Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Основные этапы по исправлению звукопроизношения

Дата публикации: 2020-12-14 12:58:07
Статью разместил(а):
Бодрова Наталья Сергеевна

Основные этапы работы по исправлению звукопроизношения

(из опыта работы)

Автор: Бодрова Наталья Сергеевна

 

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные /к,г,х/. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое / частичное/, мономорфное. У других детей нарушается одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящих и заднеязычных или свистящих, сонорных и звонких. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное /диффузное/, или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

1. Искаженное произношение звука /р – горловое/

2. Отсутствие звука в речи ребенка /«коова» - корова/

3. Замена одного звука другим/«колова» - корова/.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Подобные нарушения называются фонетическими. Дети при этом нарушении не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится нечетко, но это не влияете на смысл слова.

Причиной замены звуков обычно бывает недостаточная сформированность фонематического слуха  или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителями /ш/с/.

Подобные нарушения называются фонематическими, при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова /лак-рак, ложки-рожки/.

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой – искажаются. Например, свистящие с,з,ц заменяются, звуками т,д /собака – «тобака», зайка – «цайка», цапля – «тапля»/, а звук /р/ искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Исправление звуков производится поэтапно. Обычно различают 5 этапов и в зависимости от нарушений у ребенка требуется и разное количество этапов /от 3-ех до 5-ти/.

Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т.е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

 

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

1. Формирование движений органов артикулярного аппарата, осуществляется в основном через, артикулярную гимнастику. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка; т.е. необходимо выявить, что и как нарушено.

2. Одновременно отрабатывается мелкая моторика рук. Обычно у тех детей, у которых недостаточно сформирована артикуляционная моторика, бывает также недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук. Для ее проверки используется следующие упражнения:

- одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх то ладонями, то тыльной стороной.

- кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать.

- положить кисти обеих рук на стол – ладонь левой руки сжимать в кулак, а правой – раскрывать, затем одновременно менять эти положения.

- поочередно прижимать большой палец руки ко всем остальным /«здороваться»/, при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками.

- последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.

- «сделай бинокль» - соединить большой палец с указательным.

- «сделай плетень» - соединить кисти рук тыльной стороной /локти стоят на столе/, и переплести пальцы одной руки с пальцами другой.

- это могут быть настольные дидактические игры: «Мазайка», «пирамидки»; игрушки: юла, дюймовочка, шарманка, колечки; различные игры с пальчиками; игры на застегивание и расстегивание.

3. Выработка мимической мускулатуры:

- надуть щеки

- втянуть щеки (поцелуй маму)

- сморщить нос (без губ)

- поочередное закрывание глаз

- поднимание бровей (удивиться)

- сведение бровей (нахмуриться)

4. Отрабатываем направленный ротовой выдох. Выработка которого проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.

- сдуй с поднесенной ко рту ладони ватный шарик /снежинку и др./.

- дуть на лежащий на столе карандаш так, чтобы он покатился.

5. Не забывать естественный акт:

- питание: давать твердую пищу/морковь, яблоко, сушки, печенье и т.д./.

Необходимо научить есть не кроша.

- полоскание рта.

6. Работа над опорными звуками в слогах, словах и фразе

-И                                          -Т                                   -Т

С                                         Ш                                      Л

-Ф                                          -С                                  -Ы

-Д                                            -Ц

Р                                           К

-С                                            -Т

Это дает развитие артикуляционного аппарата и создание определенной артикулемы:

Помогает уточнить понятия о слове и предложении; развить фонематический слух. Учим детей умению слушать и воспроизводить правильно:

- структуру слова

- окончание

- темп.

К следующему этапу нужно переходить тогда, когда ребенок легко будет выполнять движение и удерживать в нужном положении орган, необходимый для произнесения данного звука.

 

II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА

Цель этого этапа - добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса /для сонорных и звонких/, отработка произношения изолированного звука.

Различают такие способы постановки звука:

1. По подражанию (звукоподражание «с» - «насос», снег под ногой скрипит, водичка течет).

2. Механический /ложка, спичка, собственный палец/.

3. Обходной путь /через другой звук/.

4. Смешанный путь /и через другой звук и с механической помощью/.

Этот этап можно будет считать законченным тогда, когда ребенок в любое  время по вашей просьбе произнесет поставленный звук.

III. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА.

Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоге, слова, предложения, во фразовую речь.

1. В слогах закрепляем согласный с гласными

          А

          Ы

 С      О       а/ в прямых слогах

          У

А

Ы       С        б/ в обратных слогах

О

У

А                А

Ы      С      Ы

О                О

У                У

                  ТА

                  ПА    г/ со стечением согласных /берутся те согласные, которые не нарушены у ребенка/

                  КА       

С               МА

                  НА

 

Автоматизацию звука в слогах лучше проводить, в виде игровых упражнений: «Здравствуй пальчик!», «Поиграй на пианино», «Закончи слово».

2. С отработанными раннее слогами нужно придумать слова, проговорить их по 4-5 раз с выделением автоматизируемого звука, чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно подобрать картинки, а лучше всего нарисовать их на глазах у ребенка /можно по трафарету/.

Например, педагог говорит:

- Я сейчас нарисую сссанки, что я нарисую?

- сссанки.

- что я рисую?

- ссанки

- что я нарисовала?

- ссанки

- какое слово мы напишем под картинкой?

- санки

- что ты дома будешь раскрашивать?

- ссанки.

Такая работа способствует активизации словаря ребенка, развитию фонематического слуха, формированию навыков звукового анализа слова. При подборе слов надо следить, чтобы в составе слова не было звуков, которые ребенок произносит неправильно.

3. Автоматизация звука в предложениях

проводится на базе отработанных слов. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизированный звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки. Сначала педагог придумывает предложение, а ребенок повторяет его. Затем ребенок диктует предложение, а взрослый записывает его в тетради под картинкой.

4. Автоматизация во фразовой речи.

Можно подобрать соответствующий материал /потешки, чистоговорки, стихи... /. А можно вместе с ребенком придумать рассказ с теми самыми картинками. Например:

Саня в саду катался на санках. Устал, сел на свои сани. И в этот момент он увидел сапог под сосной и сову на сосне. «Сова, сова, скажи, кА мне попасть домой? Устал я!».

А сова Сане в ответ: «влезь в сапог и спой: «Сапог, сапог, отнеси меня домой!».

Далее, если у ребенка нарушение фонематическое, то работа над звукопроизношением продолжается.

У детей, которых фонематические нарушения, на этом этапе можно закончить работу.

 

IV. Дифференциация звуков.

Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам.

Эта работа идет поэтапно:

- изолированное произнесение

- в слогах

- в словах

- в самостоятельной речи

На этом этапе работа должна идти по 2-м признакам потому, что в акте речи участвуют как речедвигательные анализаторы, так и речеслуховые.

по моторным     по акустическим /на слух/ 

 

ИЗОЛИРОВАННО

1. Дети отличаются по артикуляции  «С»- свистит

один звук от другого «С» - губы в

улыбке струя холодная

«Ш» - губы округлые     «Ш» - шипит

струя теплая

по моторным            по акустическим_________

 2. Показ символов в разнобой у детей символы логопед, за экраном                                  

«С» - насос        произносит: «с» - «ш»

«Ш» - шина, а дети произносят 

Дети показывают символы.

В слогах

1. Логопед показывает символ, а дети произносят слог.

Логопед за экраном проговаривает слоги, а дети показывают символы.

«са» - «ша»

2. Если ребенок читает можно ему их написать.

Логопед произносит за экраном, а ребенок пишет.

В словах

У детей по 2-а символа он сам называет слово и приставляет к нему символ.

Логопед за экраном называет слово, и поднимают символ.

В предложениях

У детей по 2-3 картинки по ним они составляют предложение.

Логопед говорит предложения, а дети называют слова.

Можно дать картинки – действия с названием звуком «с» или «ш».

Если ребенок сам составляет предложения, пересказывает рассказы и при этом правильно употребляет звуки, значит, звуки введены во фразовую речь. Этим этапом можно закончить работу с детьми, имеющими фонематические нарушения /замена, смещение звуков/.

 

V. Введение звука в речи. 

Содержание работы: подбираются сюжетные картинки, стихи, сказки, рассказы, насыщенные звуками, обязательно правильно произносимыми ребенком. Этот этап нужен детям с более сложным дефектом: дизартрия, алалия.

 

Литература:

1. «Воспитание у детей правильного произношения». М.Ф.Фомичева. М. «Просвещение» 1989г.

2. По материалам лекций М.Ф.Фомичевой «Основные этапы работы по исправлению звукопроизношения»

3. «Основы логопедии». Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. М. «Просвещение» 1989г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь