Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений "Царица Математика"
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений "Царица Математика"
Автор: Гусельникова Ирина В.
МБДОУ "Детский сад "Улыбка" микрорайона Нововязники", г. Вязники
Цель: развитие логического мышления в образовательной деятельности по ФЭМП, с использованием игрового пособия «Блоки Дьенеша».
Задачи:
Образовательные:
· Продолжать упражнять детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.
· Закрепить знания детей о последовательности цифр прямом и обратном порядке.
· Упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток
· Закрепить знание геометрических фигур.
· Закрепить умение ориентироваться на плоскости.
Развивающие:
· Развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.
· Развивать внимание, логическое мышление, память и речь.
Воспитательные: Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь и воспитывать любовь к математике.
Предварительная работа:
- Игры с «Блоками Дьенеша», разминка для ума, выкладывание цифр из палочек, выполнение заданий в тетрадях в крупную клетку.
- Консультация для родителей: «Какие математические умения можно сформировать у ребёнка во время прогулки».
- Мастер-класс «Нетрадиционные методы развития комбинаторного мышления».
Методы и приемы:
Наглядные: раздаточный материал цифры, иллюстрации, «Блоки Дьенеша».
Словесные: беседа, вопросы, загадки, разминка для ума.
Практические: физкультминутка.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, магнитная доска, раздаточный материал цифры от1 до 10, лист белой бумаги А4, цветные карандаши, игры «Блоки Дьенеша».
Структура ООД:
I. Вводная часть – 2 минуты. Беседа и чтение письма.
II. Основная часть – 23 минуты.
А) выполнение заданий от Царицы Математики (педагог бросает мяч – дети отвечают на вопросы) В процессе ответов на вопросы дети прикрепляют к доске карточки с цифрами - ответами;
Б) дети выкладывают цифры по порядку от 1 до 10 и обратно;
В) игра с «Блоки Дьенеша» (строим дом);
Г) решение задач;
Д) физическая минутка;
Е) задание с счётными палочками;
Ё) опыт (вода, пластилин, киндер сюрприз; счёт);
Ж) графический диктант.
III Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты.
А) обобщение воспитателя; чтение письма от «Царицы Математики.
Б) анализ ООД (о том какие знания показали дети).
Ход ООД
Этапы |
Содержание |
Время проведения |
Вводная часть Процесс вовлечения |
Воспитатель: «Сегодня мне принесли письмо. Это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Дорогие ребята, если вы сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности. |
2 минуты |
Процесс целеполагания |
Воспитатель: Но это совсем не просто, для этого нужно узнать пароль. А паролем будут правильные ответы на вопросы, которые прислала Царица Математика. Вы готовы выполнять задания? Дети: да. Внимательно слушайте вопросы и дайте правильные ответы. |
1 минута |
Основная часть Процесс осуществления действий |
Воспитатель: (Бросает мяч – дети отвечают на вопросы) 1. Сколько ушей у двух кошек? (4) В процессе ответов на вопросы дети прикрепляют к доске карточки с цифрами – ответами. Воспитатель: Вы правильно ответили на все вопросы, но для того, чтобы узнать пароль, надо числа поставить по порядку. (выходит ребенок и выкладывает числ. ряд) Воспитатель: А теперь мы перевернём карточки на другую сторону, и сможем прочитать «пароль» Дети читают какое слово написано на обратной стороне карточек с цифрами (написано слово «Математика»). 3. Следующее задание «Решение задач» Посмотрите, какие деревья выросли около дома Царицы Математики? На доске 7 картинок дубов и 3 картинки сосен. Педагог читает задачу: «Вот 6 дубков и 3 сосны Как зелены они, стройны! Деревьев сколько тут? Узнайте И хорошенько посчитайте». Да это же задача! Какое условие в этой задаче? Какой вопрос? Сколько дубков выросло? (реб. ставит цифру) Сколько сосен? (ставит цифру) Назовите арифметическое действие, с помощью которого вы будете решать эту задачу. (сложение) Какое же решение получилось? (6+3) Какой ответ в задаче? (Всего росло 9 деревьев) 4. Физкультминутка. Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место сесть. 5. На доске картинка - шестиглавый змей. Посмотрите в царство математики прилетел змей Горыныч, он хочет сжечь дом и деревья. Поможем богатырю одолеть его. «Был бой отчаянно суров, у змея было 6 голов. Возьмите счетные палочки и выложите столько, сколько голов было у змея. Но богатырь срубает 3… (закрываю 3 головы). Осталось сколько, посмотри». Отсекаем 3 головы. Сколько голов у змея Горыныча осталось? У змея Горыныча осталось 3 головы. Повтори … Какое условие в этой задаче? Какой вопрос? Назовите арифм. действие, с помощью которого вы будете решать эту задачу. С помощью счетных палочек решите эту задачу и назовите ответ. 6. Опыт. Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями: поставили числа по порядку, восстановили разрушенный дом, посчитали деревья у дома, помогли богатырю . Ну, а теперь нам пора возвращаться из математической страны. А для того, чтобы мы нашли дорогу домой, Царица Математики прислала нам маршрут. Он находится в этом киндер – сюрпризе. Но вот беда, киндер-сюрприз попал в воду, и мы должны его достать. Но есть одно условие: нельзя опускать руку в кувшин. Как же нам это сделать? (ответы детей). Я помогу вам. Для того, чтобы справиться с заданием нам понадобятся вот такие пластилиновые шарики. Я буду опускать их в воду, а вы называйте какой по счету шарик я опускаю. Дети: (Первый, второй …) Воспитатель: Правильно. Посмотрите, что произошло: с помощью шариков уровень воды поднялся, и мы смогли достать капсулу, не опуская руку в кувшин. Воспитатель: Нам осталось только нарисовать маршрут. У вас на столах листочки, красной точкой обозначено наше местоположение, а это наш д/сад. Если вы правильно будете выполнять все мои указания, то мы доберемся до нашего детского сада. Поставьте карандаш в красную точку и в путь … (Графический диктант) Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?» Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасные дома из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок». |
23 минуты |
Заключительная часть. Рефлексия |
Воспитатель: Кому мы помогали? Дети: Царице Математике. Воспитатель: Какие задания мы выполняли? Дети: отвечали на вопросы, строили дом из геометрических фигур, решали задачи, выполняли опыт, рисовали маршрут Воспитатель: у вас получилось помочь Царице Математике? Дети: да помогли. Воспитатель: ребята, вы справились со всеми заданиями, и Царица Математика передаёт вам спасибо за вашу помощь. Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного». Мы с вами молодцы! |
3 минуты |