Русские народные подвижные и хороводные игры в работе учителя-логопеда
Русские народные подвижные и хороводные игры в работе учителя-логопеда
Автор: Бодрова Наталья Сергеевна
Они способствуют развитию связной, диалогической речи, учат говорить детей в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами. Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.
Хороводные игры почти забыты, однако они актуальны и интересны в настоящее время. Хороводные игры - часть национальной культуры, которая сконцентрировала в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка, и является действенным фактором социализации ( куда входят и коммуникативные умения) и развития личности.
В логопедической работе с детьми из русских народных подвижных игр использую потешки. Слово "потешить" означает позабавить, развлечь, рассмешить. Потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно эффективно использовать в коррекционной- развивающей работе с дошкольниками.
Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.
В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом.
роль потешек в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове.
Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются подгрупповые логопедические занятия
Потешки
Дождик, дождик, поливай – Будет хлеба каравай. Дождик, дождик припусти – Дай капусте подрасти. Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи!
Кисонька- мурысонька, ты где была? На мельнице. Кисонька- мурысонька, что там делала? Муку молола. Кисонька – мурысонька, что из муки пекла? Прянички. Кисоннька – мурысонька, с кем пряники ела? Одна. Не ешь одна! Не ешь одна! |
Лисичка и зайчик
Лисичка- сестричка Сидит за кустом, Лисичка- сестричка Машет хвостом. А бедный зайчишка Глядит из куста. У зайчика нету Такого хвоста.
Тень-тень, потетень, Выше города плетень. Сели звери под плетень, Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: Всему свету я краса! Похвалялся зайка: Поди догоняйка- ка! Похвалялись ежи: У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: Могу песни я петь! |
Использование потешек дает хороший результат, т.к. обработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы могут быть широко использованы для решения многих логопедических задач.
Литература:
Русское народное творчество детскому саду. М., 1972 г.