Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Формирование элементарных математических представлений детей 5-6 лет

Дата публикации: 2021-03-03 10:33:47
Статью разместил(а):
Киселева Ольга Юрьевна

Формирование элементарных математических представлений детей 5-6 лет

Автор: Киселева Ольга Юрьевна

МКДОУ "Д/с 401"

 

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. В современном мире все сферы жизнедеятельности человека обусловлены «математизацией» и «компьютеризацией», именно поэтому математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.

В старшей группе ДОУ ведется работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы - сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору  приемов и средств, проверке правильности его решения.

В старшей группе детей учат считать в приделах 10, продолжая знакомить с цифрами первого десятка. На основе действий с множествами и измерения с помощью условной мерки продолжается формирование представлений о числах до 10. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 происходит на основе сравнения двух групп предметов. Параллельно с показом образования числа детей знакомят с цифрами. Соотнося определенную цифру с числом, воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение цифры, проанализировать его и сопоставить с уже знакомыми цифрами. Дети делают образные сравнения (единица, как солдатик; цифра восемь похожа на снеговика, на матрешку-неваляшку; единица и семь похожи, только у цифры семь есть «козырек» и т. п.). В течение всего учебного года дети упражняются в счете. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. Дети должны научиться отвечать на вопросы: «Сколько?»; «Какой по счету?»; согласовывая при этом числительное с существительным в роде, падеже, числе.

Важной программной задачей, решаемой в старшей группе, является обучение детей измерению. Обучение измерению помогает устранить недостатки в формировании представлений о числе, которые возникают при обучении счету отдельных величин. В старшей группе детей учат измерять с помощью условной меры длину протяжения, объем жидкий и сыпучих тел, переводя количественные отношения в наглядно-представляемые множества. Прежде всего, детей следует познакомить с правилами измерения протяженных величин, жидких и сыпучих тел. Воспитатель показывает и объясняет правила измерения. Процесс измерения разбивается на этапы, каждый из которых повторяется детьми вслед за воспитателем. Обучение детей измерению происходит параллельно с обучением счету. Измеряя различные объекты и откладывая фишки каждый раз, когда мера уложилась полностью, дети начинают понимать процесс образования числа, воспринимать число, как отношение измеряемого к принятой мерке. Так, чтобы узнать, сколько раз мера уложилась в полоске, дети должны посчитать фишки, которые они откладывали при измерении. Пересчитав фишки, дети могут сказать, сколько раз мерка уложилась в полоске.

Измерение становится более интересным и привлекательным для детей тогда, когда педагог вводит различные игровые ситуации, разнообразный наглядный материал.  В средней группе дети уже знакомились с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, кругом, шаром, кубом, цилиндром.

В старшей группе дети познакомятся с новой для них фигурой – овалом. Знакомство с овалом должно происходить на основе обследования фигуры, нахождения разницы между овалом и кругом. В старшей группе у детей начинают формировать представления о четырехугольнике. Четырехугольник – это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками (четыре угла и четыре стороны). Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления с другими фигурами, выделения существенных признаков данной фигуры. В дошкольный период различные геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на распознавание, сравнение, обобщение и классификацию. Цель  заданий – формирование и развитие наблюдательности, умения выделять существенные (важные) признаки предметов, сравнивать два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов, разделять предметы на группы (классифицировать) в соответствии с выделенными признаками.

В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Формирование пространственных ориентировок успешно осуществляется в том случае, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включается ребенок, должны быть занимательными для дошкольников.

В развитии пространственных ориентировок, особую роль играют прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты - одевание, раздевание, дежурства, бытовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в других помещениях детского сада. Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени. Обучаясь в средней группе, дети знакомились с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь).  В старшей группе для детей станет новым усвоение последовательности дней недели.

Важно, чтобы дошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна. На каждом занятии по математике можно отводить 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели. Закрепление и углубление временных представлений можно проводить в игровой форме. При усвоении временных представлений дети, как правило, не испытывают трудностей. Однако умение ориентироваться во времени обеспечивается повседневным соприкосновением с данными понятиями. Поэтому не только на занятиях по математике, но и на других занятиях, и в повседневной жизни воспитателю необходимо задавать детям вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?». Дети старшей группы должны также усвоить, в какой день недели проходит то или иное занятие. Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе.

Дети очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение, которое они получат от занятий умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею. Математические соревнования ценны для развития нравственно-волевых качеств: настойчивости в достижении цели, самостоятельности, активности, находчивости, справедливости при оценки результатов конкурса, доброжелательности, смелости, объективной самооценки.

Развитие элементарных математических представлений это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. От того, насколько качественно будет подготовлен ребенок к школе, зависит его дальнейшее обучение. Математика способствует развитию таких способностей, как память, речь, внимание, мышление, воображение. Формирование и развитие математических способностей у детей – одна из главных задач в дошкольной педагогике. Согласно ФГОС перед воспитателями стоит задача развивать у детей такие качества

как восприятие, мышление, память. Полученные знания, умения и навыки дети смогут применять в различных жизненных ситуациях. Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», развитие познавательных и интеллектуальных способностей. Основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте важно научить ребёнка мыслит логически. Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать, значить связывать между собой разные значения, для того, чтобы в итоге получить ответ на поставленный вопрос.

Положительный результат в виде развития способностей будет возможен лишь при доступности, непрерывности, систематичности, преемственности при изучении элементарных математических представлений. А для развития таких способностей необходимо использовать в своих методиках анализ, сравнение, решение различных логических задач, и применять эти методики в таких формах, как путешествие, игра, демонстрация материала, обучения в повседневных бытовых ситуациях, беседах и самостоятельной деятельности детей. Благодаря использованию различных игр на занятиях, дети с легкостью усваивают математические знания и умения без перегрузок и утомительных занятий.

Формирование математических представлений считается одним из важных вопросов относящегося к воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у него способности, и от того, насколько ему все это будет интересно, зависят его дальнейшие успехи. Ребенок, желающий познать этот мир, каждый день открывать для себя что-то новое, всегда будет стремиться к этому, и это положительно скажется на его развитии.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь