Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Мастер-класс "Путешествие в экологию"

Дата публикации: 2021-03-02 18:57:58
Статью разместил(а):
Цебенко Елена Ивановна

Мастер-класс «Путешествие в экологию»

Автор: Цебенко Елена Ивановна

МКДОУ "Д.с № 401"

 

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установления тесного сотрудничества между педагогами. 

Задачи приоритетной ОО:   

Обучающие: Уточнить знания  о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания. 

Развивающие: 

  • Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений. 
  • Расширить знания детей о животных, птицах и растениях занесенных в Красную книгу Ставропольского края. 
  • Развивать   у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. 
  • Развивать продуктивную деятельность . 
  • Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора детей. 
  • Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке. 

Воспитывающие: 

  • Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам. 
  • Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе. 

Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, ноутбук, сундучок, фломастеры, конверты с ситуациями, пословицами, ромашка, доски, картинки живой и неживой природы, фонограммы к песням, материал  для  изготовления тюльпана. 

Подготовка к Мастер-классу: 

1. Подобрать высказывания и афоризмы  о природе. 

2. Подготовить презентацию опыта. 

4. Записать фонограммы песен  о  природе. 

5. Подготовить  конверты с заданиями. 

6. Картинки живой и неживой природы. 

7. Игра:  Ромашка.  

8. Кроссворд «Лекарственные  растения».

9. Материал для изготовления тюльпана. 

Ход  мастер-класса

Вступительное слово: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Путешествие  в Экологию».

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её, установить более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Я поделюсь опытом   работы по экологическому воспитанию  детей. 

Экология – это наука об отношениях растительных и животных  организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой. 

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. 

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. 

"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. 

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: 

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); 

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ; 

- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её). 

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. 

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. 

1. Презентация педагогического опыта. 

Предлагаю вашему вниманию презентацию из опыта работы «Формирование нравственно-экологической позиции детей дошкольного возраста». 

2. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми. 

Для того, чтобы было удобно нам сегодня общаться вы разделились на три команды. Цветные листочки будут означать название вашей команды. 

А сейчас предлагаю несколько приёмов работы по экологическому воспитанию.     

Разминка - Блиц-вопросы. Отвечаем быстро. 

– Кто на себе дом носит? (Улитка) 

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка) 

– У какого зверя куст на голове? (лось). 

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб) 

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы? 

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти) 

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать) 

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта) 

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.) 

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка) 

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка) 

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла). 

– Какое животное называют “кораблём пустыни” 

1. Д/И: «Собери правильно».

Словно крыша над землею, Голубые небеса 

А под крышей голубою – И поляны, и цветы, И, конечно, я и ты! 

Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир какой природы? (живой природы и мир неживой природы). На досках картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны их разделить . 

Для этого задания я приглашаю команду-зелёных. 

А пока команда работает мы с вами вспомним правила в природе. 

2. Д/и: «Назови правило в природе» (слайд).

Команда готова, пожалуйста назовите, что входит в понятие живая и неживая природа и что было лишнее, а мы проверим.   

Следующее задание для команды жёлтых.

3. Решение педагогических ситуаций. (конверт с заданием у вас на столе) 

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так …». 

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации? 

2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Как вы поступите в данной ситуации? 

А мы пока поиграем. 

Шуточная игра «Концовки обманки».  

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете: 

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая). 

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима). 

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна). 

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый). 

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три). 

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять). 

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел). 

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух). 

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин). 

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна). 

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка). 

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова). 

Пожалуйста читайте ситуацию и объясняйте. А сейчас для всех. 

5. Музыкальная пауза. 

Предлагаю послушать фрагменты из песен о природе и назвать песню («Урожайная», «Если добрый ты», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Падают, падают листья».

6. Творческое задание.  

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое  для команды-красных. В конверте у вас написаны пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы другие команды смогли ее “прочитать”. 

1. Весна красна цветами, а осень пирогами. 

2. Готовь сани летом, а телегу зимой. 

А для  вас. 

Конкурс «Волшебный сундучок» – что находится в сундучке  отгадайте? 

Я и туча, и туман, И ручей, и океан, 

И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода). 

В сундучке то, без чего не сможем жить. Ни есть, ни пить, ни говорить. 

И даже, честно говоря, разжечь не сможем мы огня.(Воздух) 

Ароматические  мешочки «Определи по запаху» (ромашка, мята) они позволяют детям определить запахи лекарственных растений (ароматераппия).

Показывайте, что у вас получилось, а мы постараемся отгадать. 

Я предлагаю вам волшебный цветок Ромашку с интересными фактами по очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов. А знаете ли вы? 

Ромашка: А знаете ли вы?

1) Что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет. 

2) Летучие  мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров. 

3) Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день. 

4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха. 

5) Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли) 

6) Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу. 

7) Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама. 

8) Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт. 

Вот какую интересную и полезную информацию вы получили. 

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд «Лекарственные растения».

Если все слова угадаем, то получим сердечное лекарственное растение. 

1. Травка та растет на склонах И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист, А ее зеленый лист  Нам идет на чай.
Что за травка отгадай - чабрец 

2. Сидит на палочке. В красной рубашке, 
Брюшко сыто, Камешками набито. - шиповник.

3. В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? - рябина.

4. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? Подорожник 

5. Горькая травка, К животу поправка,
И сама душиста, И метёт чисто.  – полынь. 

6. Он "любит - не любит" ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем - ромашка.

7. Он сорняк, он цветок, От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик, Вспомню желтый ... (Одуванчик) 

8. Весной растет, Летом цветет,
Осенью осыпается, Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок, Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. - липа.

9. Возле дома куст растёт, 

Белым цветом он цветёт – 

Будут ягоды на нём, 

Осенью их соберём. 

Хоть на вкус и не малина, 

А полезная ... (калина) 

Ключевое слово - Сердечное средство - боярышник.

А сейчас мы пройдёмся.

По страницам Красной книги Сибири.

Я считаю, что ученые не  зря решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем. 

Давайте вспомним какие животные птицы и растения, занесены в красную книгу Сибири.             

Легенда.А сейчас я хочу рассказать вам одну легенду  об одном цветке. Она пришла к нам из глубокой древности. Говорили, что в золотистом бутоне этого цветка  было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить эти цветы (тюльпаны) только тем, кто испытывает счастье. Ещё об этом цветке говорят, что он приносит удачу. Мы сами любим природу и  воспитываем у детей гуманное отношение к ней. Поэтому я  предлагаю вам сделать этот цветок своими руками  и пусть удача и счастье будут в каждом уголке вашего сердца. 

Изготовление тюльпана из гофрированной бумаги. (Педагоги выполняют задание). 

Заключение.

На этом наш мастер-класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам  успехов  в работе над экологией. Я буду рада, если Вы нашли для себя что-то интересное, познавательное, если у Вас появилась желание ещё больше узнать о природе. Мой совет научитесь верить в себя  и ведите активный поиск самых лучших идей, нас много и мы должны учиться друг от друга и я надеюсь, что мой опыт тоже будет полезен.   Спасибо всем за внимание и участие в моём мероприятии. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь