Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Методические основы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-11-21 15:02:55
Статью разместил(а):
Шаравина Юлия Валерьевна

Методические основы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Авторы: Фоталина В.С., Пинигина Н.Н.

 

Словарная работа в дошкольной образовательной организации рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное усвоение словарного состава родного языка.

Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

Для развития ребенка словарная работа имеет большое значение. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением слова происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Н. А. Стародубова, указывая на важность словарной работы, говорит о том, что реальное употребление слова в речи – это всегда процесс выбора нужного слова из многих возможных. Работа над словом – это, прежде всего,работа по осмыслению его значения.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах А.М. Леушиной, Е.И.Тихеевой, О.С. Ушаковой и других. Огромное влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Е. И.Тихеевой. Теоретическую основу разработанной ею системы составляют следующие положения:

· развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием;

· речь детей развивается в среде, в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

· речь развивается в деятельности, и в первую очередь, в игре и труде;

· руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка.

Е.И. Тихеева много внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом. Запас детских представлений и словарь в системе Е.И. Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала, в словарных упражнениях. Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса дошкольника. Различается активный и пассивный словарь, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Понятие об активном и пассивном словаре раскрывается в языкознании и психологии.

Активный словарь – это слова, которые человек не только понимает, но и употребляет. Богатство и культура речи говорящего зависят от его активного словаря.

Пассивный словарь – это слова родного языка, которые люди понимают, но в данный момент не употребляют. Пассивный словарь значительно больше активного, в него входят слова, о значении которых говорящий догадывается по контексту, они всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

При работе с дошкольниками необходимо, чтобы новое слово было включено в активный словарь. Это будет возможным тогда, когда дети сами начнут воспроизводить его в своей речи. Поскольку при слушании речи участвует в основном только слуховой анализатор, дошкольникам необходимо не только слышать, но и самим неоднократно проговаривать слова за педагогом, потому что при говорении участвуют еще и мускульно двигательный и кинестетический анализаторы.

Оба словаря определяют возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных слов. Важно не только умение детей пользоваться большим количеством слов, но и умение владеть навыками словообразования. Формирование словаря детей зависит от многих факторов: от речевого окружения детей, от активной речевой практики детей, а также особенностей возрастного и психического развития.

Особенности словаря старших дошкольников и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится методика словарной работы. Одним из главных принципов выступает опора при формировании словаря у детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности. Это происходит при включении словарной работы в разные виды деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность).

Еще один принцип – связь содержание словаря с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Постепенно в словарь детей вводят слова, объединенные одной темой, слова-синонимы, слова-антонимы, многозначные слова. Они и составят основу словарного запаса дошкольника.

Тесно связана с усвоением тематических групп слов (глаголы движения:  идти, шагать, плестись и т.п.; или глаголы, обозначающие речь: сказал, ответил, закричал) работа с синонимическими рядами. С антонимами  целесообразно знакомить дошкольников, работая с пословицами и поговорками. Подбор антонимов к разным значениям многозначных слов расширяет представление детей о слове, помогает уточнить его значения. При проведении словарной работы нужно, чтобы у детей развивались такие качества речи, как правильность, связность, выразительность. В результате дошкольники должны научиться выбирать при высказывании те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего. Сегодня принято выделять четыре основные задачи словарной работы в детском саду.

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет обще употребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача вызвана тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря. В словарной работе с дошкольниками важно, чтобы новое слово вошло в их активный словарь. Это происходит только в том случае, если дети — это новое слово начнут употреблять в своей речи. Ребенку необходимо не только слышать речь педагога, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять эти слова в нужных случаях. К.Д. Ушинский так писал об этой задаче: «… вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных). Если дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды, то эта задача особенно необходима.

Словесные обозначения (наименования предметов) дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей действительностью – как стихийного, так и специально организованного. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном обогащении, но и в качественном совершенствовании. Для этого требуется особая педагогическая работа по уточнению значений слов, обучению симантически адекватному употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, развитию умения понимать переносные значения. Итак, осуществляя словарную работу, педагоги придерживаются следующих принципов:

· работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

· формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

· все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

 



.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь