Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Игры и упражнения на дифференциацию звуков

Дата публикации: 2020-04-22 09:11:25
Статью разместил(а):
Мусягина Елена Николаевна

Игры и упражнения на дифференциацию звуков

Автор: Мусягина Елена Николаевна

 

«Чья песенка?» или  «Угадай, кто (что) это был(о)»

Детям предлагаются картинки - образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова — мычит: м-м-м, тигр — рычит: р-р-р, жук: — жужжит ж-ж-ж). Педагог длительно (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку. 

«Поймай звук»

Предложите ребёнку хлопнуть в ладони, когда услышит заданный звук, из произнесенного взрослым ряда звуков. Например: взрослый произносит: А, О, С, Д, Ш, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит «С».

Усложнение 1: Из произнесенного ряда взрослым ряда слогов: ША, ПА, СА, МА, НА, ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог с заданным звуком («СА») 

Усложнение 2: Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук «С» в словах.  Взрослый произносит слова: кот, река, мех, вода, сом и т.д. Ребенок хлопает, когда слышит звук «С»)

«Пианино»

Ход игры: Детям предлагается имитировать игру на пианино и одновременно произносить ряд слогов: ча-ща, що-чо, чу-щу, щи-чи, че-ще. ‒ «Запомни и повтори» Ход игры: По образцу взрослого ребёнок пальцами «шагает» по столу и произносит цепочки слогов: ча-ча-ща, ча-ща-ча, ща-ча-ча (то же с гласными О, У, И Э)

«Недовольный Саша»

Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши. 

«Как правильно сказать?»

Взрослый имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный. 

«Будь внимателен»

Перед ребенком раскладывают картинки (и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный. 

«Найди лишний слог» 

Взрослый произносит несколько слогов, например па-па-па-ба. Ребенок должен определить, какой слог лишний: здесь лишний слог (ба). 

Затем слоговые ряды усложняются, например: Ка-га-ка-ка. Ва-ва-фа-ва. Са-са-зы-са и т.п. 

«Незнайка запутался»

Педагог рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Педагог предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет взрослый). 

«Придумай слово»

Педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.). 

«Чем отличаются слова». 

Педагог предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф.  Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

«Собери слова»

Ход игры: Логопед предлагает детям добавить слог: — ча или — ща: бороди.., пи.., све.., гу.., ку.., да.., ро.., добы..; — чи или — щи: встре.., зада.., мя.., пла.., ре.., ча..; — чик или — щик: бан.., пла.., кладов.., паль.., зай.., пон.., маль.., сигналь…

«Разложи картинки»

Ход игры: Детям предлагаются картинки, в названии которых есть например: звуки [ч] — [щ]. Логопед просит детей помочь Незнайке навести порядок и убрать все предметы по своим местам. Картинки со звуком [щ] — в ящик, а со звуком [ч] — в чемодан. 

«Лишнее слово». 

Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных: 

канава, канава, какао, канава; 

утенок, котенок, утенок, утенок; 

ком, ком, кот, ком; 

минута, монета, минута, минута; 

винт, винт, винт, бинт; 

буфет, букет, буфет, буфет; 

дудка, будка, будка, будка и т.д. 

«Лишнее слово» (второй вариант).

Взрослый произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные: 

мак, бак, так, банан; 

сом, ком, индюк, дом; 

лимон, вагон, кот, бутон; 

мак, бак, веник, рак; 

совок, гном, венок, каток; 

пятка, ватка, лимон, кадка; 

ветка, диван, клетка, сетка; 

каток, моток, дом, поток и т. д. 

«Мое слово». 

Педагог предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное: 

картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка; 

картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток; 

картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д. 

«Поэт»

Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных: 

Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные... (перина, подушка, рубашка). 

Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу). 

От грязнули даже стол Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал). 

Две сестрички, две лисички Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку). 

Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик). 

Говорила мышка мышке: До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки) 

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису, белку). 

Опустела мостовая, И уехали... (автобусы, трамваи, такси). 

Катя Лену просит дать Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу) и т. д. 

«Расставь по местам». 

Педагог читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются. 

Я тебе задачу дам — все расставить по местам: 

- Что скатали мы зимой...? - Что построили с тобой...?-  На крючок в реке попал...?-  Может все, хоть ростом мал...? 

Слова для выбора: дом, ком, гном, сом. 

- Я опять задачу дам — все расставить по местам: 

- Что стащил игривый кот...? - Детям мамочка плетет...?-  С гор спускается, течет? - Что за скользкий, ровный лед...? 

Слова для выбора: каток, поток, венок, моток. И т.д. 

«Озорные звуки»

Педагог читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно: 

Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку). 

Русская красавица Своей козою (косою) славится. 

На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры. 

Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!” 

Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки. 

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки). 

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей). 

Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки). 

«Исправь ошибки взрослого»

Ход игры: Логопед: я могу говорить неправильно, вы слушайте внимательно. Если я ошибаюсь — исправьте меня. Лещо из овочей. — Лечо из овощей. Девощка ищет чипчики для ногтей. — Девочка ищет щипчики для ногтей. Ущительница ущит нас щитать. — Учительница учит нас читать. Бабушка пещёт пирожки с овочной ничинкой. — Бабушка печёт пирожки с овощной начинкой.

«Повтори предложение с разной интонацией»

Ход игры: Я произнесу предложение. Вы его повторите. К каждому слову в предложении надо задать вопрос. Кто из вас скажет правильно? Щенок чистит щёткой щенка. Гонщики мчатся вокруг площади. Кощей в пещере над златом чахнет. Щенок чистит щёткой щенка. Щенок чистит щёткой щенка. Щенок чистит щёткой щенка. Щенок чистит щёткой щенка.

«Конкурс говорунов»

Ход игры: Сегодня у нас конкурс говорунов. Вы будете рассказывать друг другу скороговорки со звуками [ч] — [щ]. Выиграет тот, кто быстрее и без ошибок проговорит свою скороговорку. В роще щебечут стрижи, Чечётки, щеглы и чижи. Два щенка, щека к щеке, Щиплют щётку в уголке. Волки рыщут, пищу ищут. Чешуя у щучки — щетинки у чушки. Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас. Дрессировщик в клетке хищников Щедро поощрял «отличников».

«Расскажи стихотворение своими словами»

Ход игры: Послушай стихотворение и расскажи его так, как ты его запомнил своими словами.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь