Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Подготовка руки к письму

Дата публикации: 2020-03-23 16:18:53
Статью разместил(а):
Сошина Екатерина Сергеевна

Подготовка руки к письму

Автор: Сошина Екатерина Сергеевна

МБОУ "Лицей № 8", г. Воронеж

 

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином

над всем живущим,

но то, что одни мы владеем руками, этим органом всех органов»

Джордано Бруно

 

В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти руки и психическим состоянием: «все из рук валится», «с легкой руки», «руки не доходят», «из рук вон плохо» и т.д. Всю глубину народной мудрости осознаешь только тогда, когда знакомишься с результатами проведенных учеными исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка.

Функция кисти руки уникальна и универсальна. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, подтвердить слова, сделать их более весомыми. Развитие функции руки и речи в ходе эволюции человека шли параллельно. В связи с выполнением более тонкой и сложной работы происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Таким образом, кисть стала не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. У современного человека территория проекции кисти руки, а особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий имеет почти такую же протяженность, как и все остальное тело и расположена очень близко от речевой моторной зоны. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

По мнению В.А. Сухомлинского, истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

В лабораторном электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М. Звонаревой, было обнаружено, что при произведении ритмических движений пальцами руки, резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. (Лобный отдел – центр Брока – моторная речевая зона; левая височная область – центр Вернике – сенсорная речевая зона). Эти данные позволили сделать вывод о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

М.М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор – физиолог, считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Согласно наблюдениям Кольцовой, дети, совершающие многочисленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. Сегодня из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Привычным набором для развития мелкой моторики принято называть плетение, лепку, нанизывание бусинок, колец, шнуровка, конструкторы, мозаика, вырезание из бумаги и картона. При выполнении перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении. Ест ли ребенок, жестикулирует ли, рисует ли – работают большой, указательный и средний пальцы. Два последних – безымянный и мизинец – в повседневной деятельности обычно пассивны, хотя проекция каждого из пальцев руки в отдельности в двигательной области коры головного мозга достаточно велика. И оставляя эти два пальца вне поля внимания, не используя их в упражнениях, мы более чем на треть снижаем эффективность своей работы. Кроме того, в привычном наборе занятий по развитию тонкой моторики используются движения сжатия, лишь изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. Этот «перекос» может приводить к повышению тонуса пальцев ребенка (особенно у детей с ДЦП).Таким образом, для получения максимального эффекта упражнения должны быть построены так, чтобы:

• сочетались сжатие, растяжение и расслабление кисти;

• использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации:

1. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.

2. Выполнение упражнений должно быть регулярным.

3. Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

4. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3-х лет это около пяти минут, затем можно увеличить длительность, включать игры в другие развивающие занятия.

5. Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.

6. Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

7. Ребенку всегда необходимо предлагать словесную инструкцию. Нельзя заменить ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

8. Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Прежде чем приступить к работе по развитию тонкой моторики, необходимо предварительно изучить состояние руки ребенка, его умения и навыки. Для обследования детей в ДОУ используют три направления:

1. Проверка кинетического праксиса, то есть способность двигать руками. Для этого можно предложить ребенку выложить на бархатной бумаге по контуру ниткой или (в зависимости от развития) по памяти нарисовать ниткой любимую игрушку.

2. Проверка развития тактильных ощущений происходит через игры «Узнай на ощупь», «Волшебный мешочек».

3. Обследование щепоти руки ребенка: перекладывание из одной чашки в другую грецких орехов, бобов, гороха и т. д.

В процессе обследования учитывают точность выполнения движений в различном темпе (от медленного до быстрого).  Отмечают также, участвуют ли органы артикуляционного аппарата в выполнении движений рук, например, если ребенок закусывает губу или язык и т. п., это свидетельствует о недостаточной сформированности двигательной сферы.

 

Работу по тренировке пальцев рук рекомендуют

Начинать с детьми в возрасте 6 – 7 месяцев 

В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так нужно по 2-3 минуты ежедневно.

С десяти-месячного возраста

Следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Наблюдения показали, что очень эффективными оказываются наиболее простые приемы. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина, рвать на мелкие кусочки любую бумагу – дети делают это с удовольствием по несколько минут и здесь участвуют почти все пальцы, а движения энергичны. Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать пирамидки, играть во вкладыши.

Вкладыши – это полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой. Нанизывание колец пирамидок – также хорошая тренировка, но при этом движения совершенствуются с меньшими усилиями и осуществляются двумя– тремя пальцами.

Начиная с полутора лет и далее,

Детям следует предлагать более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек. Ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать.

В своей работе использую также следующие виды деятельности:

• наборы пористых губок для тренировки мускулатуры кисти рук;

• наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;

• цветные клубочки ниток для перематывания;

• мозаику по возрастающей сложности;

• нанизывание бус, бисера;

• выкладывание узоров из пуговиц, бутылочных крышек;

• наборы игрушек для развития тактильного восприятия;

• игры с бельевыми прищепками;

• дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;

• пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;

• лепку из глины, пластилина;

• пальчиковый театр;

• пальчиковую гимнастику.

Упражнения пальчиковой гимнастики можно классифицировать следующим образом:

1. Работа мышц пальцев рук в различных направлениях:

‒ сгибание пальцев в кулак и разгибание;

‒ пальцы врозь – вместе;

‒ вращательные движения кистью и каждым пальцем;

‒ растягивание мышц пальцев с помощью другой руки;

‒ расслабление мышц пальцев пассивными и активными движениями (раскачивание рук, встряхивание кистями);

‒ упражнения на координацию движений пальцев рук (соединение большого пальца с другими, сцепление пальцев и т. д.).

Все упражнения этой группы следует выполнять двумя руками одновременно или правой и левой кистью поочередно.

2. Движения пальцев по различным частям тела и поверхности стола (игра «Пианист»).

3. Построение различных фигурок (предметы, животные, птицы) из пальчиков.

4. Народные игры-забавы («Сорока-белобока», «Чет-нечет»).

5. Рассказы, сказки, сопровождающиеся жестикуляцией пальцами.

6. Игры с пальчиками со стихотворным сопровождением.

К ним в своей практике обращаются многие логопеды, педагоги и психологи, работающие с малышами. Также они необходимы детям старшего возраста, которые имеют нарушения чтения и письма. Специалисты отмечают, что для детей с дисграфией и дислексией рекомендуется максимальное использование игровых методов обучения. Связано это с тем, что у таких детей поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация.

Согласно международной классификации, игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками подразделяются на два типа. Первый – fingerplay– собственно пальчиковые игры, «сидячие». Второй – action rhyme– игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела, прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.

Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая – другое). В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

К пяти годам

Возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся различные виды игр с бумагой, плетения из бумаги, ткани, тесьмы. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. На первых этапах обычно делают поделки, основанные на разрывании бумаги (аппликационные работы и рваные поделки) и на сгибании (оригами). Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Работа с ножницами – это прекрасная тренировка для детской руки на укрепление и развитие мелких мышц. Используются следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание различных фигурок из открыток, аппликация.

Знакомство с тетрадным листом в клеточку, ориентировка в точке (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левого и нижнего правого угла, середины клеточки); формирование умения обводить клеточку, соединять углы клеточки по диагонали – все это для ребенка не только очень сложная, но и достаточно нудная работа. Поэтому знакомить его со школьными видами деятельности лучше всего играя и постепенно. Очень удачной в этом отношении является методика Карельской Е.Г. Согласно этой методике, вся работа по развитию графических навыков сопровождается забавными стихами, которые очень оживляют однообразную работу. Выполняя тот или иной рисунок, ребенок не только совершает движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются и дети непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинают произносить строчки из них.

Например, при написании наклонных палочек используем такое четверостишие:

Ветер подул,

И забор завалился.

Но не упал,

Лишь слегка наклонился.

Овладение письмом связано с освоением чувства ритма. Его развитию способствуют различные танцевальные и физкультурные движения под музыку, требующие от детей согласованных движений. Полезны упражнения на координацию речи с движениями, которые не только способствуют активизации двигательной сферы ребенка, но и делают речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое восприятие.

Развитию мелкой моторики очень способствует рисование, в процессе которого у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки: это рисование черными и цветными карандашами, тушью, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью и т. д., а также рисование пальчиками с использованием специальных так называемых пальчиковых красок.

Большую пользу приносят игры, сопряженные с рисованием. Дети могут обводить квадраты, круги, а также трафареты всевозможных геометрических фигур, животных, птиц. Хорошей тренировкой для написания линий является обведение готовых рисунков. А если ребенок уже знаком с цифрами и умеет считать, ему можно предложить еще один интересный и не менее увлекательный способ развивать графические навыки. Двигаясь от цифры к цифре, нужно соединить точки, расположенные под цифрами. В итоге должен получиться какой-либо рисунок.

Штриховка также является одним из видов подготовки дошкольника к письму. Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем вводить центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При выполнении заданий, связанных со штриховкой, необходимо выполнять следующие правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 – 0,5 мм).

Для развития точности и уверенности движения руки используют игры, в которых детям необходимо проводить различные линии в определенном направлении, желательно не отрывая карандаша от бумаги. Хорошим упражнением для развития четкости линий является дорисовывание рисунков по клеточкам. Задача ребенка – увидеть будущий рисунок, имея перед глазами только его половинку, и закончить его самостоятельно.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму очень много. При желании, особенно если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Занятия должны приносить детям только положительные эмоции. Не нужно вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной. Это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется письмо – новая и трудная для ребенка деятельность – делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс

Еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону – это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

‒ показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;

‒ поднять то правую, то левую руку.

– взять предмет то правой, то левой рукой;

‒ после уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

·  Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т. д.

·  Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

·  Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой.

·  Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

·  Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

·  Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради– справа или слева. Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа – ручку и т. д.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книги-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Е. Н. Потапова предлагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. 

Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в двадцатые годы.

Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним.

Например:

·  Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

·  Положить кружок, справа от него – крестик, слева от крестика поставить точку.

·  Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.

·  Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

·  Определение правой и левой стороны предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги.

·  Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

 

Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Дети, которые до школы с удовольствием лепили, рисовали, конструировали, зачастую успешно овладевают навыками письма. Поэтому подготовку детей к письму рекомендуют начинать задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

• развитие ручной умелости (выполнение различных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность)

•  развитие пространственной ориентировки детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева – направо, сверху – вниз, вперед – назад); развитие у детей чувства ритма, умения согласовать темп и ритм движений, слово и жест

• развитие изобразительных и графических умений (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).

Хотелось бы предупредить родителей об опасности чрезмерно раннего (до пяти с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому – образному, творческому. В возрасте до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Кроме того, раннее обучение может спровоцировать невроз.

 

Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики.

Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

 Существуют следующие приемы самомассажа:

·        поглаживание,

·        растирание,

·        разминание,

·        выжимание,

·        активные и пассивные движения.

Хорошую результативность показывает использование массажеров для рук.

В комплекс входят упражнения трех видов:

·        самомассаж тыльной стороны кистей рук,

·        самомассаж ладоней,

·        самомассаж пальцев рук.

1.   Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед- назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проделайте тоже для другой руки.

2.   Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

3.   Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте то же для правой руки.

4.   Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

5.   Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

6.   Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

7.   Движения, как при растирании замерзших рук.

8.   Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделайте то же для правой руки.

    Упражнения для развития мелкой моторики могут быть включены как в подгрупповые, так и в индивидуальные, и в индивидуально-подгрупповые занятия. Чаще всего они проводится во время физкультминуток, продолжительность их от 2-х до 5-ти минут. Хороший результат даёт обучение таким упражнениям родителей на родительских собраниях наряду с обучением артикуляционным гимнастикам.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Пальцы рук соединяются ритмично в «замок».

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

Ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять

Поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев.

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять

Поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с большого.

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

«В гости»

В гости к пальчику большому

Выставляются вверх большие пальцы обеих рук.

Приходили прямо к дому

Фигура «Дом».

Указательный и средний

Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно

Безымянный и последний

Сам мизинчик-малышок

Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы.

Постучался на порог

Кулаки стучат друг о друга.

Вместе пальчики – друзья

Ритмичное сжимание пальцев в кулаки

Друг без друга им нельзя.

«Домик» 

Раз, два, три, четыре, пять

Разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого.

Вышли пальчики гулять.

Ритмичное разжимание всех пальцев одновременно

Раз, два, три, четыре, пять

Сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца.

В домик спрятались опять

Ритмичное сжимание в кулак всех пальцев одновременно.

 

«Прогулка»

Вышли пальчики гулять

Пальцы сжаты в кулак, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.

А вторые – догонять,

Ритмичные движения по столу указательных пальцев.

Третьи пальчики – бегом

Движение средних пальцев в быстром темпе.

А четвёртые – пешком

Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.

Пятый пальчик поскакал

Ритмичное касание поверхности стола мизинцами

И в конце пути упал.

Хлопок ладошками по поверхности стола.

«Птички» 

Птички полетели,

Фигура «Птички».

Крыльями махали,

Махи ладонями с широко расставленными пальцами.

На деревья сели,

Фигура «Деревья» обеими руками

Вместе отдыхали.

Фигура «Птички».

«Засолка капусты» 

Мы капусту рубим,

Резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх.

Мы морковку трём

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим

Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмём.

Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.

«Замок» 

На двери весит замок.

Ритмичные быстрые соединения пальцев

Кто открыть его бы смог?

Потянули, потянули

Руки потянуть в одну, потом в другую сторону.

Покрутили, покрутили

Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе.

Постучали, постучали

Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.

И открыли

Пальцы расцепить, ладони в стороны.

«Дом и ворота» 

На поляне дом стоит,

Фигура «Дом».

Только путь к нему закрыт.

Фигура «Ворота»

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются параллельно друг другу

Гостей в домик приглашаем

 Фигура «Дом»

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке,

Фигура «Стол»

Рядом стульчик у окошка.

Фигура «Стул»

Два бочонка под столом

«Бочонки» обеими руками.

Вот такой я видел дом

Фигура «Дом».

«Зайцы» 

Скачет зайка косой

«Зайчик» правой рукой.

Под высокой сосной.

«Дерево» правой рукой.

Под другою сосной

«Зайчик» левой рукой.

Скачет зайка другой.

«Дерево» левой рукой.

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь