Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Воспитание взаимопомощи у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-01-28 23:54:47
Статью разместил(а):
Ослякова Ирина Сергеевна

Воспитание взаимопомощи у детей дошкольного возраста

Автор: Ослякова Ирина Сергеевна

 

Нравственное воспитание в труде связано с рядом понятий, характеризующих нравственность человека, таких, как товарищество, дружба, доброта, уважение и сострадание. Умение прийти на помощь другому, отзывчивость, чувство коллективизма связаны с уровнем развития самосознания личности.

Простейшие формы взаимопомощи у дошкольников выражаются в сочувствии сверстнику, заботе друг о друге, в чуткости, в проявлении желания помочь в чем-либо товарищу. В более старшем возрасте взаимопомощь дошкольника основывается на осознанном принятии им общественных мотивов совместной деятельности, ответственном отношении к трудовым обязанностям. Например, дети способны оказывать друг другу помощь для успешного выполнения порученного им задания.

Первоначальные представления детей о взаимопомощи складываются под влиянием отношения родителей к трудовым обязанностям в семье, отношения окружающих взрослых к труду и друг к другу в процессе трудовой деятельности. Дошкольники рано начинают чувствовать заботу родителей, братьев и сестер, заботу сотрудников детского сада о детях и т.п. Но далеко не все дети помогают друг другу даже тогда, когда, казалось бы, имеют об этом достаточно знаний. Нередко представления детей о взаимопомощи ложны. Например, ребенок считает, что нужно помогать в тех случаях, если в ответ помогают ему, если это выгодно ему лично («Я помогаю Коле, потому что он мне приносит конфеты").

У детей младшего дошкольного возраста возможно формирование следующих представлений: родители помогают друг другу (папа ходит в магазин за продуктами, мама готовит обед, они вместе убирают квартиру, заботятся о своих детях); взрослые в детском саду также помогают друг другу (воспитатель занимается, играет с детьми, няня убирает, кормит детей, дворник подметает участок - все вместе они заботятся о детях); дети помогают родителям, взрослым в детском саду, друг другу (маме можно помочь вытереть пыль, подать на стол хлеб и т. п.; в детском саду надо помочь накрыть на стол, разложить ложки, убрать игрушки и т. п.; своим товарищам следует помочь одеться, раздеться, застегнуть пуговицы, аккуратно сложить одежду). Малыши усваивают также представления о том, что все вокруг — и взрослые, и дети — помогают друг другу. Взрослых и детей, которые помогают другим, называют добрыми, заботливыми, хорошими, их все любят.

У детей среднего дошкольного возраста представления о взаимопомощи расширяются. У них уже формируются представления об общественной значимости труда, о том, что все взрослые помогают друг другу в труде; углубляются те представления, которые они получили в младшем возрасте.

Параллельно с понятием о взаимопомощи у детей складываются представления о добросовестном отношении к труду, бережном - к результатам труда.

Представление о добросовестном отношении к труду у детей дошкольного возраста сводится к следующему: при выполнении трудовых заданий надо уметь отказаться от своих желаний, делать не только то, что хочется в данный момент, а то, что надо (необходимо) для других, для сверстников группы (имеется в виду воспитание у детей способности к самоограничению); надо честно относиться к труду, справедливо оценивать свои поступки, свое отношение к труду.

Представления о том, что надо трудиться, любить труд, помогать друг другу, окружающим взрослым, выполнять трудовые поручения, бережно относиться к игрушкам, своей одежде и т. п., полученные в младшей группе, углубляются в средней группе.

Воспитывая у детей добросовестное отношение к труду, нужно прежде всего говорить с ними о честном выполнении порученного дела, умении доводить его до конца; учить их справедливо распределять обязанности; работать аккуратно, старательно. Дети узнают о том, что при выполнении ими каких-либо поручений нельзя хитрить, пытаться избежать работы, переложить свое дело на товарища, отказываться от неинтересной, на их взгляд, работы. Понятия «совесть»,  «добросовестность»  сложны для детей, но вместе с тем известно, что дошкольникам свойственны проявления чувства стыда, совести, сочувствия, ответственности, долга, личного достоинства и др.

Ребенок как социальное существо с первых дней жизни находится в окружении людей и развивается под влиянием их отношений к жизненным фактам, друг к другу и лично к нему. Очень рано он слышит от взрослых слова можно, нельзя, сталкивается с одобрением или порицанием со стороны взрослых. В этих можно, нельзя, являющихся первоначальной формой предъявления требований к поведению ребенка, заключены для него правила добросовестного отношения к деятельности.

Методы и приемы воспитателя в работе над представлениями о взаимопомощи формируются на основе отзывчивости, сочувствия, готовности отозваться на переживание другого, зарождения ответственного отношения к делу. Если ребенка младшей группы только приобщают к оказанию помощи другому, воспитывая сочувствие, отзывчивость, то у детей среднего дошкольного возраста на основе полученных представлений формируется внутренняя готовность к оказанию помощи другому.

В момент достижения результата: оценка (в разных формах); сравнение результатов; придание любому достигнутому результату общественной значимости; привлечение к оценке других взрослых. В детских дошкольных учреждениях уделяется большое внимание воспитанию у детей эмоционально-положительного отношения к труду. Процесс этот зависит от развития моральных представлений дошкольников.

При формировании у детей моральных представлений о труде необходимо учитывать, что на развитие эмоционально-положительного отношения к труду большее влияние оказывают их знания об отношении людей к труду, чем о процессе труда, орудиях производства. При этом сами условия формирования представлений должны вызывать у ребенка определенное отношение к труду. Одним из таких условий является эмоциональный фактор.

В дошкольном возрасте дети уже усваивают некоторые представления о морали, о том, что нужно уважать труд взрослых, бережно относиться к результатам их труда, что окружающим нужно помогать в труде, добросовестно выполнять трудовые поручения, дежурить.

Дошкольники получают первые представления о трудолюбии и лени, знают по сказкам, что лень наказывается, что ленивый часто попадает в смешное положение, теряет все, к чему стремился. Народные поговорки и пословицы о труде, с которыми знакомится ребенок, формируют у него представления об отношении к труду. От родителей и других взрослых он узнает о том, как нужно относиться к труду, каким быть в труде, т. е. получает определенные моральные представления, связанные с деятельностью. Несмотря на это, с одной стороны, моральные представления у детей зачастую неточны, недостаточно развиты или вовсе отсутствуют, что отрицательно сказывается на их нравственном развитии, с другой — даже достаточно высокий уровень моральных представлений о труде не всегда соответствует поведению детей, их поступкам. Очевидно, причину таких противоречий нужно искать в том, какие средства, методы и приемы использовались при формировании у детей моральных представлений, способствующих развитию у них эмоционально-положительного отношения к труду.

Развитие моральных представлений о труде тесно связано с развитием у них умения оценивать работу другого и свою собственную. Правильная оценка свидетельствует о наличии у ребенка моральных представлений, связанных с трудом.

К концу дошкольного возраста ребенок оценивает свои поступки, поступки и нравственные качества окружающих его людей с точки зрения тех норм и правил, которые он усвоил, о которых имеет четкие представления. Так как это требует определенного уровня трудовых умений, самостоятельности. Однако отдельные случаи оказания помощи друг другу можно наблюдать. Воспитатель обращает внимание на такие положительные проявления детей, поощряет их, а иногда и специально создает определенные ситуации. Например, нужно всем вместе собрать кубики в ящик и отнести на место (сложить одному можно, а отнести — тяжело). Здесь важна оценка педагога: «Один бы ты не сделал, вместе легче, всегда так делайте».

Когда у детей накопится какой-то опыт проявления взаимопомощи, можно знакомить с правилом: работать нужно дружно, помогать друг другу. Это правило будет обязательным для детей средней группы, но вводить его нужно уже в младшей группе, чтобы поддерживать хорошие стремления детей, постепенно формировать у них верные представления о взаимоотношениях в процессе совместной деятельности.

Важно, чтобы вводимые правила были для детей привлекательными и естественными, чтобы они видели в них необходимость. Так, в приведенном выше примере дети были поставлены в ситуацию, когда без помощи друг друга они не смогли бы выполнить задания. В оценке действий ребенка воспитатель старается подчеркнуть их положительное значение: «Хорошо, Алеша, что ты помог Саше, он бы без тебя не справился».

Во время организованной деятельности, в повседневной жизни воспитатель закрепляет представления детей об этом правиле. Можно использовать для этой цели игровые приемы, ситуации-загадки. Например, воспитатель приносит зайчика (игрушка или персонаж кукольного театра). Тот здоровается с детьми и просит его научить, как надо поступить. «Что же у тебя случилось, Заинька?» — спрашивает воспитатель. «Я набрал полную корзину морковки, а донести не могу, что мне делать?» — «Что же делать зайчику?» — задает вопрос педагог. Дети предлагают свои варианты ответов, воспитатель подводит их к выводу, что зайчику нужно помочь принести морковку и угостить всех ребят.

Формированию представлений о взаимоотношениях в процессе труда помогает и наблюдение с детьми за трудом взрослых. Этот метод в младшей группе не является ведущим, так как дети этого возраста больше обращают внимание на действия взрослых, чем на их взаимоотношения. При наблюдении воспитатель должен подчеркнуть именно эту сторону, показать, что взрослые много и быстро делают все потому, что работают дружно, помогают друг другу. Педагог обращает внимание детей на пользу труда взрослых для всех, на радость, которую доставляют результаты труда взрослых всем: чисто вымытая комната, хорошо приготовленный обед, красиво сшитое платье и т.д. Он так организует последующую деятельность детей, чтобы они научились бережно относиться к результатам чужого труда: старательно вытирали ноги, не проливали воду при умывании, аккуратно ели, не сорили, не ломали игрушки, не рвали книги и т.д.

Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь