Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Способы преодоления недостатков речи и их методологическая основа

Дата публикации: 2022-04-12 08:43:51
Статью разместил(а):
Бодрова Наталья Сергеевна

Способы преодоления недостатков речи и их методологическая основа

(материал для начинающих логопедов и воспитателей логопедических групп)

Автор: Бодрова Наталья Сергеевна

 

Обучение ребенка правильному произношению включает выработку правильных и прочных речевых динамических стереотипов и тем самым затормаживание прежних несовершенных, если они имелись.

Логопедическая работа проводится в единстве с развитием языка на мышления: содержание усваиваемого речевого материала должно быть доступным и понятным детям, должно будить их мысль.

Нельзя тренировать детей на длительных повторениях бессмысленных звукосочетаний. Должно так или иначе осмыслить их, хотя бы в форме звукоподражания: например бою барабана – та – та – та – та.

«жужжит, как пчела», «гудит, как поезд».

Так как шипящие звуки произносятся напряженным выдохом, то на первых порах обучения полезно проводить игры, развивающие дыхание (выбирая из них те, которые требуют сильного и быстрого выдоха), и другие игры, как-то:

1. «Лес шумит» Дети в кругу раскачиваются и произносят: ШШШ… Хорошо показать картину леса.

2. «Пузырь лопнул» Дети сначала «раздувают» пузырь (раздвигают круг), а затем приседают, сжимаются в комок с шипением: ШШШ…

3. «Курочки» Дети прогоняют «курочек» (сдувают бумажки со стола, с ладони) КШ-КШ-КШ…

4. «Баюканье» Дети укачивают кукол Ш-Ш-Ш…

5. «Поезд» изображая движущийся поезд, дети произносят: ШШШ, а при остановке – ССС…

При овладении всей группой шипящих звуков, дети упражняются в дифференцировке их в следующих играх и забавах.

Также «Поезд» изображая движение поезда дети под ритм марша двигаются по комнате и произносят звуки:

1) скорого поезда «стрела» - Ш

2) почтового – Ч

3) товарного – Ж

4) смешанного – Щ.

При остановке все дети тормозят (звук З)

Вагоны воспроизводят ритм колес та-та-та, та-та-та, или да-да-да.

Дети усваивают речевые умения и навыки без осознания целей и задач таких занятий, т.к. это доступно им.

Эффективность их логопедической работы достигается потому, что решающим здесь является не необходимость избавиться от речевого недостатка, а увлечение игровыми образами:

«Жи-жи-жи, жи-жи-жи, тихо, пчелка, не жужжи!»

«Гудит, как поезд»

«Бой барабана» - та-та-та

«Поиграем в жуков» (жу-жу-жу, жу-жу-жу, над цветочками кружу)

Смысл этих игр или занятий можно сразу объяснить одним детям, которые не обидчивы, не стеснительны, а другим же лишь в случае успеха отметить полезность их, а с третьими совсем не беседовать на эту тему.

Используя для закрепления определенного звука дидактический материал, например; разгадывание загадок, заучивание стишка следует, не отделяясь от темы, ставить вопросы, связывающие данное содержание речи с окружающей дитя жизнью. Сами занятия, их цель преимущественно и по возможности у детей старшего возраста должны быть осознаны ими, особенно при индивидуальной работе.

Слова должны употребляться в разных грамматических формах (в разных падежах, временах и т.п., в предложениях и в связанном тексте). Например, при обучению произношению звука Ж воспитатель проводит игру следующим образом: «Поиграем в жуков. Я жужжу и «лечу» (жужжит и, размахивая руками «летит». Теперь ты жужжишь и «летишь» (Оля жужжит и «летит»). Показывая на Ксюшу: Она жужжит и «летит» ( та жужжит и «летит». Мы жужжим и «летим». Все «летим» и жужжим.

В свете павловской физиологии здесь мы вырабатываем стойкие речевые стереотипы. Наряду с этим проводим игры для развития фонематического (звукового) анализа.

Увязка логопедических занятий со звуковым анализом слова, с грамматическим изменением его ускоряет, упрочивает успех в произношении, очень облегчает в будущем овладение детьми грамотой, содействует развитию абстрактного мышления.

Вообще в логопедической работе должно использовать положительные раздражители (одобрение, похвала).

Когда подражание целому слову безуспешно, мы выделяем неправильный звук и обучаем ребенка произношению этого звука. В трудных случаях работаем над каждым из элементов звука (над артикуляцией, выдохом, звучанием), без резкого разрыва одного с другим, а затем синтезируем их в звук и снова включаем его в живую речь и упражняем в ней.

Это аналитико-синтетический метод опирается на учение И.П. Павлова и состоит из «первичного разложения целого на части, единицы и затем снова постепенного сложения целого из единиц, элементов».

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь