Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Народное творчество в логопедической работе

Дата публикации: 2020-02-26 08:58:48
Статью разместил(а):
Бодрова Наталья Сергеевна

Народное творчество в логопедической работе

Автор: Бодрова Наталья Сергеевна

 

Русское устное народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Оно приобщает ребенка к духовной жизни своего народа. Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности, которое помогает в его гармоничном, интеллектуальном и эмоциональном развитии. 

Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость». Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, перевертыши, скороговорки, пословицы, поговорки, замысловатые загадки, считалки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ. Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь [4 с. 298]. 

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью и  использовались педагогами как воспитательно-обучающее средство для детей дошкольного возраста. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые русские люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Исподволь, незаметно вводя малыша в стихию народного слова, раскрывая его богатство и красоту.

В настоящее время педагогам и родителям хорошо известно, что количество детей  дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии непрерывно увеличивается. Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в современном детском саду. Отсутствие или нехватка времени у родителей на общение с детьми, приводит к проблемам в развитии речи детей.

К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям. Хорошо развитая речь ребенка - дошкольника является важным условием успешного обучения в школе.  Дети имеют разные уровни недоразвития речи, но объединяют их одни и те же проблемы: дефекты звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, лексико-грамматических категорий,   недостатки связной речи. С психологической стороны у этих детей часто встречается речевой негативизм, переживание по поводу своего дефекта, низкая коммуникативная потребность в общении с окружающими и как следствие замкнутость и малообщительность,  дети отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощением внимания, снижением интереса. Им присуще плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования своей активности. Таким образом, актуальными задачами  современных специалистов ДОУ является поиск новых форм и методов коррекционного обучения дошкольников. И таким прекрасным средством  для развития у ребенка всех сторон речи - является фольклор. Учеными доказано, что дети,  в семьях которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста использовалась фольклорная педагогика (звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки и т.д.) практически не имеют отставаний в развитии,  у таких детей значительно меньше % речевых патологий, речь выразительна, богата, такие дети имеют цепкую память, развитое мышление.  Ознакомление с фольклором развивает речь, интерес и внимание к окружающему миру, слову, народным обычаям, формирует нравственные привычки, обогащает знания о природе. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, уметь варьировать интонации. Фольклор может стать не предметом изучения, а частью  естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. [4, с.12]

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых нарушений: это  развитие гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, формирование и автоматизация правильного произношения звуков речи, усвоение произношения трудно сочетаемых звуков и слов, освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. 

Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные песни, а затем и другие формы устного народного творчества. Колыбельные песни – часть материнского фольклора, в которых выражается нежность и любовь к ребенку. Они имели вполне определенную цель усыпить его. Этому  способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность. Древнерусские слова «баять», «убаюкивать» означают говорить, уговаривать, заговаривать. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Невзирая на небольшой объем, она таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Ребенок подрастает, и в его жизни появляются пестушки - небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая…» и т.д.) Согласно правилам народной педагогики, для того, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

Потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить.   Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. [3. с.15] 

В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Мы считаем, что большинство потешек,  – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения, а также для дифференциации звуков. Это сложный,  длительный процесс. От ребенка требуется максимальная концентрация внимания, чтобы научиться правильно произносить, и не путать звуки. Нужны речевые  игры, и потешки подходят как нельзя лучше.

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребенка. Влияние ручных действий на развитие головного мозга было известно с давних времен. Известно, что чем большее число систем задействовано в воспитании и обучении ребенка, тем эффективнее происходит его развитие. В коррекционной работе для пальчиковой гимнастики можно использовать народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик-дедушка», «Этот пальчик в лес ходил», что способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. 

Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах. Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события, стремительного действия.  

Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.

Нелепицы, чепуха, перевертыши — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор. Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться.

Ваня-Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед,
И поехал в огород.

Для формирования хорошей дикции  доступным и  эффективным средством являются скороговорки. Даже самые простейшие скороговорки достаточно трудно проговорить быстро, не утратив четкости произношения. Возникают ошибки, оговорки, нелепицы, что воспринимается как забавное  недоразумение. Веселая обстановка, соревновательный элемент, заинтересованное отношение воспитателей и родителей побуждает ребенка еще и еще раз повторять скороговорки, работать над звуками, а значит  улучшать свою речь. В процесс работы над автоматизацией и дифференциацией того или иного звука мы используем различные скороговорки, которые постепенно усложняем: «Кол около стола, стол около кола», «Свекла у Фёклы мокла и сохла. Сохла и мокла, пока не поблекла». Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава приносит очень большую пользу. Веселая и легкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество. Проговаривая их, дети учатся,  запоминать, анализировать, четко произносить автоматизируемый звук, у них развивается  активный и пассивный словарь и достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти. Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя в своей речи пословицы, дети учатся ясно, лаконично  выражать свои мысли и чувства. Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы над рассказом, сказкой. «А Васька слушает да ест». «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги». «Дело мастера боится» и др.

Поговорка в русской речи – это общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что он пришел внезапно, другое  –  сказать: «Свалился, как снег на голову». Это не простое определение внезапности, оно и выражение досады, удивления, недоумения. В отличие от поговорки, пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить».  В этой пословице содержится отдельная мысль о том, что в деле не следует страшиться трудностей, а если бояться, то и браться не следует. Знакомя детей с пословицами, поговорками, мы развиваем у детей познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Считалки – замечательный речевой материал. Это  – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы сама судьба распоряжается распределением ролей. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Четкий ритм считалки о солдатах: «Аты-баты - шли солдаты» - напоминает шаг солдатской роты. [1, с.118]

Удивительно поэтичны русские загадки,  просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. [1, с.54] Загадки открывают во всем, что нас окружает, много чудесного и поэтического. «Не князь по породе, а ходит в короне»  –  князем оказывается петух: он важен, как князь, красив его яркий гребешок-корона. Чтобы вызвать потребность в доказательстве, при отгадывании загадок ставим перед детьми конкретную цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используем разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например: «Белые хоромы, красные упоры», «В воде искупается, а сух останется» – гусь. Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, искать новые способы доказательства. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Народные сказки - вымысел, произведение народной фантазии -  "складное", яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к  культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Наши дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда прием: «Кто в какой избушке живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.

В сказках, играх-драматизациях, мы развиваем диалогическую и монологическую речь. Использование сказок в логопедической работе с детьми способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные системы. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает  неизменную веру в победу добра, любви и счастья. 

Таким образом, мы считаем, что использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству. Следовательно, работа с малыми фольклорными формами позволяет нам уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно - речевой деятельности и повышению эффективности коррекционно-логопедической работы. Изучение языка своего народа, овладение всем богатством фольклора – один из важнейших, магистральных путей духовного возрождения России [2, с. 47].  

 

Литература:

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. –240с.

2. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138с.

3. Криницина Н.А. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 11.

4. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.11 – 18.

5.  Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6. – М., 1948.-446с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь