Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Развлечение по познавательному развитию в подготовительной группе «Шахматы - увлекательная игра»

Дата публикации: 2021-10-20 16:04:51
Статью разместил(а):
Михайлова Лидия Владимировна

Развлечение по познавательному развитию в подготовительной группе «Шахматы - увлекательная игра»

Автор: Михайлова Лидия Владимировна 

МДОУ "Детский сад № 3 компенсирующего вида г. Можайска"

 

Цель: 

· Создание условий для овладения детьми старшего дошкольного возраста азам шахматной науки.

Задачи:

- Образовательные:

· Учить детей отгадывать загадки о шахматных фигурах.

· Учить детей работать в команде, подчиняться мнению большинства. 

развивающие

·        Развивать образное, логическое и  ассоциативное мышление. 

·        Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы. 

·        Развивать внимание, память. 

·        Учить высказывать свое мнение.

воспитательные:

·        Воспитывать у детей интерес к игре в шахматы.

·        Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями.

·        Воспитывать у детей целеустремлённость, выдержку, волю, усидчивость.

коррекционные:

·        Развивать связную речь.

·        Учить используя в речи сложные предложения.

·        Обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа: 

·        Рассматривание картинок и фотографий.

·        Беседа об истории шахмат.

·        Загадывание загадок, чтение сказок, разучивание стихов про шахматные фигуры.

Оборудование: 

·        Два стола с загорающимися лампами.

·        Портреты чемпионов мира по шахматам.

·        Презентация «Шахматные фигуры».

·        Шахматы.

·        Разрезные картинки «Шахматные фигуры».

В зал под музыку входят дети и выстраиваются у боковой стены. В центре зала столы с лампами.       

Ведущий: Нас солнца луч смешит и дразнит.

                  Нам нынче весело с утра.

                  Нам лето дарит звонкий праздник

                  И главный гость на нём  - Игра.

                  Она наш друг – большой и умный,

                  Не даст скучать и унывать,

                  Затеет спор, весёлый, шумный,

                  Поможет новое узнать.

     Сегодня у нас необычная игра. Сегодня у нас брейн ринг. Наша игра посвящена шахматам. 

                  Вся в квадратах – белых, черных,
                  Деревянная доска.
                  А ряды фигур точеных – деревянные войска.

                  Люди их передвигают, коротают вечера.
                  Люди в шахматы играют, гениальная игра!

1 ребёнок: Ты, дружок мой, без опаски 

                   Без смущения вступай,

                   Словно в мир чудесной сказки,

                   В черно-белый этот край.

2 ребёнок: Здесь герои в каждом войске,

                    И выходит рать на рать

                    Хитроумно и геройски

                    Воевать и побеждать!

Ведущий: Сегодня за белым игровым столом играет команда – «белая Ладья», капитан Кирилл Стрыгин. А за чёрным игровым столом команда – «чёрный Ферзь», капитан София Спичакова. Прошу всех занять свои игровые места за столами.

Внимательно послушайте правила игры. Я буду задавать вопрос, на обдумывание вопроса вам будет даваться одна минута. Когда время истечёт, вы услышите сигнал гонга (показать). Чья команда быстрее нажмёт на кнопку сигнальной лампы, та и будет отвечать первая. Если ответ правильный, команда зарабатывает очко. А если ответ неверный, то право ответа переходит другой команде. Оценивать нашу игру будет жюри  в составе:

Итак, начинаем игру.

                                    Хочу задание вам дать:
                                    Игры названье угадать!
                                    В игре той есть ладья и ферзь,
                                    Слон, конь и пешек ряд,
                                    А возглавляет всех король -
                                    Его хранит отряд.

1. Внимание, вопрос: Что это за игра?

Ответ: Это игра называется шахматы. Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства.

2. Внимание, вопрос: Какую страну считают родиной шахмат?

Ответ: Родина шахмат - Индия.

3. Внимание, вопрос: Сколько всего шахматных фигур? Назови их.

Ответ: Всего в игре 32  фигуры. 16 белых и 16 черных. У каждых по 8 пешек, 2 ладьи, 2 коня. 2 слона, ферзь и король.

4. Внимание, вопрос: Какой формы шахматная доска? Из скольких клеток она состоит?

Ответ: Шахматная доска квадратной формы. На ней 64 клетки-квадрата.

5. А сейчас задание для капитанов. Кто быстрее выстроит на шахматной доске пешками букву «П»  так, чтобы чёрные стояли на белом поле, а белые на чёрном. (Капитаны выполняют задание).

Ведущий: А сейчас, музыкальная пауза. Частушки про шахматы.

Ведущий: Продолжаем игру.

                  Чтобы в шахматы играть,

                  Надо все законы знать:

                  Как поставить доску нам,

                  По каким ходить полям,

                  Где ладья стоит, где слон,

                  Где король воссел на трон.

                  Конь с ферзём дополнит ряд,

                  Пешек их прикрыл отряд,

                  Вот и армия в строю,

                  Не уронит честь в бою.

А сейчас поговорим о шахматных фигурах.

                                   Этот маленький солдат

                                   Лишь команды ждёт,

                                   Чтоб с квадрата на квадрат

                                   Отправиться вперёд.

                                   На войну, не на парад

                                   Солдат тот держит путь.

                                   Ей нельзя пойти назад,

                                   В сторону свернуть.

6. Внимание, вопрос: О какой фигуре здесь говорится? Что вы знаете о ней?

Ответ: Это пешка. Пешек в игре 8. Пешка двигается только вперед. Первый ход пешки может быть на 2 клетки по вертикали вперед, последующие – на одну.

                                    Видимо, она упряма,

                                    Если ходит только прямо,

                                    Не петляет: прыг да скок,

                                    Не шагнёт наискосок.

                                    Так от края и до края

                                    Может двигаться она,

                                    Эта башня боевая

                                    Неуклюжа, но сильна.

7. Внимание, вопрос: О какой фигуре здесь говорится? Что вы знаете о ней?

Ответ: Это ладья. Двигается ладья только по вертикали или горизонтали поля на любое расстояние до следующей фигуры.

                                    Не живет в зверинце,

                                    Не берет гостинцы,

                                    По косой он ходит,

                                    Хоботом не водит.

 8. Внимание, вопрос: О какой фигуре здесь говорится? Что вы знаете о ней?

Ответ: Слон (или по-другому  – офицер). Слон двигается по диагонали поля, на любое расстояние до ближайшей фигуры.

                                   Прыгает он, подковы звяк!

                                   Необычен каждый шаг:

                                   Буква «Г» и так и сяк.

                                   Получается зигзаг!

                                   И повадки у него

                                   Необычны и смешны:

                                   Притаится, словно в прятки,

                                   И скакнёт из-за спины.

9. Внимание, вопрос: О какой фигуре здесь говорится? Что вы знаете о ней? Между какими фигурами она стоит на шахматной доске?

Ответ: Это конь. Единственная фигура, от удара которой невозможно «закрыться» другой фигурой или пешкой. Конь передвигается буквой «Г», и имеет возможность перепрыгивать стоящие на пути фигуры. Конь стоит между ладьёй и слоном.

                                     Он в шахматах можно сказать, чемпион,

                                     И шаг у него широк 

                                     Он может ходить, как ладья и как слон 

                                      И прямо и наискосок. 

                                    Направо, налево, вперёд и назад 

                                     А бьёт он вдаль и в упор 

                                     И, кажется, что ему тесноват, 

                                      Доски чёрно-белый простор. 

                                     Он очень опасен вблизи и вдали 

                                     Ты больше вниманья ему удели. 

10. Внимание, вопрос: О какой фигуре здесь говорится? Что вы знаете о ней?

Ответ: Это Ферзь (по-другому – королева) – самая влиятельная фигура.
Ферзь двигается в любом направлении на расстояние до следующей фигуры.

                                      Он любит гладкий расчищенный путь,

                                      В любую он сторону может шагнуть.

                                      Он могуч, но шаг его короткий,

                                      Всего на клеточку он может отойти.

                                      Запомните, он - всех важней и всех главней

                                      Нет в шахматном войске важнее вождей!

11. Внимание, вопрос: О какой фигуре здесь говорится? Что вы знаете о ней?

Ответ: Король — важнейшая, но самая слабая фигура. При нападении на короля (шах) разрешены только ходы, уводящие короля из-под шаха. Игра сводится к двум основополагающим моментам: защите собственного короля и нападению на короля противника (мат королю противника).
Король двигается на один шаг в любом направлении.

Ведущий: А сейчас музыкальная пауза. Песня «Шахматная Королева».

12. А сейчас задание для наших гостей. Помогите, пожалуйста, нашим командам. Нам нужно по два человека для каждой команды. Вам надо быстро собрать  из разрезных картинок шахматную фигуру и назвать её. (Гости  выполняют задание).

13. И ещё о один  вопрос гостям: Назовите чемпионов мира по шахматам?

Ответ:  Михаил Ботвинник 

             Василий Смыслов 

             Михаил Таль 

             Анатолий Карпов 

             Гарри Каспаров 

             Владимир Крамник

Ведущий:  А сейчас продолжаем игру.

                  Они сильнее многих увлечений,

                  В них места нет ни скуке, ни тоске,

                  Ведь происходит столько приключений

                  За пять минут на шахматной доске!

14. Внимание, вопрос: Что такое: шах, мат и пат?

Ответ: Шах – это угроза королю, мат – гибель короля, пат – ничья.

15. Внимание, вопрос: Сколько человек может играть в шахматы за одной шахматной доской? 

Ответ: Два человека, два партнёра.

16. Внимание, вопрос: Не люди, не звери, не часы, а ходят?

Ответ: Шахматные фигуры.

17. А сейчас я предлагаю провести эстафету. Чья команда быстрее и правильнее расставит фигуры на шахматной доске. Но для начала подготовим и разомнём наши пальчики. Готовы?

Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг!               (указательный палец)
А ладья упряма,                            (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо!                     вперёд)
Все фигуры встали стеной,        (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.

Ведущий: Молодцы!  А сейчас команда белых расставляет белые фигуры, а команда чёрных – чёрные. Каждый берёт по одной фигуре и ставит её, когда игрок вернётся – начинает следующий. Внимание! Приготовились! Начали!

(Проводится эстафета «Расставь фигуры на шахматной доске»).

Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, а за что вы любите шахматы?

С шахматами можно…

Дети: поиграть.

Ведущий: С шахматами можно…

Дети: помечтать.

Ведущий: С шахматами можно…

Дети: победить.

Ведущий: С шахматами можно…

Дети: подвиг совершить.

Ребёнок: Шахматы - игра для тех,
                Кто жаждет чуда и утех.
                Для тех, кто юн, для тех, кто сед.     
                Игра полезная для всех.

Ведущий: Все вопросы у меня закончились, значит, наша игра подошла к концу. Давайте попросим жюри огласить результаты.

(Слово жюри, награждение).

Ведущий: Наша игра подошла к концу.

                 И только мудрость шахмат даст ответ

                Твоей душе на множество вопросов,

                Ведь «игрока» средь шахматиста нет,

                А есть боец, художник и философ.

Я желаю вам, ребята, чтобы вы и дальше изучали шахматы, играли в них и узнавали много нового. Под музыку дети покидают зал.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь