Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Педагогический совет «Познавательное развитие дошкольников»

Дата публикации: 2020-10-27 17:13:37
Статью разместил(а):
Шмурыгина Елена Юрьевна

Педагогический совет «Познавательное развитие дошкольников»

Автор: Шмурыгина Елена Юрьевна

 

Цель: систематизация знаний педагогов по познавательному развитию дошкольников, совершенствование педагогического мастерства.

Повестка:

1.     Теоретическая часть «Познавательное развитие дошкольников» (ст воспитатель.);

2.     Деловая игра «Пятью пять» (старший воспитатель);

3.     Конкурс для педагогов(старший воспитатель)

4.     Проект решений педагогического совета. (зав. ДОУ)

Литература: Н.В. Елжова. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ: практическое пособие для старших воспитателей. – Ростов – н/Дону; Феникс, 2008., Н.Ф. Дик.Педагогический совет в ДОУ/ Ростов – н/Дону: Феникс, 205., С.В. Чиркова. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2009.

Ход педсовета

1. Теоретическая часть.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе, она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаряпроцессом ощущения, восприятия, а так же памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного  мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения

Познание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира. Познать – постигнуть, приобрести знание о чем-либо, о ком-нибудь.

Познание – это сложное образование, в котором можно выделить два компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Сюда относятся:

- что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;

- как получает ребёнок информацию, т.е. речь идёт о способах познания и средствах познания;

- как ребёнок перерабатывает информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д.

Информация рассматривается  как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. У взрослых и детей отношение к ней вторично.  Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нём знаний, представлений, опыта. У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них отношение – первично, а информация вторична. Они всегда готовы познавать то к чему  хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

В течение жизни человека процесс познания проходит разные этапы развития. Так любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, которая помогает ему на первых порах адаптироваться к новым условиям жизни. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире

Познавательная самостоятельность имеет три составляющие: мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной деятельности); содержательно-операционный (владением ребёнком системой ведущих знаний и способов обучения); волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить обучающимся для разрешения учебной задачи в ходе познавательной деятельности).

Основные требования к организации активного учения следующие: чтобы программный материал становился предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребёнка; чтобы средства активизации обеспечивали не общую, постоянную активность обучаемых на занятии, а активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Средства активизации тогда достигнут необходимого результата, когда отбор их будет осуществляться в соответствии с конкретной целью каждого этапа познания, и они будут воздействовать на каждый компонент обучения.

Познавательная активность позволяет ребёнку с интересом воспринимать и понимать окружающий мир, т.к. познавательная активность детей напрямую зависит от того насколько правильно подобрано содержание активизации познавательной активности.

Важный компонент активизации, влияющий на познавательную активность – это наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Дьяченко О.М. считает, что в содержании активизации познавательной активности входят регулярно проводимые с детьми занятия, которые стимулируют активное познание нового.

Воспитатели знакомят с особенностями познавательного развития дошкольников своей возрастной группы.

В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:

- знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

- установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;

- формированию положительного отношения к миру.

Достигнутый к 4 годам уровень психического развития позволяет ребёнку сделать ещё один важный шаг в познавательном развитии – дети 4 -5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это сложное занятие для маленького ребёнка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает желание разобрать «завалы» полученных знаний о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребёнок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребёнка

На 5-ом году жизни у детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям. Ведь интерес к какому-либо объекту пробуждает в ребёнке желание больше узнать о нём.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Познавательному развитию детей способствуют такие формы организации обучения, которые учитывают их возрастные возможности, а также предусматривают варианты решения познавательных задач, что позволяет каждому ребёнку реализовать свои индивидуальные способности. Дети постепенно овладевают новыми способами действия, ошибки при этом неизбежны. Педагог должен с пониманием и уважением относиться к поискам правильного пути.

На занятиях и в повседневной жизни педагог сообщает детям знания о разных сторонах окружающего мира. Передавая эти знания, педагог стремится не только расширять их объём, но и вызывать интерес к самому процессу познания, воспитывая любознательность. Для этого очень важно побуждать детей к тому, чтобы они почаще задавали вопросы «кто такой?», «что такое?», «почему?», «а что дальше?». Ведь познавательный интерес становится основной мотивацией, движущей детьми, способствующей заниматься, внимательно слушать рассказы и объяснения педагога, а затем и самому стремится к поиску ответов на бесконечные «почему?»

Так формируется умственная активность, и вместе с ней – волевое усилие, сосредоточенность, способность преодолевать трудности в овладении знаниями, в запоминании информации и умение активно использовать приобретённые знания в самостоятельной деятельности.

Особая работа проводится с детьми, проявляющими скованность, неуверенность на общих занятиях, в присутствии сверстников. Находясь «один на один» с педагогом, ребёнку легче преодолеть свой недостаток, а педагогу, в свою очередь, вступить в общение с ним. В таком свободном общении и ребёнок становится активнее, и педагогу легче поддержать его.

Таким образом, расширение знаний является средством формирования любознательности, побуждающей к умственной активности, которая становится мотивом к появлению настойчивости, сосредоточенности, развитию интереса к процессу обучения.

 Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Мотивация – совокупность всех мотивов, побуждающих к достижению цели.

Как подчёркивают многие педагоги и психологи, развивать положительное отношение к познанию, познавательный интерес к окружающей действительности нужно уже в дошкольном возрасте.  Это может осуществляться через поощрение присущей детьми любознательности, связанной потребностью в новых впечатлениях.  Проявляться детская любознательность может в форме многочисленных детских вопросов. Отвечая на задаваемые детьми вопросы, поощряя их возникновение, можно постепенно перевести детскую любознательность в стойкую потребность в узнавание нового, которая сможет в дальнейшем направлять деятельность ребёнка.

Одним из путей специализации целенаправленного развития любознательности детей может являться, например, создание условий для детского экспериментирования (Н.Н. Подьяков). Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к их открытию, обнаружение общего в конкретных проявлениях действительности.

Полезно с точки зрения развития интереса детей расширение их представлений об окружающем с помощью художественной литературы, наблюдений, специальных бесед.

Всё это создаёт базу для дальнейшего углубления знаний.  Ведь интерес как раз и возникает там, где у ребёнка уже есть какие – то знания, но они ещё недостаточны, неточны, их очень мало, и новые сведения об окружающем дополняют ранее известное.

Ещё одну возможность появления познавательного интереса содержат регулярно проводимые с детьми занятия.

Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче – условие развития познавательных интересов.  Поэтому взрослый, ставя перед собой цель развития познавательной мотивации, познавательных интересов детей, должен сделать ситуацию, в которую включена познавательная задача, осмыслённой для них, а, следовательно, создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.

1. Деловая  игра «Пятью пять»

Правило игры: Каждой команде по очереди предлагается выбрать одну из тем. Затем ведущий задаёт вопрос из данного сектора. Время на обдумывание 15 секунд. Ответ от имени всей группы даёт один из  участников, при этом помните, что в слове правильного ответа должно быть только пять букв. При неправильном ответе вопрос переходит к следующей команде.

итература

Искусство

спорт

география

история

- сказка о пользе коллективного труда? (Репка)

- слепой странствующий певец – один из древних сказителей? (Гомер)

- сказочная соседка, боровшаяся за братскую любовь? (Герда)

- Литературный революционер-канатоходец? (Тибул)

- лошадь для поэта (Пегас)

- танец на пальцах? (балет)

- Ариозная кричалка? (опера)

- Простыня, за просмотр которой платят деньги? (экран)

- Город в Ивановской области, известный на весь мир своими росписями? (Палех)

- Ансамбль из девяти человек? (Нонет)

- Подколка фехтовального противника? (выпад)

- небольшой резиновый плоский диск чёрного цвета? (шайба)

- спортивный каюк, кранты, амба, конец? (финиш)

- спортивная королева мужского пола? (ферзь)

- очень гладкое место для «коровьего танца» (каток)

- Самая большая лужа? (океан)

-  чёрное золото? (уголь)

- всеобщий зверинец? (фауна)

- река, протекающая через восемь стран (Дунай)

- корабельный радостный крик (земля)

- уменьшенный прототип гильотины? (топор)

- конный Дон-Жуан с кивером? (гусар)

- самая весёлая из муз, обожаемая женщинами? (Талия)

- русский Иванушка, ставший царём? (Иоанн)

- праздничные цветы на небесах? (салют)

 

2. Конкурс «Самый Смекалистый».

1. Что общего между Шерлоком Холмсом, И. Сталиным и Р. Хасбулатовым. (трубка);

2. Сплюснутый квадрат. (ромб)

3. Скрипичный, водяной, замочный … (ключ)

4. Общее между деревом, книгой и венгерской музыкой? (Лист)

5. Балерина и курильщик. Что общего? (пачка)

6. Учёный, увидевший насквозь всё человечество? (Рентген)

7. Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон)

8. Русский государь, в чьё правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Пётр 1).

9. Какой узел нельзя развязать? (железнодорожный)

10. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (якорь).

По итогам педсовета можно сделать вывод: в младшем возрасте воспитатель – источник информации; в старшем – создаёт условия и руководит познавательной деятельностью.

 

Памятка для педагогов

«Формирование устойчивых познавательных интересов»

Развитие познавательных интересов у дошкольников

Создание условий ребенку для его активных действий

Разнообразить образовательную деятельность

Вовлечение в процесс самостоятельного поиска материала

Показать ребенку нужность, важность учебного материала (личностный смысл)

Постановка вопросов проблемного характера

Предлагать задания трудные, но посильные

Планировать достижение результата

Положительно оценивать действия ребенка

Предлагать эмоциональный материал.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь