Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Направления работы по лексико-семантической теме "ВЕСНА"

Дата публикации: 2020-03-25 09:25:04
Статью разместил(а):
Бодрова Наталья Сергеевна

Направления работы по лексико-семантической теме "ВЕСНА"

Автор: Бодрова Наталья Сергеевна

 

1. Развитие основных познавательных процессов:

- Развитие произвольного внимания, наблюдательности – наблюдение за явлениями природы в жизни;

- Рассматривание пейзажных предметных картин.

- Развитие долговременной памяти – заучивание загадок, скороговорок, стихов;

- Повторение, припоминание ранее заученных стихов и других стихотворных форм;

- Постоянное упражнение в припоминании планов описаний птиц, составленных ранее.

- Развитие логического мышления – формирование понимания причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе;

- Упражнение в установлении смысловых ассоциациях и причинно-следственных связей в изучаемых рассказах, рассматриваемых картинках, заучиваемых стихах.

2. Развитие диалогической речи.

Самостоятельные полные ответы детей на поисковые вопросы о весне, о птицах, по содержанию картин и рассказов.

Использование в ответах однородных членов предложения.

Ответы детей на проблемные вопросы по образцу с использованием сложноподчиненных предложений с придаточными причины, цели, времени.

Постановка детьми репродуктивных и поисковых вопросов по образцу, по подсказке и самостоятельно.

3. Развитие монологической речи

Пересказ рассказа по цепочке по данному плану.

Пересказ рассказа после чтения детьми отрывков по индивидуальным карточкам.

Пересказ рассказа с изменением лица.

Придумывание своего конца после пересказа прослушанного рассказа.

Составление плана описательного рассказа с помощью, по аналогии, самостоятельно.

Использование при пересказе вопросительного, повествовательного и назывного плана.

Составление описаний по предметным картинкам и по плану с опорой на предшествующий опыт (представления) детей, по аналогии с вербальной опорой и без нее, только с опорой зрительной.

Самостоятельная речь детей в процессе произвольного обращения в игре (итоговое занятие).

4. Формирование лексико-грамматических категорий

Словообразование

А) родственных слов (от слов грач, солнце, весна, трава…);

Б) существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением;

В) относительных прилагательных;

Г) отглагольных существительных;

Д) действительных причастий настоящего и прошедшего времени;

Е) сложных прилагательных.

Счет от 1 до 10 и обратно отдельных существительных и в сочетании с прилагательными и причастиями – упражнение в согласовании количественных числительных и существительных.

Спряжение по образцу одиночных глаголов и словосочетаниях с зависимыми словами.

Упражнение в подборе признаков и действий к предметам.

Составление и распространение простых предложений с помощью вопросов, однородными членами по образцу и самостоятельно.

Употребление в ответах на проблемные вопросы сложноподчиненных предложений.

Обогащение речи синонимами (предметами, признаками, действиями).

5. Грамота

Звуко-буквенный анализ и составление схем слов (грач, грачи, грачиха, грачонок, грачиный, весна, трава, цветы, март, апрель, май, одуванчик, ландыш…)

Подбор картинок, предметов к схемам звуко-слогового состава.

Разгадывание звуко-буквенных кроссвордов.

Чтение отрывков из рассказа по индивидуальным карточкам.

6. Изобразительная деятельность

Аппликация предметная и сюжетная в соответствии с темами занятий.

Рисование иллюстраций к рассказам.

7. Художественная литература и устное народное творчество

Весна

Приметы весны

Хоть и крепки ещё в этом месяце морозы, да уж не те, что были среди зимы. Хоть и глубок снег, да уж не тот, что был – блестящ и бел. Потускнел, посерел, ноздреват стал. А с крыш сосульки растут, а с сосулек капель. Глядишь – уж и лужицы.

Солнце всё чаще выглядывает, солнце уж начинает пригревать. И небо уж не мёрзлое, бело-голубого зимнего цвета. Небо синеет день ото дня. И облака по нему не сероватые, зимние: они уже слоятся и, того и гляди, поплывут крепкими, сбитыми кучками.

Чуть солнце – под окном уж вызванивает весёлая синица:

Скинь шубак, скинь шубак, скинь шубак!

В лесу нет-нет да раскатится радостная барабанная дробь пёстрого дятла. Хоть носом по суку, а всё считается песня!

(По В. Бианки.)

Ожидание весны

На зимних полях не ищите цветов: всю землю одел еще снежный покров. Под снегом цветочкам тепло почивать; когда же малютки проснутся опять? Не все же морозы и вьюги одни, – придут к нам и теплые, красные дни. Весна по полям всюду станет бродить: и рощу, и поле, и речки будить; она, разбивая льдяные оковы, холодные снимет с природы покровы, разбудит цветочки от долгого сна; проглянут малютки и скажут: «Весна!»

(К. Ушинский.)

Весна пришла!

Весна начинается с небесного «ледохода». Посмотрите на небо – облака, как белые льдинки, плывут по голубой «реке». Слышите весенний звон? Наперебой звенит капель, а звонким птичьим голосам первые ручейки. Весна пришла! Встречаем весну!

(А. Тихонов)

Солнышко работает

Солнышко каждый день прилежно работает. Дороги испортились. Снег проваливается, везде лужи. Лёд на реке почернел. У берегов полыньи. На припёке как будто зеленеет травка. На деревьях почки надулись. В водостоках шумят ручейки.

(По К. Ушинскому.)

Май

Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. Снег согнать, землю отогреть и разбудить – это дело апреля. Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает. Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается маю. Как говорится: «Май лес наряжает, лето в гости ожидает».

Дни стали совсем теплые. Молодой нежной листвой оделись деревья. Светится листва на солнце и зеленоватой дымкой окружает березы и тополя. А в народе говорят: «Пора пахать, когда лес одевается».

Цветень, цветень – так называют май в народе. Зацвела черемуха. Поют-заливаются с утра до ночи соловьи. И вдруг наступают холода. Называют их – черемуховыми. Но без холодов тоже нельзя. «Май  холодный – год хлебородный» - учит пословица.

 

Проза

Л.Н. Толстой. Воробей и ласточка.

М. Пришвин. Золотой луг.

И. Соколов-Микитов. Над болотом.

И. Соколов-Микитов. У старой сосны.

И. Соколов-Микитов. Ранней весной.

И. Соколов-Микитов. Весна в лесу.

И. Соколов-Микитов. Трясогузки.

Н. Сладков. Птицы весну принесли.

Н. Сладков. Все хотят петь.

Н. Сладков. Весенние ручьи.

Н. Сладков. Соловей и лягушка.

Э. Шим. Камень, ручей, сосулька и солнце.

Поэзия

Ф. И. Тютчев. Весна.

Ф. И. Тютчев. Весенние воды.

А. Н. Плещеев. Весна.

А. Н. Плещеев. Сельская песенка.

А. А. Фет. Весна.

В. А. Жуковский. Жаворонок.

И. С. Никитин. «Полюбуйся: весна наступает…»

А. К. Толстой. Колокольчики.

А. К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…»

С. А. Есенин. Черемуха.

С. Я. Маршак. Весенняя песенка.

 

МАРТ

К ИСТОКАМ СЛОВА

У древних римлян март был первым месяцем года. Он был посвящен Марсу, богу войны.

Март – зимобор, березень, протальник, капельник.

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ПРИМЕТЫ…

И в марте мороз на нос садится.

Сухой март, а май мокрый, делают хлеб добрый.

Раненько март веснянку затягивает.

В марте день с ночью мерятся, равняются.

КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ

12 марта – распускаются цветочные почки вербы.

16 марта – начало снеготаяния.

18 марта – первые проталины.

19 марта – прилёт грачей.

24 марта – первые кучевые облака.

28 марта – прилёт жаворонков.

30 марта – прилёт скворцов.

МАРТ

Март – первый месяц весны. На земле по-прежнему лежит снег, да и мороз иной раз ударит не хуже, чем в декабре. А то, глядишь, такая метель разыграется, что кажется, будто снова вернулась зима. И всё-таки, если присмотреться попристальней, на декабрьскую пору это не похоже. Кончилась вьюга, метель, выглянуло солнышко, и сразу весной повеяло.

Посмотрите, как ослепительно светит солнце. Свет от него густой и золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки. В марте небо синее-синее, и по нему, словно белые комья ваты, раскинулись пушистые облака. Называются они кучевыми.

Начинается таяние снега. В лесу вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еще маленькие ручейки.

Ручьи, проталины, первые кучевые облака – это и есть самое начало весны, весны света.

В марте солнце встает раньше семи часов утра и заходит около семи вечера.

Двадцать первого марта – день весеннего равноденствия, то есть день по продолжительности равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.

На лесной опушке уже слышатся птичьи песни. Перелетая с ветки на ветки, распевают синицы, и звонко отстукивает о сухое дерево дятел. В конце марта нужно ждать первых крылатых гостей. Как только солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, к нам прилетят грачи. Грачи – это первые вестники весны. А следом за ними жди скворцов, жаворонков.

По Г. Скребицкому

***

Ещё подснежник не расцвел,

Ручей бурлит в овраге.

Полно проталин возле сёл,

Снег тоньше стал бумаги.

Ступай, зима, и не ворчи!

Весь воздух полон звону,

И гнёзда мастерят грачи,

И каркают вороны.

П. Радимов

 

Ярость весенних красок

Самый белый снег всё-таки, наверно, весенний снег, когда его подожжёт солнце. Так сияет атласно, так полыхает и слепит, что слезу выжимает.

Лес весь в потоках, солнца. От сосен, от елей, от берёз синие тени на белом снегу. А то и такое странно-удивительное сочетание: синий столб от сосны и рядом золотая полоса солнца. Кажется, еще мгновение, и эта горячая полоса прожжёт снег до самой земли. Стою, поражённый, и слышу, как в глубине души зарождается музыка. Музыка весны.

Поречный луг весь в сияющем разливе снегов. Как же ярки на снегу кусты рыже-зелёных лозняков! Кто-то живой в лозняке бубнит взахлёб? Вроде бы знакомый голос…

Здравствуй, ручей! Смелый же ты, однако! Первым пустился в путь и уже сумел пробиться до старшей сестрицы – лесной речки.

(По В. Бочарникову)

 

Весна

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней - царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,

Теплых ливней и лучей,

И чиликанья, и пенья!..

Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,

Улыбнулась лишь - и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты!..

Да найдут и по оврагам!

Вон - уж пчел рои шумят,

И летит победным флагом

Пестрых бабочек отряд!

(А. Майков)

Пришла весна

Звонкой барабанной дробью отметил приход весны в лес дятел. Высоким и голубым стало небо. Ярче солнце. Длиннее день.

Еще в середине марта прилетели скворцы и грачи. У них начались заботы по строительству гнёзд. Скворцы выдворяют из своих прошлогодних квартир воробьёв. Возле скворечников шум и гам. Сороки тоже возводят жилища. Галки ломают с деревьев и таскают в гнёзда небольшие веточки.

(По Ю. Цейтгамель)

***

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

(Е. Баратынский)

В лесу

Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы.

Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям. Соки наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы.

(По Г. Скребицкому)

Март-протальник

Март у матери-зимы

Шубу снял,

И проталинками он засиял,

И капелью заплясал в тишине.

Петушок нам прокричал о весне.

И в свете дней, во тьме ночей

Вдруг пашня задышала,

На оперение грачей

Похожей пашня стала.

Гляжу, ликуя, в синеву

И в гости к нам грачей зову.

(Мария Сухорукова)

 

Литература:

1. Хрестоматия для дошкольников/ Сост. Н.П. Ильчук. М., 1998.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2004.

3. Нефедова Е.А., О.В. Узорова «200 текстов для внеклассного чтения».

4. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко "Развитие".

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь