Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Дятел – лесная птица"

Дата публикации: 2022-01-17 16:33:05
Статью разместил(а):
Фабер Наталья Баировна

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Дятел – лесная птица"

Автор: Фабер Наталья Баировна

МБДОУ города Иркутска «Детский сад № 41»

 

Образовательная область: познавательное развитие.

Возрастная группа: старшая.

Культурная практика: познавательно-исследовательская.

Культурно-смысловой контекст: групповое создание картин на доске с последующим фотографированием их для детских портфолио «Кто чем питается?»

Цель: создание условий для расширения представлений детей старшего дошкольного возраста о птицах родного края в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающая: способствовать расширению представлений детей о птицах родного края (дятел).

Развивающая: развивать любознательность, самостоятельность в использовании действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к птицам родного края.

Оборудование: посылка (конверт с иллюстрацией дятла и письмо от Незнайки), картинки с изображением насекомых, семян, муравьев, личинок, орехов, пыльцы, ягоды, каши, дождевых червей, мелких цветов, кормом для кошек, 2 картинки с изображением дятла, магнитики, клювы из глины, двусторонний скотч; муравьи, насекомые, личинки – пластмассовые, шишки.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи:

1) создание психологически комфортной атмосферы;

2) мотивировать детей на включение в беседу.

Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы сегодня пришли? Хочется ли вам узнать что-нибудь новое? Почему? (Ответы детей). Сегодня в наш детский сад пришла посылка от Незнайки и вот, что он отправил нам, демонстрируется картина (иллюстрация «Дятел»). Но это не все, там еще была записка: «Здравствуйте, ребята. Недавно я обнаружил вот эту картину и не знаю, кто на ней изображен. Мне очень хочется узнать, кто это? Помогите, пожалуйста, разобраться, буду признателен. Ваш друг – Незнайка».  

Ребята, хотите ли вы помочь Незнайке узнать кто это? А сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

1) актуализировать знания детей о дятле, его способе передвижения;

2) развитие у детей слухового внимания, воспитание выдержки.

Дидактическая игра «Летает, не летает».

Ребята, пожалуйста, послушайте стихотворение и скажите, водятся ли такие птицы в нашем краю? А если водятся, видели ли вы их?

В черном фраке, в красной шляпке,

Лечит сосны черный дятел.

В пестром фраке, в красной шляпе,

Чистит дупла пестрый дятел.

В пестром фраке, в желтой шляпе,

Дровосек – трехпалый дятел.

Каждый дятел в одиночку

На деревьях ставит точку.

Тук-тук-тук – готов обед,

Жук, личинка. Короед.

Любят шляпы дятлы-папы,

Мамы же – наоборот,

Те без шляпок круглый год.

(Т. Долбунова)

Правильно, о дятле! Дятел – лесная птица. Большую часть своей жизни он проводит на деревьях – быстро короткими скачками поднимается по стволу, упираясь хвостом в поверхность шероховатой коры. А можно ли встретить дятла в городе? (Нет, потому что он лесная птица) На землю дятел редко спускается, движения по ней неуклюжи. Летает дятел мало, но быстро, перелетая с дерева на дерево в поисках питания.

Ребята, а что и кто летает кроме дятла и других птиц? Давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?». Если я назову предмет, который на самом деле летает, вы поднимаете руки. Если назову не летающий предмет, руки поднимать не следует. Игра началась! «Голубь летает? Самолет летает? Дом летает? Деревья летают? Шар летает? Муха летает? Машина летает? Молодцы. Все были внимательны, очень хорошо играли.  

3. Затруднение в ситуации.

Игра «Накорми дятла»

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о том, чем питается дятел;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) развивать внимание, логическое мышление, речь.

Ребята, перед вами на столе различные картинки (с насекомыми, семенами, муравьями, личинками, орехами, пыльцой, ягодой, кашей, дождевыми червями, мелкими цветами, кормом для кошек), вам предстоит выбрать те картинки, на которых изображена еда, которой питается дятел.

Смогли ли вы накормить дятла? (Нет, не смогли)

Почему не смогли? (Потому что не знаем, чем питается дятел)

Значит, что нам сейчас нужно узнать? (Чем питается дятел)

4. Открытие нового знания.

Беседа и экспериментирование «Чем питается дятел».

Дидактические задачи:

1) формировать представление о том, чем питается дятел; каким образом добывает пищу;

2) развивать память, внимание, мышление, речь.

Ребята, прежде чем мы узнаем, чем питается дятел, хочу задать вопрос: Как дятел добывает пищу? Что ему в этом помогает? (Клюв) Хорошо, а теперь внимательнее рассмотрите клюв дятла. Клюв – острый и крепкий долотообразный. Летом и в начале осени, лазая по дереву, он своим клювом стучит по стволу и отыскав там ходы насекомых, долбит кору и вытаскивает из под нее своим длинным гибким и липким с острым кончиком языком спрятавшихся там насекомых и их личинок. (Дети экспериментируют). Зимой дятел срывает с хвойных деревьев шишки  и уносит их в свою «кузницу». Здесь он обрабатывает свою добычу – зажимает ее в выдолбленном отверстии, сильными ударами клюва раскрывая чешуи, поедает семена. (Дети экспериментируют). Весной дятлы кормятся насекомыми, изредка муравьями.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Подвижная игра «Лакомства для дятла».

Дидактические задачи:

1) закрепить знания детей о том, чем питается дятел;

2) развивать внимание, память, коммуникативные навыки, инициативность, умение согласовывать действия, соблюдать очередь, выполнять задание на скорость.

Сейчас мы поиграем в игру, но для начала вам нужно поделиться на две команды. Дети делятся. Перед вами на столах лежат различные картинки с изображением того, чем может питаться дятел, но мы с вами сейчас узнали, чем именно он питается. Правило: из каждой команды выходит один человек, подходит (подбегает) к столу и выбирает одну картинку. Далее, ее нужно прикрепить магнитиком на доску рядом с дятлом. По возвращению к своей команде, нужно передать эстафету, дотронувшись до следующего участника. Так продолжается до тех пор, пока вы не выберете то, чем питается дятел. Команде нужно, как можно быстрее принести дятлу его лакомства. Дети играют. После фотографируем их собранные картины, печатаем и раздаем каждому ребенку.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Кому мы сегодня помогали?

Что нового узнали?

Что было самым интересным? Почему вам сначала не удалось накормить дятла, а потом удалось?

Какие знания помогли вам сделать это?

Где нам это пригодится?

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь