

Национальные блюда.

Цель: Дать понятие о традиционных национальных блюдах . Воспитывать у детей уважение к традициям народа. Умение сообща работать в коллективе.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Социально-коммуникативное развитие

Набор открыток Башкирские блюда. Рассматривание книги « Башкирской национальной кухни», беседы.

Чаепитие с родителями

 

Март

1 неделя.

Природа Уфы

Река Белая

Цель: Уточнить  представление детей о реках Башкортостана.

Рассказать об особенностях реки Белой (Агидель). Знакомство с рекой Каридель (Уфимка)

« Социально – коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

« Речевое развитие»

«Физическое – развитие»

« Художественно – эстетическое развитие»

1. Рассказ о реках Башкортостана

2. Рассказ воспитателя о реке Белой

3. Рассказ о реке Каридель (Уфимка)

 

Март

   2 неделя

Животный и растительный мир города Уфы

Цель: Знакомство с разнообразием животного и растительного мира, их связью со средой обитания и произрастания.

Расширить кругозор, фантазию и возможности выражения темы в разных видах деятельности

« Социально- коммуникативное развитие»

« Познавательное – развитие»

« Речевое развитие»

« Художественно – эстетическое развитие»

Показ картинок о животных и растительных миров

 Рассказ воспитателя о животных Уфы,

Загадки, чтение художественной литературы, наблюдение за природными явлениями 

 

Март

3 неделя

«О правилах поведения на улице и в общественных местах»

Цель: Пронаблюдать за выполнением правил дорожного движения пешеходами и водителями. Совершенствовать знания о правилах пешехода, которые должны соблюдать дети на тротуаре и проезжей части. 

«Социально –      коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Ситуация общения «Как правильно себя вести на дороге». Систематизировать имеющиеся знания о различных видах транспорта.

План работы:

1. Рассматривание фотоальбома «Правила поведения в общественных местах».

2. Беседа с детьми по карте улиц. 

3.  Прогулки по улицам Уфы

4. Знакомство с правилами поведения на улице, в общественных местах.

Предложить родителям нарисовать схему движения – маршрута от дома до детского сада 

 

Апрель

1 неделя.

Затон

Добро пожаловать в микрорайон. Затон. История возникновения.

Улицы Затона.

Достопримечательности нашего района.

Цель: Обратить внимание детей на историю возникновения Затона, его особенностях, о традициях проведения праздников именно по микрорайону Затон. Знакомство детей с микрорайоном Затон с его прошлым и настоящим.

Задачи: Расширить знания, представления детей о микрорайоне Затон и его окрестностях, улицах, знакомить детей с историей микрорайона, его достопримечательностями и природой. Воспитывать чувство гордости, умение видеть прекрасное и бережное отношение к родному микрорайону Затон. Продолжать развивать нравственно-патриотические качества у детей.

«Социально – коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое – развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

Рассказ воспитателя об истории возникновения микрорайона Затон, о его важном историческом значении (судоходство). Показ презентации микрорайона Затон.

 Экскурсия по ул. Летчиков, рассмотрение архитектуры улицы.

 Рассказ воспитателя о музее Судоходства находящегося на судоремонтном заводе РЭБОР по ул. Ахметова 207.

Экскурсия в парк Волна. Ознакомление с природным богатством Затона. Рассказ воспитателя о Затоне, и почему он был так назван. 

Фотовыставка «Я живу в микрорайоне затон»

Апрель

   2 неделя

 «Нет краше улицы, чем та, где я живу»

Ц: Расширять знания детей о городе Уфа. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города. Воспитывать интерес к родному городу, гордость, чувство восхищения .

«Социально- коммуникативное развитие»

«Познавательное – развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

Продолжаем беседовать с детьми о разнообразии улиц в городе, рассказы детей об улицах известных людях в честь кого названы улицы родного края, наши великие земляки. Рассматривание календарей, иллюстраций, фотографий.

 

Апрель

3 неделя

Знаменитые композиторы Уфы.

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством композиторов нашего города.

    «Социально –      коммуникативное развитие»

« Познавательное развитие «

« Речевое развитие»

« Художественно- эстетическое развитие»

 Прослушивание мелодий и песен, рассматривание альбома композиторы РБ, знакомство с их биографией и творчеством.

Прослушивание песен башкирских композиторов

Апрель

 4 неделя.

«Башкирский ковер»

Ц: Познакомить детей с орнаментом, его о особенностями. Продолжать знакомить детей с Башкирским орнаментом его контрастной цветовой гаммой. Воспитывать любовь к народному творчеству.

«Социально –      коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие «

«Речевое развитие»

«Художественно – эстетическое развитие

Рассматривание иллюстрации, изображающих людей в национальных костюмах . Беседа о Башкирском орнаменте его построении, элементах цвете. Ознакомить детей с рукоделием  Башкирского народа.

Консультация для родителей. Рассказать детям, что такое орнамент, зачем люди делают узоры на коврах и других предметах мебели.

 

Май 

1 неделя.

Знаменитые ветераны Уфы

Цель: познакомить  с подвигами Ковшовой Н.В., Гареева М.В, воспитывать патриотические чувства детей,   формировать ценностные ориентации детей, связанные с героической историей города, воспитывать уважение к старшим поколениям.

«Социально – коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое – развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

Беседа «Знаменитые герои войны нашего города»

Просмотр презентации

П.И. «Снайперы»

 Рисование по теме «Подвиги наших прадедов»

Участие родителей и детей в бессмертном полку.

Беседа на тему «Кем был мой прадед».

Май 2 неделя

«Музей Боевой славы»

ЦЕЛЬ: Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, в честь героев всегда слагают стихи и песни, воздвигают памятники. Расширять доступные детям представления о Великой Отечественной Войне, сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной Войны. Воспитывать чувство гордости за наших воинов, уважение к ветеранам

«Социально- коммуникативное развитие»

«Познавательное – развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

 словесные: беседа, объяснение, рассказ воспитателя;

наглядные: демонстрация наглядного материала;

практические: изготовление цветов, физкультминутка; поощрение.

мультимедийный проектор, СD-проигрыватель, интерактивная доска 

 

Май

3 неделя

«Путешествие по улице Ленина»

Цель: закрепить знания детей о важных объектах в городе. Расширять знания детей о названии улицы. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике улицы Ленина. 

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»

Творческий рассказ «Я люблю свою улицу»

Конкурс рисунка « Моя улица»

 Красивые уголки улицы Ленина»

 

 

Май

 4 неделя.

Сабантуй в Уфе.

Цель: Познакомить детей с башкирскими народными праздниками. Дать знания о празднике Сабантуй. Развивать интерес к культурному наследию башкирского народа. 

«Социально-  коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

 

Беседа о национальных праздниках, игры народов республики, Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на праздник-Сабантуй». 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь