Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Коррекционная работа с детьми-алаликами

Дата публикации: 2023-11-20 07:29:52
Статью разместил(а):
Бодрова Наталья Сергеевна

Коррекционная работа с детьми-алаликами

Автор: Бодрова Наталья Сергеевна

 

Коррекционная работа с детьми-алаликами.

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Коррекционные работы при алалии предполагают занятия на развитие всех сторон речи, например: стимуляцию речевой активности; формирование словарного запаса; развитие фразовой и связной речи; занятие на звукопроизношение и грамматическое оформление высказывания; логоритмику.

Предлагаю картотеку заданий для работы с детьми, страдающих алалией:

ЗАДАНИЕ № 1. ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

1. Широко открываем рот, громко поём:

- А-а-а!

- Как мама укачивает малыша?

- А-а-а!

2. Округляем губы, громко поём:

- О-о-о!

- Как плачет мальчик, у которого болит зуб?

- О-о-о!

3. Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:

- У-у-у!

- Как гудит паровоз?

- У-у-у!

4. Растягиваем губы в улыбку, громко поём:

- И-и-и!

- Как кричит лошадка?

- И-и-и!

5. Дети заблудились в лесу. Они кричат:

- Ау! Ау!

6. Малыш плачет:

- Уа! Уа!

7. Ослик кричит:

- Иа! Иа!

ЗАДАНИЕ № 2. РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ.

1. Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и опускается по лесенке (повышение и понижение тона):

-     А-а-а!

-     О-о-о!    И т.д.

2. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:

-     А-о-у-и!

-     У-а-и-о!   И т.п.

3. Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:

-     Как мама укачивает малыша?

-     А-а-а!

-     Как гудит паровоз?

-     У-у-у!   И т.п.      

ЗАДАНИЕ № 3. РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ.

1. Это корова. Корова мычит:     4. Это овечка. Овечка кричит:

- Му-му-му!                                          - Бе! Бе! Бе!

- Как мычит корова?                            - Как кричит овечка?

2. Это коза. Коза кричит:             5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:

- Ме-ме-ме!                                          - Пи! Пи! Пи!

- Как кричит коза?                              -  Как пищит цыплёнок?

3. Это кошка. Кошка кричит:       6.  Это собака. Собака лает:

- Мяу! Мяу!                                         -  Ав! Ав! Ав!

- Как кричит кошка?                          -  Как лает собака?

ЗАДАНИЕ № 4. РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

1. Это курочка. Курочка кричит:          4. Это лягушка. Лягушка квакает:    

- Ко! Ко! Ко!                                              - Ква! Ква! Ква!

- Как кричит курочка?                              - Как квакает лягушка?

2. Это гусь. Гусь кричит:                        5.  Это утка. Утка крякает:

- Га! Га! Га!                                                -  Кря! Кря! Кря!

- Как кричит гусь?                                    - Как крякает утка?                    

3. Это кукушка. Кукушка кукует:           6.   Это петушок. Петушок поёт:

- Ку! Ку!                                                     - Ку-ка-ре-ку!

- Как кукует кукушка?                             -  Как поёт петушок?

ЗАДАНИЕ № 5. РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

1. Мальчик играет на дудочке:             4. Девочка звонит в колокольчик:

- Ду-ду-ду!                                            - Динь! Динь! Динь!

- Как играет мальчик?                         -  Как звонит колокольчик?

2. Мальчик играет на барабане:          5.  Папа стучит молотком:

- Бум! Бум! Бум!                                  -  Тук! Тук! Тук!

- Как играет мальчик?                         -  Как папа стучит молотком?

3. Машина гудит:                            6.  Дать ребёнку поиграть на барабане,

- Би-би-би!                                       дудочке, позвонить в колокольчик,

- Как гудит машина? постучать молотком, произнося звукоподр.                                                         

ЗАДАНИЕ № 6. ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ.

1. Мячик упал в воду:                       3.  Девочки качаются на качелях:

- Ах! Ах! Ах!                                      - Ух! Ух! Ух!

2. У девочки болит зуб:                   4.  Папа рубит дрова:

-    Ох! Ох! Ох!                                      - Эх! Эх! Эх!

ЗАДАНИЕ № 7.

1. Мальчик погоняет лошадку: Проговариваем цепочки слогов:

- Но! Но! Но!                                                   НА-НА-НА

- Как мальчик погоняет лошадку?                НО-НО-НО

2. Девочка наказывает куклу:                      НУ-НУ-НУ

- На! На! На!                                                    НЕ-НЕ-НЕ

- Как девочка наказывает куклу?                   НИ-НИ-НИ

3. Дядя погоняет ослика:   Ну! Ну! Ну! 

4. Малыш не хочет есть:                

- Не! Не! Не!                                            

- Как капризничает малыш?                 

ЗАДАНИЕ № 8. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ.

1. Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как  ушки. 

2. Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут крыльями.

ЗАДАНИЕ № 9. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

1. Работаем с пластилином: учим ребёнка скатывать шарики, сплющивать шарики в лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки.

2. Выполняем упражнение «Пальчики здороваются» сначала на правой руке, потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой.

ЗАДАНИЕ № 10. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ.

ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком: Ляля, Киса, Зая, би-би.

Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем: Что я убрала?

 Ребёнок отвечает: БИ-БИ. и т.п.

ЗАДАНИЕ № 11.

1. Малыш топает:                               4.  Часы бьют:

ТОП-ТОП-ТОП                                  БОМ-БОМ-БОМ

Как топает малыш?                         Как бьют часы?

2. Вода капает:                                   5.   Охотник стреляет:

КАП-КАП-КАП.                                ПИФ-ПАФ

Как капает вода?                           Как стреляет охотник?

3. Часы тикают:                             6.    Зайчик прыгает:

ТИК-ТАК                                         ПРЫГ-ПРЫГ

Как тикают часы?                          Как прыгает зайчик?

ЗАДАНИЕ № 12.

Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:

- Папа! Ау!         - Дядя! Ау!

- Мама! Ау!        - Катя! Ау!

- Тётя! Ау!          - Нина! Ау!

 Помоги девочке, покричи вместе с ней.

ЗАДАНИЕ № 13.

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

- У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»

Катя: «А-А-А!»  Ляля  бай-бай!

- Катя, дай Лялю!

- Тётя, на Лялю!

Просим ребёнка повторить.

ЗАДАНИЕ № 14.

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

- Это Вова. У Вовы  би-би.

- Вова, дай би-би.

- Тётя, на би-би.

- Мама, на би-би.

- Папа, на би-би.

Просим ребёнка повторить.

ЗАДАНИЕ № 15. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ.

1. Прыжки на обеих ногах.                 3.  Ходьба на месте.

2. Прыжки на левой ноге,                   4. Ходьба на носочках.

на правой ноге.                                   5. Ходьба на пятках.

ЗАДАНИЕ № 16. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ.

1.         Прыгаем как зайчики, высоко «подняв ушки».

2.         Ходим, поднимая и опуская руки, как птички машут крылышками.

3.         Прыгаем  на двух ногах через низко натянутую верёвочку.

ЗАДАНИЕ № 17. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ.

ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок  поворачивается,  спрашиваем:    

Что я поменяла местами?

Ребёнок показывает и называет.

ЗАДАНИЕ № 18.

Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

Вот солдатики идут,

Вот идут, идут, идут.

Ружья на плечах несут,

Вот несут, вот несут.

Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

- Тра-та-та! Тра-та-та!

- Тра-та-та! Тра-та-та!

ЗАДАНИЕ № 19.

Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

Вот охотник в лес идёт,

Он идёт, он идёт.

Волка серого убьёт,

Он убьёт, он убьёт.

Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

ЗАДАНИЕ № 20. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ1. Ходьба по узкой доске, положенной на пол.

2. Игра с мячом (бросать и ловить мяч двумя руками), ударять об пол и ловить двумя руками.

3. Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча.

ЗАДАНИЕ № 21. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ.

1. Складывание пирамидок по образцу и по памяти.

2. Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.

3. Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов.

ЗАДАНИЕ № 22.

Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает: Пошёл зайчик под кусток.

 Ребёнок проговаривает вместе со взрослым: Прыг-скок! Прыг-скок!

 Далее проговаривает один взрослый: Поймал белку за хвосток.

 Ребёнок проговаривает вместе со взрослым: Прыг-скок! Прыг-скок!

ЗАДАНИЕ № 23. СЕМЬЯ.

Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.

Задавайте ребёнку вопросы:

- Где мама?

- Где папа?

- Где баба?  И т.д.

Пусть показывает и называет.

Подберите фотографии для составления простых предложений:

Мама идёт.

Папа сидит. И т.д.

Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.

Глаголы по теме:  идти, сидеть, пить, есть.

ЗАДАНИЕ № 24. ИГРУШКИ.

Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка: Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.

Показывайте и называйте: Это кубик. Это мяч. И т.п.

Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.

Работаем над простыми предложениями: Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.

Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти.

ЗАДАНИЕ № 25. ЗВУКИ [В], [ВЬ] 

Учимся проговаривать слова и предложения:

        ВАТА          ВОВА                       Вот вата.              У Вити вода.

        ВОДА          ВИТЯ                       Вот вода.              Вова пил воду.

        ВАНЯ          ВАННА                   У Вовы вата.        Мама мыла Вову.

ЗАДАНИЕ № 26. ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения:

        ФОМА     КОФЕ                 Вот туфли.                   У мамы туфли.

        ФЕДЯ      КОФТА               Вот кофта.                   У Феди кофта.

        ФИМА     ТУФЛИ              Папа пил кофе.            У Фимы вафли.

ЗАДАНИЕ № 27. ЗВУКИ [П],[ПЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения:

       ПАПА     ПЕТЯ                 ПАПКА             ПИТЬ            Папа пилит.

       ПАША    ПОЛ                   ПАЛКА             ПИЛИТЬ       Вот полка.

       ПОЛЯ    ПОЛКА              ПИЛКА             ПЕТЬ             У Вовы пила.

Мама мыла пол.                Петя пьёт.

У Паши палка.                  Поля поёт.

ЗАДАНИЕ № 28. ЗВУКИ [Б], [БЬ]

Учимся проговаривать  слова и предложения:

         БАБА              БУЛКА              БИТЬ                          Вот баба.

         БОБИК           БАНКА              БОЛЬНО                    Ай, да баба!

         БОРЯ              БЕЛКА               БОЛИТ                      Вот Бобик.

БАБА

Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»

БОБИК

У Бори Бобик. Боря бил  Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить  Бобика!

ЗАДАНИЕ № 29. ЗВУКИ [Т], [ТЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения:

   ТАНЯ               ТЁТЯ          Вот Тома.                     У тёти Таня и Тома.

   ТОМА              КОТ            У Тимы кот.                 Тут Тима и Таня.

   ТИМА              ЛОПАТА   У Томы лопата.            Там лопата.

КОТ, ГОСТИ

У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!»    Тук! Тук! Тук! 

Кто тут?

Тут Тоня. Тут Таня.

 ЗАДАНИЕ № 30. ЗВУКИ [Д], [ДЬ]

Учимся проговаривать  слова и предложения:

         ДОМ                 ДАНЯ               ВОДА            Это дом.

         ДУШ                 ДУНЯ               КУДА            Это дым.

         ДЫМ                ДАША              ДЯДЯ            У дома дуб.

         ДЫНЯ              ДИНА               ДЕТИ              Дима у дуба.

         ДУДКА            ДЫНЯ

У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!». У Дины дыня.

Дина, дай дыню!

На, Дуня, дыню!

ЗАДАНИЕ № 31. ЗВУКИ [К],[КЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения:

КАТЯ                  КОТ           У Кати кот.                У дома каток.

КАША                КОЛЯ         У Коли кит.                Иди, Коля на каток.

КОСА                 КИТ            У мамы коза.             Иди, Катя, в кино.

КОЗА                 КИНО        У папы коса.              Ешь, Катя, кашу.

МАК                   БАНТ

У Кати мак. У Кати косы.

На, мама, мак. На, Катя, бант. Дай, Катя, мак.  

Данные упражнения могут использоваться как педагогами, так и родителями. Задания могут использоваться как на индивидуальных занятиях  в совместной деятельности педагога и ребенка, так и при закреплении дома с родителями.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь