Публикации педагогических, научных и творческих материалов ОНЛАЙН

  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.  Смотреть

Идентификаторы издательства в Книжной палате: 9908210, 6040511  Смотреть

         
kn publ ped      kn publ nau      kn publ tv
         

Печворк (кинусайга) как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников

Дата публикации: 2024-01-06 19:08:24
Статью разместил(а):
Белоусова Наталья Алексеевна

Печворк (Кинусайга) как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников

Автор: Белоусова Наталья Алексеевна

МБДОУ Детский сад № 1 "Лучик", г. Гуково, Ростовская область

 

«Когда мы занимаемся творчеством, наше сердце раскрывается и переливается цветами радости и счастья». Анна Байкова.

Одной из задач федеральной образовательной программы является достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. В современном мире информационно-коммуникативных технологий увлечь ребенка дошкольного возраста продуктивным ручным трудом не просто.

Ручной труд, требующий усидчивости, упорства, аккуратности и точности выполнения представляется современному дошкольнику неинтересным действием. Возможно потому, что получения итогового  результата нужно добиваться определенный промежуток времени и прилагать для этого определенные усилия руки, а это довольно сложно, учитывая, что современным детям достаточно просто нажать клавишу мыши или телефона в компьютерной игре и получить результат гораздо быстрее и легче. А ведь давно уже доказано, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка, и уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Сегодняшние первоклассники, по отзывам учителей, часто испытывают серьезные трудности с овладением письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки [1]. Поэтому проблема подготовки руки к письму  является актуальной, и именно в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [2].

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности [2].

Работая воспитателем детей старшего дошкольного возраста, я столкнулась с проблемой слабо развитой моторики пальцев у моих воспитанников. Некоторые ребята неохотно рисуют, не хотят вырезать или клеить, особенно мелкие детали. Для решения данной  проблемы я решила попробовать в работе с детьми технику «Кинусайга».

Почему именно эту технику? Применение техники «кинусайга» способствует развитию мелкой моторики руки. Во время выполнения задания обеспечивается хорошая тренировка пальцев, развивается точность, координация движений пальцев, что хорошо подготавливает руку к письму. Так же применение данной техники способствует  обогащению сенсорных впечатлений, стимуляции образного и пространственного мышления, творческих способностей, воображения.

Кинусайга – это искусство создания картин из небольших лоскутков ткани (японская техника). Еще эту технику называют пэчворком без иглы, в котором целое изображение делается из кусочков ткани. Изучив и проанализировав авторские разработки и методические пособия по этой теме, я познакомила своих воспитанников с историей возникновения этого вида рукоделия. Затем показала несколько готовых работ, которые дети с интересом  рассмотрели  и спросила, кто из детей хотел бы попробовать сделать такие же изделия? Желающих оказалось всего несколько человек.

Для работы я подобрала разнообразные кусочки ткани. Самое главное, чтобы края ткани не осыпались, ткань была не прозрачная,  желательно разных цветов и оттенков. Еще я приготовила пеноплекс (можно использовать плотный пенопласт толщиной не менее 1,5 см.), рисунки-трафареты, канцелярский нож, линейки, простые карандаши, ножницы и стеки (можно палочки для суши) по количеству детей. Первым шагом и самой важной темой на наших занятиях стоит тема безопасности в работе с острыми предметами, она повторяется регулярно и считается главным правилом работы в технике кинусайга.

Второй шаг - это последовательность выполнения работы:

1. На подготовленную основу (заготовленный мною квадрат или прямоугольник из пеноплекса) ребенок наносит рисунок по трафарету так, чтобы рисунок немного «вдавился» в пеноплекс, снимает трафарет и по линиям обводит рисунок еще раз карандашом. При помощи линейки проводит дополнительные линии для того, чтобы было удобнее «заполнять» фон. На обратной стороне пеноплекса рисует рамку, отступив 1-1,5 см от края. Все дополнительные линии, которые дошли до края поля, продляет по торцу и на обратной стороне до линии рамки.

2. Я прорезаю канцелярским ножом намеченные карандашом линии. (ВНИМАНИЕ! Детям дошкольного возраста не следует пользоваться таким ножом!). Таким образом намечаются сектора разного размера в зависимости от рисунка, которые нужно заполнить тканью.

3. Ребенок прикладывает ткань на элемент рисунка, который будет заполнять, немного с припуском. Стекой проталкивает ее в разрезы, но не до конца, а как бы «намечая» рисунок. Далее  ножницами, положенными горизонтально, отрезает лишнюю ткань. С помощью той же стеки заправляет обрезанный край ткани до конца в разрезы. Таким образом, заполняется весь рисунок. Остается дело за фоном. «Фасад» заполняется в виде рамки из ткани другого цвета. Тоже самое делается и на обратной стороне пеноплекса.  Картина готова. 

Получившиеся картины детей отлично будут смотреться на стене - соорудим импровизированную петельку. 

Видя увлеченность своих воспитанников данной техникой, я сделала вывод, что применение техники «Кинусайга» в образовательном процессе связана с возможностью использования её как средства развития мелкой моторики рук, обеспечивает хорошую тренировку рук, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев, способствует развитию интереса к этому виду деятельности и дает большой обучающий и развивающий эффект для развития детей. Во время работы обогащаются сенсорные впечатления, образное и пространственное мышление, зрительно-двигательная координация, воображение, творческие способности. Как известно, всё это стимулирует и развитие речи у детей. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

 

Литература:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998. – 192 с., ил.

2. Новоторцева Н.В. Учимся писать: обучение грамоте в детском саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo lr7    
Договор-оферта    
Правила публикации    
Презентация издательства        Контакты     
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 72035 от 29.12.2017г.
   svid smi
                   
  Публикация в соавторстве   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь