Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Проект "Такие разные камни"

Дата публикации: 2021-11-29 11:37:47
Статью разместил(а):
Недошивина Ирина Леонидовна

Проект "Такие разные камни"

Авторы: Недошивина Ирина Леонидовна

МБДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» комбинированного вида», г. Юрьев-Польский

 

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Основные ориентиры: краткосрочный.

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности с ТНР (5-7 лет), родители воспитанников, педагоги.

Объект исследования: позитивное влияние камней (разного генеза) на мотивацию  к  учебной деятельности  у детей с ОВЗ.

Предмет исследования: разнообразное использование различных видов камней во взаимодействии  с детьми с ОВЗ.

Продукт проекта: авторские игры коррекционной направленности в рамках  метода литотерапии.

Ресурсное обеспечение проекта: методический инструментарий, официальный  сайт дошкольного учреждения.

Материально-техническое обеспечение: проектор, уголок экспериментирования, дидактические игры, наглядный материал.

Актуальность выбранной темы:

В соответствии с требованиями современных нормативных документов, регламентирующих основополагающие принципы дошкольного образования, работа с детьми, имеющими статус ОВЗ, является актуальной и востребованной. На основе требований ФГОС ДО к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития   детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, а значит и к детям с ОВЗ, выделяем основные:

– обеспечение эмоционального благополучия;

– поддержка индивидуальности и инициативы;

– развитие коммуникативности;

организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, детского творчества.

Использование методов литотерапии в работе с детьми с ОВЗ позволяет достигнуть наиболее эффективных и положительных результатов в данном направлении.

Проблема:

Как показывает наша многолетняя практика по работе с детьми с ОВЗ, предпосылки к учебной деятельности у данной категории детей на низком уровне. Поэтому идет постоянный поиск и анализ нетрадиционных методов работы, способствующих развитию  интереса к познавательным занятиям у данной категории детей, повышению эмоционально-положительного психологического фона.

На своем опыте мы убедились, что игры с камнями относятся к любимым играм детей. Камни нравятся всем детям, они красивые и интересные  на вид. Несмотря на простоту и доступность они вызывают большой интерес у детей. Дети подолгу и увлеченно играют с ними. (Камни приятны по ощущениям, с ними можно играть и заниматься).

Непосредственное общение детей с камнями оказывает большое внимание на формирование нравственных чувств у ребенка способствует ,формированию активного словаря, расширению кругозора. умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных природных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, группировать их в соответствии с познавательной задачей.

Применение камней (литотерапия) - это один из нетрадиционных приемов обучения, используемых в нашей практике, интересных для детей с ОВЗ, позволяющий работать в разных направлениях, в разных видах деятельности. С их помощью можно решить множество коррекционных задач. 

Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития мотивации к  познавательной  и исследовательской деятельности  воспитанников с ОВЗ  через использование нетрадиционных методов работы с камнями (литотерапию), опираясь на психофизиологические особенности детей с ОВЗ.

Задачи проекта:

обеспечить познавательную мотивацию, развитие любознательности и творческой активности воспитанников при формировании представлений о неживой природе через исследовательскую и экспериментальную  деятельность с камнями;

мотивировать  родителей воспитанников  к участию в данном проекте;

внедрить инновационную технологию литотерапии в работу с детьми, совершенствовать предметно - развивающую среду группы.

План работы:

1 этап — подготовительный (2 недели)

Цель: сбор коллекции камней разного генеза с привлечением всех участников проекта.

2 этап-реализация проекта: (1 месяц)

Цель: создание условий для мотивации детей с ОВЗ к познавательной деятельности через   исследовательско — экспериментальную деятельность.

3 этап - заключительный этап (2 недели)

Цель: внедрение в практику продуктов проекта в виде коррекционно-развивающих игр и упражнений, коллекций камней, их презентация.

Описание проектной работы и ее результатов.

Теоретическая часть.

Искусство лечения с помощью камней и минералов – литотерапия  (с греч. Lithos – камень, therapia – лечение) – имеет давние корни. Стихийное формирование литотерапии началось, по-видимому, в Средиземноморье и в Индокитае еще в палеолите, а затем постепенно распространялось по всему миру. Активными центрами медицинской минералогии I-II тыс. до н.э. стали Древний Восток, немного позже – Ближняя Азия и Европа.

Россия накапливала свой опыт в литотерапии и активно знакомилась с учениями, возникающими на Востоке и в Европе. О большом интересе к этой теме свидетельствуют многочисленные летописи и трактаты о лечебных свойствах камней.

В Средневековье интерес к минералам с точки зрения из лечебных свойств несколько поостыл. Во-первых, это было следствием бурного развития науки; во-вторых, церковь углядела в таком врачевании отголосок язычества и колдовства.

Упоминание камней в Библии ограничивалось «двенадцатью камнями», которые украшали наперстник Аарона и библейских первосвященников. К этим камням, имеющим целебные и магические свойства, относились: изумруд, гранат, аметист, бирюза, агат, оникс, лазурит, сердолик, нефрит, янтарь, хризолит и яшма.

Однако убеждение, что не только эти, но и другие камни и минералы обладают целебными свойствами, не покидало умы людей. Практически за каждым видом минерала и драгоценного камня тянулся длинный перечень легенд и сказаний о его целительных возможностях.

До наших дней дошли трактаты и специальные минералогические учебники. Одним из самых известных является «Сад здоровья» (конец 15 в.) Мейденбаха. На Востоке, где религия не была столь догматично-жесткой, использование целительных свойств минералов продолжалось еще более бурными темпами.

В современном мире в условиях, когда лечебные свойства препаратов оцениваются по строго научным критериям, интерес к литотерапии не только не угас, но и обрел «второе дыхание».

Учеными было установлено, что камни могут оказывать значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека, благодаря физическим характеристикам – природному цвету и форме, а также в связи с придаваемой им общественной нагрузкой – ценностью в обществе, популярностью и узнаваемостью (камни эстетически красивые). Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека: созерцание и обладание камня способно воздействовать на центр удовольствия головного мозга, посредствам органов зрения и осязания – эти исследования давно проводятся в США.

Литотерапия – является одним из современных и доступных методов в работе с детьми с ОВЗ и имеет ряд преимуществ. Большое значение в литотерапии имеет цветовая гамма камней. Такого рода воздействие камней и минералов на здоровье человека неоспоримо, хоть и не до конца изучено.

Практическая часть.

Работа проводилась в несколько этапов:

1 этап — подготовительный (2 недели)

МЕРОПРИЯТИЯ:

Взаимодействие  с детьми

Преобразование предметной среды

Взаимодействие  с родителями

Знакомство  детей с природным материалом - камень (вводим в тему)

Оформление коллекции камней «Такие разные камни»

Знакомство с целью проекта, привлечение  к участию

Сбор  камней разного генеза (дети, родители, воспитатели)

Обогащение предметной среды группы игровыми и дидактическими материалами

Совместные прогулки по сбору  камней разного генеза (родители и дети)

 

Подборка детской художественной и научной литературы по теме

Совместное творчество детей и родителей (поделки из камней, с использованием камней)

 

Накопление информационной базы по теме: «Такие разные камни»

 

2 этап — реализация проекта - практический (1 месяц).

МЕРОПРИЯТИЯ

Взаимодействие с детьми

(Интеграция образовательных областей.)

                            

Преобразование предметной среды

 

Взаимодействие  с родителями

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики:

«Чудесный мешочек»,

«Отыщи такой же». «Найди и закрой»

Развитие тактильных ощущений»

Игра «Сухой бассейн».

Игра «Золушка

*разбери по цвету.

*разбери по форме.

*разбери по размеру

Сюжетно - ролевые игры: «Мы исследователи»

«В поисках клада»

Настольно-печатные игры:

«Собери картинку», «Найди пару», «Разложи по порядку», «Найди и закрой»

Оформление коллекции «Такие разные камни»

 

Создание картотеки игр с камнями

 

Создание уголка релаксации «Малахитовая шкатулка»

 

Изготовление игр и пособий коррекционной направленности

 Квест — игра

 «В поисках клада»

(детско-родительское мероприятие)

Познавательное развитие:

Беседы:

«Нужны ли камни человеку»  «Что мы знаем о камнях», «Солнечный камень»,  «Почему камни бывают разноцветные»

Занятие «Янтарь в руках человека»

Занятие «Остров сокровищ»

Развитие пространственных представлений.

Игра «Выложи по контуру» (при изучении лексических тем, геометрических фигур).

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»

Игра «Заполни пустой кружок»

Формирование математических представлений (выкладывание  камушков)

* «Цифра и число».

* «Уже, шире».

* «Счет в прямом и обратном порядке».

* «Геометрические фигуры».

Опытно-экспериментальная деятельность:

Игровые эксперименты:

 «Какой камень тяжелее?», «Тонет - не тонет?», «Какие бывают камни», «Определение веса», «Рассматривание камней через лупу»,

Опыты:

«Почему камни меняют цвет?», «Тонут ли камни в воде?»,

«Горячее – холодное»

Оформление информационного блока по теме «Такие разные камни»

 

Пополнение уголка экспериментирования

Родительская гостиная «Камни — символы. Знаки зодиака»

Речевое развитие:

Занятие « Если был бы я камешком»,

Занятие «В царстве камней»

чтение стих. Р.Дышаленковой «Уральские камушки»: сказки: П.П. Бажева «Серебряное копытце, О.Рыжева «О чем шептались камешки».

Развитие лексико-грамматических понятий.

Игра «Чудесный мешочек», «Назови ласково»

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Игра «Услышь звук»,

Игра «Буквы»

Игра «Не ошибись»

Автоматизация звука в  слогах, словах.

Игра «Помоги пчелке долететь до улья»

Формирование представления о буквах и звуках.

Игра «Зеркало»

Игра «Строители»

Создание речевых тренажеров с использованием камней

 

Создание картотеки игр с камнями

 

Изготовление игр и пособий коррекционной направленности

Логопедический тренинг

«Камни помогают говорить»

Художественно-эстетическое развитие:

Творческая мастерская «Чудесные превращения камня» «Рисунки из камней», «Рисуем на камнях», рисование «Сад камней»

Выставка декоративно — прикладного искусства с использованием камней

Семейные фотовыставки:

«Ландшафтный дизайн»

 «Камни в нашей жизни»

 

Мастер — класс «Роспись на камнях»

 

3 этап — заключительный  (2 недели).

МЕРОПРИЯТИЯ:

Взаимодействие  с детьми

Преобразование предметной среды

Взаимодействие  с родителями

Презентация продуктов проекта родителям, детям подготовительной группы

Обогащение Центра художественно — эстетического развития

Презентация продуктов проекта детьми для родителей

 

 

Итоговое анкетирование «Польза метода литотерапии»

 

Результативность.

Для детей:

Повысился  интерес к познавательной деятельности  в рамках коррекционной работы   с детьми группы  компенсирующей направленности.

Стабилизировался эмоционально — психологический фон воспитанников.

Пополнены  знания о свойствах камней, особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.

Повысился уровень  познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования.

Проявление самостоятельности  и инициативы детьми в естественно - научных и творческих заданиях (опытах, наблюдениях, рисовании, лепке).

Создание групповой коллекции камней и творческих камней.

Для педагогов:

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.

Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.

Совершенствование предметно - развивающей среды.

Удовлетворенность результатами собственной деятельности.

Для родителей:

Повышение родительской компетенции в вопросах активизации познавательных процессов у детей в домашних условиях.

Создание благоприятных условий для развития ребенка в семье, с учетом опыта приобретенного в детском саду.

Чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Практическая значимость проекта:

Рост удовлетворенности родителей образовательными услугами группы компенсирующей направленности.

Повышение эффективности  взаимодействия  с  детьми с ОВЗ в постадаптационный период.

Предложенная нами система применения  данного проектного метода в коррекционно - развивающем  процессе может быть использована как в работе с детьми с ТНР, так  и  с детьми без речевых нарушений.

 

ВЫВОДЫ:

Увеличение числа детей с ОВЗ (речевыми нарушениями) заставляет нас, педагогов, искать, применять новые методы и формы работы.

Игры с природным материалом (камнями) имеют глубокие исторические корни.  Они как бы «оживляют» генетическую память ребенка, дают возможность сделать первые шаги в изучении окружающего его мира, активизируют мыслительные процессы, стабилизируют эмоциональный фон.

Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать.

Обучение игровым действиям с естественными и искусственными  минералами и камнями  не является изолированной задачей, а становится  неотъемлемой частью в общем комплексе коррекционного обучения.

 

Список литературы:

1. Д.А. Доспехов. Словарик «Минералы» М. 2017г.

2. О.В. Дыбина, Н.П. Разманова «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты  для дошкольников» М. Сфера 2005.

3.С. Ксейнис. Книга «Феншуй. Создание гармонии в доме и на рабочем месте. М. Сфера. 2018г.

4. Ю.О. Литовский «Камни лечат и помогают в жизни», М.1999г.

5. Н.Н. Николаева «Общение с природой начинается с детства» М.1990г.

6. С.Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой» Методическое пособие - Педагогическое общество России.2006.

7. А.Е. Панько «Развитие познавательных процессов дошкольников» М.2004.

8. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» М.Карапуз 2005.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь