Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Дата публикации: 2023-01-17 11:03:18
Статью разместил(а):
Шаравина Юлия Валерьевна

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Авторы: Фоталина В.С., Пинигина Н.Н.

МБДОУ г. Иркутска "Детский сад № 156"

 

1. Нормативно-правовая база.

Основанием проведения разработки ИОМ является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года № 1155. ФГОС ДО является основой для объективной оценки соответствия образовательной деятельности образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования, предъявляемым требованиям. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (п.1.7.))

Участниками образовательных отношений, включенными в реализацию оценки являются :( Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ (п.31. ст.2))  воспитанники, родители (законные представители),  педагогические работники и администрация ДОУ.

Согласно ФЗ от 29.12.2012. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а так же с оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать  согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся. 

Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации, кроме прочего, относится «индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях».

ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Она заключается в анализе освоения дошкольниками содержания образовательных областей. Результаты мониторинга индивидуального развития детей используются для построения дальнейшей образовательной траектории.

2. Определение понятия «Индивидуальный образовательный маршрут».

В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:

п. 1.6. — формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.

п. 1.4. — содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.

п. 2.10.2. — уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.

п. 3.2.1. — профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.

п. 3.2.3. — покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.

п. 3.2.5. — развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.

Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни. Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения индивидуальных особенностей Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям.

Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения.

Цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка.

Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Критерии, определяющие задачи индивидуальной стратегии развития: актуальный уровень развития способностей ребёнка; степень его готовности к образовательной деятельности; индивидуальные образовательные цели и задачи на ближайшую перспективу.

Ведущие задачи индивидуального образовательного маршрута:

· оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;

· сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т.е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, концентрировать внимание на выполнении упражнения, развивать самодисциплину и волевые качества;

· разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики; сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения; приучить ребенка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности, развить умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация);

· развить речь — эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы;

· сформировать знания о природной среде и мире социальных отношений; сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.

Методический инструментарий, который применяется в прохождении индивидуальной траектории развития:

· ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации;

· психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки;

· упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти; использование методик арт-терапии (лечение искусством, сказкой, изготовлением кукол).

3. Предварительная работа.

Предварительная исследовательская деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной, включая в себя следующие действия:

1. Сбор общих сведений о ребенке. Сбор данных о семье. (заполнение социального паспорта, беседа с родителями при поступлении в детский сад)

2. Изучение соматического здоровья , физических особенностей ребенка (медицинская карта).

3. Проведение диагностики индивидуального развития ребенка.

4. Разработка и осуществление ИОМ.

Результаты педагогической диагностики выносятся на педсовет, который в дальнейшем рекомендует обследовать детей специалистам ПМПК ДОУ. Консилиум составляет список детей, для которых актуальна разработка индивидуального образовательного плана работы.

На основании полученных данных составляются индивидуальные образовательные маршруты. Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:

· для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;

· для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;

· для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.

Индивидуальная работа планируется с опорой на «зоны успеха», индивидуальный подбор эффективных методик и приёмов педагогической работы. Содержание индивидуальной работы (ИР) отражается  в комплексно-тематическом планировании (КТП) .

При планировании ИР в КТП указывается с кем она проводится, вид работы, цель.

ИОМ разрабатывается на 1 учебный год, с рекомендованным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца.

5. Разделы ИОМ.

Общая информация о ребёнке и семье  

· Откуда поступил: семья; переведён из другого ДОО.

· Посещает ДОУ:  постоянно; с длительными  перерывами по причине ...

· Уровень адаптации воспитанника в новых условиях (по пятибалльной шкале)

· Состав семьи: указать количество членов семьи, с которыми проживает воспитанник

· Охарактеризовать тип семьи:

благополучная — стабильная, крепкая семья, имеющая достойный культурный уровень воспитания;

неблагополучная — обладает низким уровнем педагогической осведомлённости, малыш обделён родительской заботой и вниманием, конфликтная эмоциональная атмосфера в семье травмирует ребёнка, порождает психологические комплексы, к ребёнку применяют физические методы воздействия.

· Кто из взрослых воспитывает ребёнка

· Стиль отношений ребёнка со взрослыми членами семьи:

- авторитарный — жёсткий диктат и подавление свободы, унижение достоинства ребёнка;

- контроль и опека — ограничение самостоятельности, ограждение от забот и проблем, «тепличные условия»;

- попустительство — потакание желаниям ребёнка, избалованность ребёнка при пассивности взрослых;

- уважение и сотрудничество — помощь и поддержка, совместное переживание трудностей.

· Внешний вид. Необходимо отметить манеры, жестикуляцию, описать особенности мимики, походки и осанки, степень аккуратности и ухоженности.  

Соматическое здоровье.

Группа здоровья.

Наличие хронических заболеваний.

Характеристики аппетита:  хороший / плохой.

Выработана ли привычка дневного сна: да;  нет.

Страдает ли малыш энурезом: да; нет.

Моторика:

· общая моторика соответствует возрастной норме / отмечаются нарушения координации движения;

· мелкая моторика соответствует возрастной норме / отмечаются нарушения координации движения;

Познавательные умения и навыки:

Внимание — способен  концентрировать и удерживать внимание: да; нет

Память — скорость запоминания:  быстро; медленно;  быстро забывает

Доминирующий вид  памяти:  слуховая  ; зрительная

Мышление:

· Понимание пространственных ориентиров (сверху, снизу, слева, справа и т. д.): да; нет; частично

· способен подобрать обобщающее слово к нескольким однородным объектам (мебель, овощи, фрукты, животные и т. д.): да; нет; частично

· умеет выделять главное: да; нет; частично

· умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (лето — жарко, снег — зима и т.д.): да; нет; частично

· ориентируется  во временных параметрах (день, ночь, год, месяц и т. д.): да; нет; частично

Поведение во время учебной деятельности:

Развит самоконтроль: да; нет; не всегда

Дисциплинирован и  организован : да; нет; не всегда

На занятиях демонстрирует целеустремлённость и осознанность действий: да; нет; не всегда

Развитие речи:

Нарушения звукопроизношения: да; нет

Словарный запас: соответствует норме; не соответствует

Лексико-грамматический строй: нарушен; не нарушен

Характеристика деятельности ребёнка

Уровень владения навыками самообслуживания; заинтересованность и личная активность, демонстрируемая в игровой деятельности.

Особенности характера и поведения

· эмоциональный портрет ребёнка: жизнерадостный, плаксивый, позитивный, подавленный, спокойный или гиперактивный

· черты характера, особенности темперамента: активный или пассивный, агрессивный или уравновешенный, уверенный или робкий, предпочитает индивидуальные или коллективные формы работы;

· Нравственные ориентиры:  развиты / не развиты 

· Навыки культуры поведения и общения:  развиты / не развиты 

Имеются ли  личные предпочтения, какие: да ; нет;

сфера творческой или интеллектуальной одарённости: да ; нет;  какая:

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь