Развитие познавательной активности дошкольника через проектную деятельность
Развитие познавательной активности дошкольника через проектную деятельность
Автор: Киселева Ольга Юрьевна
МБДОУ "Д/с 401"
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Объектом данного опыта является процесс развития познавательной активности у детей дошкольного возраста. Предмет: использование возможностей метода проектов в развитии познавательной активности.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме опыта позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что познавательная активность у детей дошкольного возраста может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться возможности метода проектов.
Цель – развивать познавательную активность детей дошкольного возраста через проектную деятельность
В соответствии с целью и гипотезой опыта были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе.
2) Выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
3) Определить возможности использования метода проектов в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
4) Экспериментально проверить эффективность использования метода проектов как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.
5) Развивать психические процессы как основу учебно-познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление).
Методологическую основу и теоретическую базу опыта составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина; идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у дошкольников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков; концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).
Актуальность данной работы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.
Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.