Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Развитие фонематического анализа и синтеза

Дата публикации: 2022-03-25 10:57:47
Статью разместил(а):
Бодрова Наталья Сергеевна

Развитие фонематического анализа и синтеза

Автор: Бодрова Наталья Сергеевна

 

Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа.

К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По  данным ВК. Орфинской, эта форма  появляется спонтанно у детей дошкольного возраста.

Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова).

Самым сложным является определение последовательности звуков. В слове их количество, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе. В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Лучше всего выделяют ударные гласные из начала слова (улей, аист).

Щелевые звуки, как правило, более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные, они легче выделяются из начала слова.

Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда  они находятся в конце слова.

Звуковой ряд. Из 2-3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению. Кроме того, каждый звук в таком ряду представляет собой единицу речевого произносительного потока, т. е. слог, а также произносится более длительно.

В связи с этими особенностями рекомендуется формировать функцию фонематического анализа и синтеза. Первоначально на материале ряда из гласных (ау, уа), затем ряда – слогов (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит, определенные этапы формирования основными их которых, являются следующие:

освоение действия с опорой на материализацию

в плане громкой речи

перенос его в умственный план

(По П.Я Гальперину)

I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия

Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: действия и графическую схему слова и фишки.

По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане.

Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа  переводится в речевой план.

Слово называется, определяются 1, 2, 3 и т. д. звуки, уточняется их количество.

III этап – формирование действие фонематического анализа в умственном плане.

Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя  слова и непосредственно на слух, не воспринимая его,  т. е. на основе представлений.

Примерные задания.

1.     Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

2.     Отобрать картинки, в названии которых  4 или 5 звуков.

3.     Поднять цифру соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются)

4.     Разложить картинки в два ряда, в зависимости от количества звуков в слове.

Принцип усложнения реализуется через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала.

В процессе формирования звукового анализа необходимо учитывать фонематическую трудность слова.

При этом широко используются письменные работы

Примерные  виды работ по закреплению фонематического анализа слов.

Письменные работы.

1)     Вставить пропущенные буквы в слова: ви▫ка, ди▫ан, ут▫а, лу▫а, б▫нокль.

2)     Подобрать слова, в которых заданный  звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (шуба, уши, кошка).

3)     Составить слова различной звуковой  структуры из букв разрезной азбуки, Н-Р: сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк и др.

4)     Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

5)     Добавить  различное количество звуков к одному  и тому же слогу, чтобы получилось слово.

па… (пар)

па… (парк)

па… (паром)

па… (паруса)

6)     Подобрать слово с определенным количеством звуков.

7)     Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенном последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.

Р

рот

роза

рукав

У

Уля

угол

улица

Ч

час

чашка

чехол

К

кот

каша

корка

А

Аня

аист

астра

8)     Преобразовать слова

а)     Добавляя звук:   

рот – крот

мех – смех

осы – косы

луг – плуг

б)    Изменяя один звук слова (цепочки слов):

сом – сок – сук- суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сон;

в)     Переставляя звуки:

пила – липа

палка -  лапка

кукла – кулак

волос – слово

9)   Какие слова можно составить из букв одного слова, Н-Р: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)

10)  От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее  слово начиналось с последнего звука предыдущего слова:

дом – мак – кот – топор – рука

11)  Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

12)  Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д.

Н-Р: П………. (простокваша).

13) Составить графическую схему предложения.

______________________________ предложение

____ ____ _          _______        _________  слова

____  ___         ____     _____    __ _     ____ слоги

  *  *    *  *            *  *       *  *         *  *      *  *  звуки

14)  Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке:

   нос – сон

   кот – ток

   сор – рос

   топ – пот

15)  Вписать буквы в кружки. Н-Р, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава  (комар)

16)  Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки; Н-Р: «курица»

«осы»

«шуба»

«карандаш»

«арбуз»

Они выделяют 1-й звук в названиях картинок. Записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка)

17)  Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.

18)  Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются.

Примерные картинки:

«сом»

«косы»

«мак»

«топор»

«забор»

19)  Какой звук убежал? (Крот – кот, лампы – лапа, рамка – рама)

20)  Найти общий звук в словах:

луна -  стол

кино – игла

окна – дом

21) Раскладывание картинок под графическими схемам. Н-Р:

о •

• о

 

•о

•о

 

•о•

•о

Прямоугольники, разделенные на части, обозначают слово и слоги.

Кружочками обозначаются звуки: заштрихованные кружочки – согласные, светлые кружочки – гласные звуки.

22)  Придумать слова к графической схеме.

23)  Выбрать слова из предложения, которые соответствуют  данной графической схеме.

24)  Назвать деревья, цветы, животных, посуду и т.д. словоназвание которых соответствует данной графической схеме.

На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа дается опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на этом способе выполнения.

Конечной целью логопедической работы является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь